Марина Цветаева: Век мой – враг мой, век мой – ад Print

Наверное, многие мечтают писать, как Марина Цветаева. Но, наверняка, никто не пожелал бы повторить её судьбу. Запретная любовь, эмиграция, преследования, смерть близких, нищета, самоубийство – не многовато ли для одной женщины-поэта?

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Позже имя будущей столицы неоднократно будет возникать в стихах поэтессы, кардинально стилистически отличая её от петербурженки Ахматовой.

Семья Цветаевой предполагала наличие у детей хорошего образования: отец Иван Владимирович – по крови немец, профессор Московского университета, филолог, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств, мать – из польской семьи, пианистка. Марина училась в частной женской гимназии им. Брюхоненко, потом в пансионатах Лозанны (Швейцария), Фрайбурга (Германия), а также в Сорбонне (Франция). 

Как вспоминает сама Марина, писать стихи она начала ещё в детстве, причём на нескольких языках. А первый сборник «Вечерний альбом» она опубликовала на свои деньги в 1910 году. Поэтическое окружение встретило первые попытки поэтессы одобрительно, её хвалили Брюсов, Гумилёв и Волошин. Двумя годами позже вышел второй сборник – «Вечерний фонарь». Обоим альбомам присуща автобиографическая откровенность и дневниковый принцип, а это всегда подкупает.

Но требовательность и самокритичность была присуща Марине Цветаевой ещё в раннем возрасте. Поэтому в 1913 году она отобрала из нескольких сотен только самые лучшие свои стихи и составила из них сборник «Из двух книг».

При этом Марина Цветаева не стремилась влиться в литературный контекст времени и среды, не посещала литературных собраний, не соблюдала правил литературной игры, считая свою поэзию не работой, а исключительно способом самовыражения. 

Но, как и большинство русской литературной богемы начала ХХ века, юная Цветаева гостевала в доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле, где она и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, ставшим для неё воплощением рыцарства и благородства. В январе 1912 года они обвенчались, а в сентябре того же года на свет появилась их дочь Ариадна.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

1914-1916 годы обозначены для Цветаевой новой любовью и первой жизненной катастрофой, а для мира – появлением поэтического цикла «Подруга», где со множеством трогательных бытовых деталей описаны отношения Марины Цветаевой и Софии Парнок.

Марина Цветаева и София Парнок

София Парнок и Марина Цветаева

Спустя год после возвращения Цветаевой к мужу у них появляется дочь Ирина. Эфрон присоединяется к белому движению. Цветаева открыто поддерживает белых в стихах (сборник «Лебединый стан») и публичных высказываниях. Тяжёлые времена и нищета вынуждают Марину Цветаеву отдать обеих дочерей в приют в Подмосковье. Но Ариадну она вскоре забрала обратно домой, а младшая Ирина умерла в приюте от голода в возрасте 3-х лет.

Дочери Цветаевой Ариадна и Ира

Дочери Цветаевой Ариадна и Ира

Из-за преследования белого движения Цветаева и Эфрон сбегают в эмиграцию в 1922 году. Некоторое время они живут в Берлине, потом в Чехии, Париже. В 1925 году, в Чехии, у них родился сын Георгий (в кругу семьи – Мур).

Сын Цветаевой Георгий Мур Эфрон

Сын Цветаевой Георгий (Мур) Эфрон

Даже в эмиграции Цветаева продолжает писать стихи и поэмы, печатает их в журналах и даже налаживает контакты с литературным окружением, переписывается с Пастернаком и Рильке, дружит с Андреем Белым. В Чехии у неё случается роман с русским эмигрантом К. Родзилевичем, чему посвящены «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

С 1931 года Сергей Эфрон начинает хлопотать о возвращении в Россию, сотрудничать с советскими спецслужбами, что делает проживание в эмиграции трудным. В этот период Марина Цветаева перестаёт писать. Первыми на родину возвращаются муж Цветаевой и дочь, Мур тоже стремиться к отцу. Желая воссоединения семьи и опасаясь угрожающей Европе войны Марина Цветаева принимает роковое решение возвратиться в СССР, что и происходит в 1939 году.

Блудная семья поселяется на подмосковной даче НКВД в Болшеве. Но счастья ждать не приходится – вскоре Эфрон и Ариадна были арестованы, Эфрон вскоре расстелян. Цветаева с сыном начинают скитаться. Литературное окружение её не поддерживает, ибо она – жена и мать «врагов народа». Кое-как прокормить себя и уже взрослого Мура удаётся лишь переводами.

Марина Цветаева

"Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход – от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода."

Вспоминает Марина Цветаева

Война изгоняет их в эвакуацию, сначала в Елабуг, потом в Чистополь. Цветаева пытается получить место посудомойки в писательской столовой, но работы для неё не оказывается. 31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась, оставив несколько прощальных писем друзьям с просьбой понять её и позаботиться о сыне. Похоронена Цветаева на Петропавловском кладбище в г. Елабуге, но точное месторасположение могилы неизвестно.

"Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить."

Последние слова Марины Цветаевой к сыну

 

Генрих Бёлль: 5 лучших книг немецкого писателя

Генрих Бёлль: 5 лучших книг немецкого писателя

1 Комментарий

Генрих Бёлль стал полноправным писателем в возрасте 30 лет. Его первая повесть «Поезд приходит вовремя» была опубликована в 1949 году. За этим последовали многие

Николай Гумилёв и Анна Ахматова: история любви, так и не ставшая сказкой

Николай Гумилёв и Анна Ахматова: история любви, так и не ставшая сказкой

1 Комментарий

Историю любви Николая Гумилёва и Анны Ахматовой трудно назвать красивой или романтичной. Она принесла много боли и страданий обеим сторонам. Николай Гумилёв трижды

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Библиотека

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.