Георгий Якулов – художник эпохи авангарда, автор теории «разноцветных солнц» Print

Художник Георгий Якулов (1884-1928) жил и работал в эпоху авангарда, однако, своё творчество не относил к авангарду или какому-либо другому определённому направлению в живописи. Имел колоритный самобытный стиль, наиболее известен тем, что вошел также и в историю театра - как выдающийся театральный художник, удостоенный европейских наград в области декорирования и сценографии.

Жорж Великолепный

Армянин родом из Тбилиси, Георгий Якулов был чрезвычайно артистичен, увлекался поэзией, театром, умел производить впечатление и нравиться, за что в среде московской богемы получил прозвище «Жорж Великолепный». В своей квартире-мастерской в доме №10 на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, устраивал вечеринки, на которых собиралась творческая интеллигенция того времени - Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин (познакомившийся с Айседорой Дункан в мастерской Якулова), Алиса Коонен и Александр Таиров, Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, многие другие, в том числе, и прославленные маршалы: Семен Будённый, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.

портрет георгия якулова художники авангардисты кончаловскийПортрет Георгия Якулова, художник Петр Кончаловский, 1910, холст, масло, 176х143.

Дочь художника Петра Кончаловского, Наталья Кончаловская (являющаяся одновременно внучкой художника Василия Сурикова и матерью режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского), проживавшая с родителями всё в том же доме №10 на Большой Садовой, в своих мемуарах «Волшебство и трудолюбие» вспоминает:

«В те времена этажом ниже мастерскую занимал художник Якулов, друг отца. Образ его живет и ныне на портрете, написанном Петром Петровичем. Интереснейшая работа эта создавалась в эпоху «Бубнового валета» — общества молодых художников левого направления, искавших новые формы в рисунке и цвете.

Если наша семья жила общей, тесной жизнью, никогда не расставаясь, то нижние соседи наши — Георгий Богданович Якулов с женой Натальей Юльевной — были типичной богемой тех лет, богемой в положительном качестве этого понятия. Жили вдвоем. Жили на широкую ногу. Наталья Юльевна, худая, рыжая, элегантная, умная и обаятельная дама, очень подходила Георгию Богдановичу, небольшого роста армянину, франту и добрейшему товарищу. Дверь их мастерской была открыта днем и ночью, и там постоянно собирались художники, поэты, актеры и какие-то друзья из Армении. Во всех студиях были антресоли. На наших отец складывал уже законченные работы, а у Якуловых там была устроена спальня. Когда, бывало, мне приходилось забежать к ним поутру за какой-нибудь хозяйственной надобностью, то с антресолей высовывались две заспанные физиономии: иссиня-черного, еще не бритого Георгия Богдановича и ярко-рыжей, голубоглазой, белокоже-веснушчатой Натальи Юльевны. Над антресолями вился сизый дымок, а хозяева с папиросками в зубах выглядывали сверху: кто пришел?»

Георгий Якулов родился в многонациональном Тбилиси в 1884 году. Живописи с 1901 по 1903гг. обучался в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества, из которого был отчислен за систематические пропуски занятий, так как предпочитал обучаться по большей части самостоятельно и на дому. Со слов самого Георгия Якулова, он питал «страсть к импровизации, отрицал всякую учебу и навязывание себе чужого мировоззрения. Воспитанный в детстве на музыке и поэзии, стремился добиться в живописи умения выразить, прежде всего, свои эмоции» (Г.Б. Якулов. Автобиография. Гос. картин. гал. (ГКГ). Ереван, ф. 164, ед. хр. 360, с. 1 – 8, далее – «Автобиография Якулова»).

Теория разноцветных солнц

«Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, в Индии желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры...»

Георгий Якулов

С уходом из училища Якулов потерял право на отсрочку от воинской обязанности и его отправили служить в один из кавказских полков, где он соединял работу художника со службой солдата.

В свободное от воинской службы время Якулов много работал, наблюдал и изучал движение света, окрашивающего горы и долины, деревья и селенья в разные тона спектра.

В 1905 началась русско-японская война, Якулов был мобилизован и отправлен на Дальний Восток и дальше в Манчжурию, южнее Харбина.

«Смена контрастных впечатлений от “хладных гор Кавказа до маньчжурских сопок”, осевшая в сознании особенность здешних пейзажей с голубой полоской неба, “которая как радуга обрамляла силуэты гор, деревьев и зданий”, спиралеобразные вихри тайфунов, тонкая “линиарность” китайского искусства — все это способствовало рождению якуловской теории света, приведшей к идее о “разноцветном солнце”».

из книги «Георгий Якулов», Аладжалов С.И., Ереван, 1971, 319с.

Вопросы генезиса искусства захватили Якулова и он «стал строить теорию соотношения движения линий и цветов и тех психических особенностей в основных настроениях различных народов, которое ими вызываются, и построил для себя ту теорию происхождения стилей» («Автобиография Якулова»), которой оперировал в своем искусстве до последних дней.

Со слов Георгия Якулова, в 1905 он создал «Теорию разноцветных солнц», впервые прочёл её в Москве в 1906-07 годах в Обществе свободной эстетики, в 1913 году прочёл её в Париже художнику Роберу Делоне, который, как выяснилось, интересовался схожими проблемами в искусстве. Якулов и Делоне сблизились, и Якулов, когда бывал в Париже, всегда много общался с Робером Делоне и его супругой, художницей Сони Делоне.

В 1914 году Якулов изложил свою теорию в журнале «Альциона» в статье под названием «Голубое Солнце».

Участие Георгия Якулова в выставках

Вернувшись с русско-японской войны, в 1906 году Георгий Якулов выставляет на выставке «Московского товарищества» картину «Скачки», которая имеет большой успех (Якуловым в разные годы было написано несколько картин с названием «Скачки»).

якулов скачки 1905 художники авангардисты

«Скачки», Георгий Якулов, 1905 год, собрание ГТГ

Известный искусствовед и писатель Павел Муратов отозвался об этой картине следующим образом:

«Парадоксальный рисунок “Скачки” Г. Якулова проведен остро, художник интересно применил к своей теме цветные пятна китайских ваз».

Журнал «Весы», Павел Муратов

Отдельные композиционные построения картины — спираль и лестница — станут излюбленными декоративными формами в творчестве Якулова. Послушаем историю создания этого произведения от самого автора:

«Попав в Москву на скачки, я заметил движение толпы, обуреваемой азартом, напомнившим мне маньчжурский тайфун.

Соединив это впечатление с впечатлением от стеклянной ясности зеленого поля, карьера лошадей — я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая».

из книги «Автобиография Якулова»

После успеха «Скачек» Якулов в следующем 1908 году участвует в выставке «Венок» с целым рядом работ, которые получили, как писал художник в своей в автобиографии, одобрение Валентина Серова. Это были картины «Человек толпы», «Петухи», «Сухум под снегом», «Сад Эрмитаж», «Арабская симфония».

С этих пор началась профессиональная жизнь художника Георгия Якулова. Он участвует в многочисленных выставках, репродукции его картин печатают в журналах.

В январе 1909 года Якулов участвует в VI выставке «Союза русских художников», на которой экспонирует работы «Улица» и «Пожарная команда».

якулов улица известный картины художников авангардистов

«Улица», Георгий Якулов, 1909 год, картон, масло, бронза. Национальная галерея Армении, Ереван

Он пишет одну из своих лучших картин, дав ей то же название – «Скачки», на которой изобразил проминку тонконогих скаковых лошадей со своими жокеями в разноцветных камзолах под солнцем.

георгий якулов скачки 1911 художники авангардисты

«Скачки», Георгий Якулов, 1911 год, собрание ГТГ

Якулов сам был прекрасным кавалеристом и потому так метко скомпоновал характерные ракурсы всей кавалькады. Якулов ежегодно принимает участие в выставках, вначале «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников», а потом, вплоть до Октябрьской революции, в выставках «Мира искусств».

георгий якулов гулянье в парке художники авангардисты

«Гуляние в парке», Георгий Якулов, 1910-е. Бумага, гуашь, перо. Собрание ГТГ

Роль Георгия Якулова в театральном искусстве

Однако наиболее прославился Георгий Якулов как театральный художник: он оформлял лучшие театральные постановки своего времени, был моден и популярен как сценограф, совершивший революцию в театральном оформлении. В 1927 году для дягилевской антрепризы Георгий Якулов оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар. Примечательно, что для «Стального скока» Якулов не только организовал сценическое пространство, но и написал либретто. К тому времени в его багаже уже имелись две высшие награды Всемирной выставки декоративного искусства, и казалось, что большая международная слава Якулова только начинается. Но всего через год с небольшим после парижской премьеры, в 1928 году, Якулов скоропостижно скончался в Ереване, куда уехал подлечиться и отдохнуть.

В 1967 году армянские художники основали «Общество друзей Георгия Якулова», которое, в частности, помогало выкупать произведения художника у коллекционеров на аукционах с целью создания коллекции произведений на исторической родине художника. Сегодня картины Якулова находятся в музеях Парижа, Москвы, Еревана и ряда других городов. Наиболее полная коллекция произведений Якулова хранится в ереванской картинной галерее.

При подготовке статьи использованы фрагменты книги «Георгий Якулов», написанной заслуженным деятелем искусств Армянской ССР Семёном Аладжаловым, знавшим Георгия Якулова лично и находившегося рядом с ним в последние годы творчества художника.

автор: Елизавета Мельниченко

 

 

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

«Капричос» - это серия сатирических эстампов, созданная одним выдающимся испанским художником - Франсиско Гойей, и интерпретированная другим выдающимся испанским

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Ни для кого не секрет, что без Галы не было бы Сальвадора Дали. Они были более, чем муж и жена, более, чем художник и модель. Они – это два полушария одного мозга,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.