Слыша имя Натальи Гончаровой, мы, конечно же, в первую очередь вспоминаем о возлюбленной Александра Пушкина. Но, не менее известной в их семье оказалась её правнучатая племянница - Наталья Сергеевна Гончарова. Она стала родоначальницей авангарда в России и одним из ярчайших представителей этого течения в мире.
Наталья Гончарова родилась 4 июня 1881 года в селе Нагаево под Тулой. Её отцу принадлежало несколько сёл и усадеб, которые Наташа в детстве часто посещала. Уже в эти годы Гончарова влюбилась в сельский быт, и при возможности предпочитала жить именно в глубинке. Возможно, такая любовь к природе и повлияла на её увлечение искусством, и помогла выбрать свой жизненный путь.
В 20 лет Наталья Гончарова поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к Сергею Михайловичу Волнухину и Павлу Петровичу Трубецкому. Но очень скоро Гончарова поняла, что её призвание – живопись, и перешла на курс к Константину Алексеевичу Коровину. Впоследствии она не раз будет вспоминать слова своего учителя: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».

Наталья Сергеевна Гончарова
В это же время она знакомится со своим будущим мужем, на тот момент известным уже живописцем Михаилом Федоровичем Ларионовым. Именно этот человек и повлиял на творчество будущей художницы. В те годы Наталья Гончарова полностью разделяла его художественные взгляды, но, тем не менее, вносила что-то своё в творчество. Как рассказывала сама Наталья Гончарова, в те годы она «более всего училась у современных французов».
В 1903 году пара отправляется в Крым, где Гончарова рисует плакаты для сельскохозяйственной выставки, которая проходит в здании, построенном её отцом. Именно во время этого путешествия художница начинает увлекаться импрессионизмом. Михаил Ларионов знакомит её с творчеством Гогена, Ван-Гога, Сезанна и других новаторов того времени.

«Стрижка овец», 1907 г.
Свои картины Наталья Гончарова выставляла еще с 1904 года, а двумя годами позже уже принимала участие в Осеннем Салоне в Париже.
В 1909 году Наталья Гончарова прекращает вносить оплату за образование и покидает училище, но не искусство. Она постоянно находится в поисках своего направления. В эти годы Гончарова начинает увлекаться стилистикой примитива. Манифестом неопримитивизма стал её «Автопортрет с желтыми лилиями».

«Автопортрет с желтыми лилиями», 1907 г.
Она также сосредотачивается преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего церковного. Написанные в 1911 году картины и по сей день считаются одними из лучших в её творчестве: ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин. Многие из сюжетов были посвящены религиозной тематике, а в полотнах «Жатвы» ясно просматривались апокалиптические интонации («Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город»).

«Ангелы, мечущие камни на город», 1911 г.
Вместе с Ларионовым Наталья Гончарова становится учредительницей общества «Бубновый валет» в 1910 году. После этого Гончарова начинает входить в различные художественные группы, такие как «Ослиный хвост» и «Мишень». Но основной её задачей на тот момент становится продвижение своих картин на Запад: Наталья Гончарова выставляет свои картины на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике».
Наталья Сергеевна Гончарова отличалась невероятной трудоспособностью. На одной из выставок в Москве она даже представила 762 произведения. За это её уважали многие коллеги. Благодаря своей харизме Гончарова часто выступала со вступительным словом на различных собраниях и считалась одной из ярчайших ораторов на художественных диспутах.
В 1913 году художница попробует себя в еще одном направлении - беспредметном искусстве («Пустота»).

«Пустота», 1913 г.
А в 1914 году Наталья Гончарова открывает еще одну грань своего творчества. По заказу Сергея Павловича Дягилева она начинает создавать эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок». Так как спектакль был тепло принят на парижских сценах, Дягилев предлагает Наталье Гончаровой постоянное место в антрепризе. Она принимает предложение, и в 1915 году вместе с Ларионовым покидает Москву, с твердым намерением навсегда остаться в Париже. Но гражданство Наталья Гончарова получит лишь в 1939 году.
Французский период Натальи Гончаровой был сфокусирован, в основном, на декораторской работе в театре. Вплоть до смерти Дягилева (19 августа 1929) она была одним из ведущих художников его антрепризы. Гончарова создала декорации для таких спектаклей как «Испания» Мориса Равеля, «Ночь на Лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского, «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского и других.

Эскиз декорации к балету «Золотой петушок», 1914 г.
Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. Несмотря на это, Гончарова всё же вносит новшество в театральный мир - передвижные декорации. Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма. Некоторые из эскизов таких костюмов дошли и до наших дней: «Архангел», «Волхв», «Апостол Марк».

Эскиз костюма «Архангел»
Но, не смотря на то, что 1920-30-е годы были связаны больше с театром, Наталья Гончарова не забрасывает живопись. Хотя картины её в эти годы стали более декоративными («Магнолия», «Изгородь и ветки», «Чертополохи»). Гончарова также пробует себя в качестве иллюстратора книг, занимаясь оформлением «Слово о полку Игореве».

«Магнолия», первая половина 1920-х
Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы. Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений. Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки». Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко. Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма. Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер. Также, она достаточно оригинально обыгрывает основную черно-бело-коричневую цветовую гамму этого направления.
Глядя на картины цикла «Испанки», можно выделить и еще одну ярко выраженную черту Гончаровой - стремление к эксперименту. Она никогда не боялась показать публике что-то невообразимое, к примеру, религиозные мотивы православия, переданные с помощью кубизма. Своим циклом «Испанки» художница как бы полностью трансформировала древнерусское искусство.

Из цикла «Испанки»
Марина Цветаева в своем эссе о Наталье Гончаровой сравнивает «Испанок» с готическими соборами. «Все от собора: и створчатость, и вертикальность, и каменность и кружевность. Гончаровские испанки – именно соборы под кружевом, во всей прямости под ним и отдельности от него. Первое чувство – не согнешь. Кружевные цитадели».

Из космического цикла
1950-40-е годы в творчестве Натальи Гончаровой были посвященны, в основном, натюрмортам и полотнам «космического цикла». В эти же годы она много работает над театральными декорациями многочисленных европейских и американских театров.
Кстати, лишь в 1955 году Гончарова с Лариным заключили законный брак. Причиной для этого послужило их творчество. Так как детей у них не было, то наследником творчества каждого из художников мог стать лишь законный супруг.

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов
Начало 60-х годов ознаменовалось для Натальи Гончаровой возвращением к искусству Ларионова. Их совместные выставки были организованы во многих городах Европы и Америки. Но, к сожалению, этот период её творчества длился не так долго. Наталья Гончарова скончалась 17 октября 1962 года в Париж. Но выставки её картин и по сей день пользуются огромной популярностью.
Благодаря своей целеустремленности, трудолюбию и таланту Наталья Сергеевна Гончарова смогла стать одной из самых ярких женщин-художниц русского авангарда.
Её талант не ограничился лишь живописью. Всю жизнь Наталья Гончарова не переставала учиться и открывать в самой себе новые горизонты. Благодаря такой силе характера яркие цвета её фантазий смог созерцать весь мир.
автор: Елена Яковлева