Зельфира Трегулова – новый директор Третьяковской галереи Print

В Государственной Третьяковской галерее произошла смена руководства. Ирина Лебедева уволена с поста директора с формулировкой «по инициативе работодателя». Вместо нее назначена Зельфира Трегулова, ранее занимавшая должность руководителя музейно-выставочного объединения РОСИЗО.

 

 

 

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

(Из завещания Павла Михайловича Третьякова)

 

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. А уже в 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Шли годы. И сегодня Государственная Третьяковская галерея имеет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства, пережив войны, революции, смены политических режимов, а также, естественно, смену руководства.

Быть директором одного из трех ведущих музеев российской столицы – дело ответственное. Люди, которым выпадала честь возглавить Третьяковку, обычно задерживались здесь надолго. Например, бывший председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР Поликарп Иванович Лебедев был директором государственной галереи целых 25 лет: с 1954-го по 1979-й год. Затем Поликарп Иванович стал «персональным пенсионером союзного значения», а ему на смену пришел народный художник СССР Юрий Константинович Королёв, который руководил Третьяковкой до самой смерти (1980—1992).

Валентин РодионовВ декабре 1993 года правительственным распоряжением Родионов Валентин Алексеевич был назначен генеральным директором Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» сроком на два года. Но в итоге задержался на посту директора на целых пятнадцать. До 2009-го года. Его первоочередной задачей стало завершение ремонтно-реставрационных работ в Лаврушинском переулке. Ведь музей ему достался в жутком состоянии; на первые годы его руководства пришлись отключения электричества и забастовка охраны, хроническое безденежье и прочие прелести переходного периода. Но пережив вместе с галереей «тяжелые 90-е», проблемы с финансированием, Родионов решил хозяйственные вопросы, а Третьяковка обзавелась новыми помещениями, стала устраивать большие проекты, включая международные выставки и празднование собственного пышного 150-летия.

Но помимо спасения Третьяковки от разрухи с именем Родионова также связано несколько громких скандалов. Так, в 2005 году недовольство дирекции галереи вызвал спецпроект «Сообщники», который курировал известный искусствовед Андрей Ерофеев. Родионов счел содержащую изображения обнажённых частей тел экспозицию несоответствующей статусу Третьяковки и намеревался её закрыть.

В октябре того же года в ответ на коллективное письмо прихожан московского храма святого Николая в Заяцком, в котором православные верующие охарактеризовали работу художника Александра Косолапова «Икона-икра» как возбуждающую социальную и религиозную ненависть и вражду, Родионов распорядился снять с выставки «Русский поп-арт» данный фотоколлаж.

Также в 2007 году министр культуры России Александр Соколов в резкой форме раскритиковал подготовленную Третьяковкой к отправке в Париж выставку «Соц-Арт. Политическое искусство в России». В представленных на ней произведениях чиновник увидел черты позорящей страну порнографии. Руководство Третьяковской галереи подвергло список экспонатов цензуре и изъяло из него 17 работ. Затем Родионов подал в суд иск против Соколова о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом к этому послужили опубликованные в газете «Московский комсомолец» выдержки из выступления министра на пресс-конференции, посвящённой ситуации вокруг парижской выставки, в котором сам музей в завуалированной форме был назван организацией, погрязшей в коррупции. Все закончилось мировым соглашением.

А уже через год последовало странное двухэтапное увольнение Валентина Алексеевича. Новым директором галереи стала его заместительница Ирина Владимировна Лебедева, которая в своем интервью акцентировала внимание на том, что «Многое будет определяться именно тем, что я по образованию искусствовед, а Валентин Алексеевич не искусствовед. На общеизвестные вещи мы с ним смотрим по-разному».

ирина лебедева

До того, как возглавить музей, она четыре года была заместителем по науке прежнего директора Валентина Родионова, считалась крупнейшим специалистом в области авангарда, проработала в Третьяковской галерее с середины 1980-х, начав карьеру с должности простого научного сотрудника. За время работы Лебедевой в качестве директора, в частности, был создан попечительский совет, реформирован лекторий и организовано несколько десятков выставок в России и за рубежом. Самые крупные среди них — «Святая Русь», которая после Москвы была показана в Лувре, «Видение танца. К столетию Дягилевских сезонов», Александр Дейнека. Работать, строить и не ныть!» и многие другие.

Но не смотря на то, что еще в 2011-м году первую женщину-директора Третьяковки поддержал сам министр культуры Авдеев и коллектив галереи, отвергнув все обвинения в адрес Лебедевой в присвоении служебных квартир, незаконном начислении премий и распродаже фондов музея в частные коллекции, зимой 2015 года Ирина Лебедева была уволена с поста директора с формулировкой «по инициативе работодателя».

«В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей — нет кафе, магазинов, нет Wi-Fi. В планах руководства галереи — снижение посещаемости на 15%. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром»,- так объяснили в департаменте культурного наследия Минкультуры РФ причины увольнения Лебедевой.

О том, что в галерее не хватает эффективного управленца, говорили и подчиненные Ирины Лебедевой. Они даже написали открытое письмо. По слухам Лебедева незаконно заняла служебную квартиру по адресу Лаврушинский переулок дом 10 квартира 9, принадлежащую Галерее на праве оперативного управления. При этом оплата коммунальных услуг осуществляется за счет Галереи.

Тем временем вместо Ирины Владимировны, которая проработала в Третьяковской галерее 30 лет и возглавляла ее в течение последних 5 лет, на пост директора была назначена Зельфира Трегулова, перешедшая на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО.

зельфира трегулова

По ее словам на предложение возглавить Третьяковскую галерею она согласилась не сразу: «…я взяла пару дней на размышление. Я уже говорила о том, что мне надо было понять для себя самой, есть ли мне что предложить Третьяковской галерее и смогу ли я поднять эту меру ответственности. И потом, нужно было подумать о том, смогут ли мои коллеги в «РОСИЗО» развивать те проекты, которые были уже придуманы и запущены».

«Надо понять, что еще можно сделать, говорит она. — Чтобы, как это происходит в лучших европейских мировых музеях, Третьяковка стала важнейшим средоточием ценностей культуры. И это не только традиционные выставки, но и самые разные формы привлечения посетителей, в том числе, основанные на современных технологиях».

Зельфира Исмаиловна закончила искусствоведческое отделение Исторического факультета МГУ, проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им А. С. Пушкина, на протяжении 11 лет работала заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля.

С 14 августа 2013 года Зельфира Трегулова — генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Следующим этапом в карьере музееведа с колоссальным опытом стал пост генерального директора ФГБУК «Всероссийское музейное объединение — Государственная Третьяковская галерея».

Хочется верить, что человек с подобным опытом действительно сможет многое «предложить Третьяковской галерее». Ведь перед Зельфирой Исмаиловной стоит множество задач: строительство нового корпуса, ремонт и перепланировка существующих помещений и выставки, выставки, выставки. О самых интересных из которых – непременно расскажет наш сайт.

третьяковка

автор Галина Малашенко

 

Центр современного искусства «М17»

Центр современного искусства «М17»

К современному искусству можно относиться по-разному. Одни его не понимают, другие – любят, а третьи – его поддерживают и продвигают. Вот и основная задача центра

Какой станет к 2025 году Третьяковская галерея?

Какой станет к 2025 году Третьяковская галерея?

До 2025 Государственная Третьяковская галерея кардинально изменит внешний вид и концепцию развития, которая будет реализована в срок до 2025 года. Она включает в

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Галина от 5 июня 2017 г. 8:53

Уважаемая Зельфира Исмаиловна! Смотрела передачу Сергея Николаевича "Культурный обмен", Надеялась, что Ваша речь будет идеальной. Нет сегодня такой идеальной русской речи, о которой я мечтаю. Вы также произнесли слово "феномен" с ударением на последнем слоге вместо второго. Затем Вы употребили современное слово-паразит "как бы". А также в течение всего разговора шокировало Ваше бесконечное  "..а...", а иногда и "..э...". Жаль, что и от Вас не услышала идеальной русской речи!

Вера Георгиевна от 29 мая 2016 г. 13:50

Я инвалид 1гр. при посещении музея мне необходима взрослая коляска с накаченными колёсами. в 2014г. в музее были только детские коляски, и вид у них был старого хлама. Колёса мне не накачали.Рекомендую приобрести инвалидную коляски  фирмы немецкой "ОТТО-БОКК" комнатную , чтобы не возиться с колёсами. Летом буду в музее, если картина будет таже, то буду подавать в прокуратуру. Надоело терпеть унижение!!!

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.