Почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова? Print

Валентин Серов – пожалуй, самый известный русский портретист конца XIX – начала XX века. За всю свою жизнь он написал более 250 портретов русской знати и интеллигенции, иностранцев и простолюдинов, преимущественно с натуры. Многие модели охотно позировали Серову по нескольку раз. Но было достаточно и таких, кто после первого опыта модели Серова напрочь отказывались впредь ему позировать, или вовсе не соглашались даже попробовать. При чём, позировать Серову не отказывались простолюдины и дети, а лишь только дворяне. Что же их так беспокоило?

Всё дело в том, что идеи портретиста Валентина Серова опередили художественные тенденции на более, чем 100 лет. Девизом Серова как художника был «Простота – естественность – правда». Такие стандарты и сегодня авангардным брендам удаётся продвигать с трудом. Что уж говорить о реакции на портреты русских дворян, привыкших к «вылизанным» парадным портретам. Справедливости ради стоит отметить, что Серов также охотно писал так называемые парадные портреты знати, генералов, промышленников и красавиц из высшего общества. Но при этом он совершенно не приукрашал то, чем наделила его моделей природа и то, к чему привёл их образ жизни. За это художника называли «беспощадным» и «злым».

серов портрет софии драгомировой

Валентин Серов. Портрет Софьи Драгомировой-Лукомской

Серов любил повторять: «Надо, чтобы мужик понимал, а не барин, а мы всё для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность». Он всегда стремился к простоте линий и форм.

серов портрет елены рерих

Нетрудно догадаться, что портреты на заказ – это главный источник пропитания для таких художников, как Валентин Серов. Логично было бы предположить, что в таких зависимых от благосклонности заказчика условиях художнику приходится всячески угождать и льстить своим моделям. Но Серов никогда не позволял себе подобных компромиссов, не уступал общественному мнению и не предавал свои принципы. И при этом ему всё же удалось стать самым модным портретистом своего времени. Ему заказывали портреты даже члены императорской семьи!

серов портрет николая ІІ

Серов. Портрет Николая ІІ

серов портрет александра ІІІ

Валентин Серов. Портрет Александра ІІІ 

Вероятно, секрет особого успеха портретов Серова заключался в том, что у художника был деликатный, индивидуальный подход к каждой модели. Каждую модель Серов писал не так, как её писали другие художники до него, а в максимально характерном именно для этого человека положении. Для этого Серов должен был обладать высоким вниманием к деталям, пониманием человеческой психологии и чувством природной красоты. Поэтому перед началом портрета Серов подолгу наблюдал за будущей моделью в разных ситуациях, располагая её привыкнуть к его присутствию и расслабиться. При этом он делал наброски, выбирая самую удачную позу и композицию.

серов портрет Е. Лосевой

Валентин Серов. Портрет Е. Лосевой

Например, на знаменитом «Портрете Иды Рубинштейн», который публика того времени встретила очень неоднозначно, а Илья Репин и вовсе не одобрил, Серов изобразил актрису и танцовщицу в одной плоскости с фоном, поскольку для него она была «воплощением Древнего Востока», и, по его словам, Ида на портрете «смотрит в Египет».

серов портрет иды рубинштейн

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Особой теплотой отличаются те портреты Валентина Серова, которые он писал с близких друзей. Например, с членов семейства князей Юсуповых, у которых художник часто гостил.

Вместе с тем, портреты тех, кому Серов лично не симпатизировал, часто получались даже немного карикатурными. Таким можно считать портрет Петра І, о личности которого Серов писал так: «Он был страшный, длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой».

серов портрет петра I

Валентин Серов. Портрет Петра Первого

Самыми трогательными, простыми и честными портрета Валентина Серова можно назвать портреты простолюдинов, детей и родных. В них совершенно нет официоза, помпезности и вычурности поз. К таким портретам относятся одна из любимых работ самого художника – «Девушка, освещённая солнцем» (модель – двоюродная сестра Серова, Мария Симонович), знаменитая «Девушка с персиками» (портрет Верочки, дочери Саввы Морозова) и «Мика Морозов» (портрет сына промышленника и мецената М. Морозова).

серов портреты знати дворян

Серов. Портрет Мики Морозова

серов портерт марии львовой

Валентин Серов. Портрет Марии Львовой

серов портрет дягилева

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева

серов портрет грусенбергов

Валентин Серов. Портрет Оскара и Розы Грусенберг

 

Василий Кричевский: живописец, график, архитектор, художник фильмов

Василий Кричевский: живописец, график, архитектор, художник фильмов

Архитектор, живописец, график, художник книги, исследователь народного творчества, дизайнер, сценограф, мастер декоративно-прикладного искусства, художник кино,

Хаим Сутин – «более великий художник, чем Ван Гог»

Хаим Сутин – «более великий художник, чем Ван Гог»

Уже этой осенью московский Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина совместно с парижскими музеями Орсе и Оранжери организуют в российской столице

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.