Адель Блох-Бауэр – загадочная модель на картинах Густава Климта. Кто она? Print

Полуобнажённая тёмноволосая красавица с чуть приоткрытыми губами и томным взглядом появлялась на роскошных картинах австрийского художника Густава Климта четыре раза, не считая многочисленных набросков. Юная Адель Бауэр была из респектабельной еврейской буржуазной семьи, как и её солидного возраста муж, Фердинанд Блох. Поэтому появление её на скандальных полотнах, от который так и сквозило «испорченностью», вызвало негодование у пуританской публики. Скандалы сопровождали портреты Адель Блох-Бауэр на протяжении всего ХХ века.

Густав Климт был частым гостем в салоне Адели и Фердинанда, начиная с 1899 года.

Вот как об Адели вспоминала её племянница Мария Альтман:

«Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая? как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная».

В 1901-м году художник написал «Юдифь I», для которого негласно позировала юная Адель. Этот портрет предвосхитил образ роковой женщины задолго до того, как в нём начали работать Марлен Дитрих и Грета Гарбо. А изысканные ювелирные рамы только подчёркивают этот архетип, являясь как бы продолжением картины.

Адель Блох-Бауєр модель на картине Густава Климта Юдифь I кто

Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта «Юдифь I» (1901 год). Галерея Бельведер, Вена

В 1903-м году муж Адели заказал Густаву Климту её официальный портрет. На протяжении следующих четырёх лет художник создал более 100 набросков, выбирая правильное положение головы и рук модели. И вот, в 1907-м году на свет появилась «Золотая Адель». На ней изображена Адель Блох-Бауэр в возрасте 26 лет.

Адель Блох-Бауэр набросок

Адель Блох-Бауэр набросок

Адель Блох-Бауэр

Эту картину также называют «Портрет Адели Блох-Бауэр I» или «Австрийская Мона Лиза». Она по праву считается одним из самых значительных полотен Густава Климта и австрийского Югендстиля в целом. В ней сочетаются все особенности «золотого периода» Климта: сочетание абстрактных декораций и реализма в изображении лица и рук, экзотическая символика, неуловимо пряная атмосфера.

Адель Блох-Бауєр модель на картине Густава Климта "Золотая Адель"

Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта "Золотая Адель" (1903 год). Галерея современного искусства в Нью-Йорке

Обилие золота на картине как бы вытесняет саму модель. Кажется, сама она устала от своей респектабельности, превратившейся в золотую клетку. Взгляд женщины будто говорит: «Я хочу вырваться на свободу».

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был выставлен в ателье Климта в Вене и появился в журнале «Немецкое искусство», а позже – на международной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет был показан в зале Климта на IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 года он был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 – в австрийской государственной галерее.

В 1909 году Густав Климт создаёт «Юдифь II» или, как её ещё называют, «Саломею». Увидев её, друг художника Альфред Басс написал в дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими». А французский искусствовед Жиль Нере предположил, что Климт явно писал «смертельный оргазм» роковой женщины, а не потрет добродетельной еврейской дамы.

Адель Блох-Бауєр. Модель на картине Густава Климта "Юдифь" или "Саломея"

Адель Блох-Бауэр на картине Густава Климта «Юдифь II» или «Саломея» (1909). Галерея современного искусства, Венеция

В 1912-м году Густав Климт создаёт ещё одну «Юдифь», уже более нежную.

Адель Блох-Бауэр. Портрет. Густав Климт

"Портрет Адели Блох-Бауэр II" (1912)

Муж Адели, Фердинанд, купил у Густава Климта оба портрета жены и ещё пять картин.

Адель Блох-Бауэр умерла 25 января 1925 года. В своём завещании она просила мужа после его смерти передать её портреты и четыре пейзажа кисти Климта австрийской Государственной галерее. Муж согласился, но после австрийский Бельведер получил лишь один из пейзажей. Поскольку у Фердинанда и Адели не было детей, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутман и Роберта Бентли.

Во время войны коллекция Блох-Бауэра была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. После войны наследники смогли вывезти большую часть собрания, при условии, что они добровольно-принудительно подарят музею картины Климта. Воспротивилась этому лишь Мария Альтман. После длительного и громкого судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» решением международного суда «Золотая Адель» и четыре другие картины Климта были признаны собственностью 79-летней Марии Альтман, проживающей в Лос-Анжелесе. Ходатайство правительства о выкупе картин было отклонено.

Таким образом, предсмертная воля Адели Блох-Бауэр была нарушена. 14 февраля 2006-го года картины улетели за океан. А уже 19 июня стало известно, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» или «Золотая Адель» купил за 135 миллионов долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей новой галерее в Нью-Йорке.

Сегодня самым главным портретом Адели Блох-Бауэр можно полюбоваться лишь гостям Нью-Йорка. Всем остальным остаётся довольствоваться его репродукциями на сувенирной продукции.

 

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

1 Комментарий

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

«Капричос» - это серия сатирических эстампов, созданная одним выдающимся испанским художником - Франсиско Гойей, и интерпретированная другим выдающимся испанским

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.