Венский Сецессион – «котёл» венского модерна Print

Собрались однажды венские художники – Густав Климт, Альфред Роллер, Коломан Мозер, Йозеф Хофман и другие – и решили порвать с консерватизмом и устоявшимися понятиями в искусстве. Создали художественную группу – так называемый Венский Сецессион (или «Венское отделение»), возвели для себя потрясающий выставочный павильон, создали мастерские и даже издавали журнал. Вот как родился и расцвёл венский стиль ар нуво или модерн, который сильно повлиял на искусство Чехии, Хорватии, Польши и западного региона Украины.

Венский Сецессион. Зарождение и создание

Конец ХIХ века был переломным во многих отношениях. Начиналась новая эпоха, которая нуждалась в новой эстетике. Историзм и академизм в искусстве себя изжили, художники искали новые источники вдохновения, новые сюжеты и техники. Самые смелые и яркие из них стали в серьёзную оппозицию к старым устоям. Возглавил это движение мастер живописи Густав Климт. Именно он, а также литературный журнал «Ver Sacrum» (от лат. «Весна священная») сформировали ядро нового европейского искусства.

3 апреля 1897 года считается датой основания Венского Сецессиона. Примером ему служили Мюнхенский и Берлинский сецессионы, которые также развивали югендстиль (модерн).

Венский Сецессион. Новое здание Венского Сецессиона в Вене

Старые выставочные залы вряд ли приняли бы новое искусство «бунтарей». Молодые художники нуждались в собственном пространстве. Им стал возведённый в 1898-м году Йозефом Мария Ольбрихом (учеником создателя венской архитектурной школы Отто Вагнера) на улице Винцайле (Vienzeile) выставочный зал, также известный как Сецессион. Здание, увенчанное позолоченным куполом в виде шара из лавровых листьев, является ярчайшим примером модерна в архитектуре Вены.

Здание Венского Сецессиона

Здание Венского Сецессиона

Над главным входом в Сецессион размещена фраза художественного критика Людвига Хевеши «Эпохе – своё искусство, искусству – своя свобода».

"Эпохе - своё искусство. Искусству - своя свобода"

Надпись над главным входом в Венский Сецессион: "Эпохе - своё искусство. Искусству - своя свобода"

Во время бомбёжки Вены 1945-м году здание Венского Сецессиона сильно пострадало. В 1984-1985-м годах его реставрировали и вернули ему первозданный вид. Сегодня здание используется по назначению, а рядом с ним строятся ещё и подземные выставочные помещения.

Венский Сецессион. Выставки

Первая выставка Венского Сецессиона в новом зале состоялась в 1898-м году. Благородная публика приняла новую инициативу на ура, ведь в Сецессионе они могли ознакомиться также и с работами известных французских импрессионистов.  

Афиша Первой выставки "Венского Сецессиона"

Афиша Первой выставки "Венского Сецессиона"

Первые выставки Венского Сецессиона представляли работы в стиле чистейшего модерна во всей его декоративности и вычурности. Но постепенно, с началом ХХ века, после Восьмой выставки формы его становятся более прямолинейными, в нём появляется всё больше геометрической абстракции.

Самой знаменитой выставкой Венского Сецессиона считается Четырнадцатая, посвящённая Людвигу ван Бетховену. Именно на ней в 1902-м году была представлена статуя композитора, созданная Максом Клингером. А окружал её фриз Густава Климта – знаменитый «Бетховенский фриз». Этот цикл картин-фресок, изображающий Девятую симфонию Бетховена, считается одним из самых выдающихся произведений венского модерна.

Фрагмент "Фриза Бетховена"

Густав Климт, "Фриз Бетховена" (фрагмент) 

Венский Сецессион. Венские мастерские

Дабы реанимировать венское искусство и грамотно охватить все его сферы, архитекторы, художники, ремесленники и коммерсанты объединились в так называемые Венские мастерские (созданные в 1903-м году). Это предприятие было чем-то вроде Гильдии ремесла, и призвано должно было сочетать утилитарность, художественную выразительность и высочайшее качество выпускаемого продукта.

Венские мастерские отличались комфортными условиями труда и отличным отношением к рабочим. Все работы, созданные под эгидой Мастерских, выполнялись в единственном экземпляре и были подписаны автором. За безупречное качество работ отвечали лично создатели Мастерских Йозеф Хофман и Коломан Мозер. Последние напрочь отказались удешевлять продукцию использованием некачественных материалов.

Венский Сецессион. Поздний модерн

В 1919-м-1920-х годах главой Венского Сецессиона был Франц Мосснер. Группа продолжала развивать ар нуво, но в нём всё больше преобладал функционализм. Видимо, давали о себе знать упаднические тенденции модерна (склонность к излишней символике, вычурная эротика, искажение предметов реального мира).

Идейный вдохновитель Венского Сецессиона покинул группу ещё в 1905-м году. Само объединение прекратило существовать в 1932-м году. И в этом нет ничего удивительного. Ведь каждой эпохе – своё искусство.

Автор: Юлия Сидимянцева

 

Адель Блох-Бауэр – загадочная модель на картинах Густава Климта. Кто она?

Адель Блох-Бауэр – загадочная модель на картинах Густава Климта. Кто она?

Полуобнажённая тёмноволосая красавица с чуть приоткрытыми губами и томным взглядом появлялась на роскошных картинах австрийского художника Густава Климта четыре

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

«Капричос» - это серия сатирических эстампов, созданная одним выдающимся испанским художником - Франсиско Гойей, и интерпретированная другим выдающимся испанским

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.