Жак Калло. Средневековая гравюра за пределами реальности Print

Острый резец и хладнокровная наблюдательность Жака Калло создавали больше, чем просто гравюры. Они порождали фантастику реальности и реализм фантастичного.

Жак Калло - уникальный французский офортист XVII века, непревзойдённый мастер гравюры на металле своего времени.

Жак Калло. Художник-загадка

Личность художника Жака Калло загадочна и полна противоречий, как и его работы. Начиная с рождения художника (то ли 1592, то ли 1593 год), и заканчивая невозможностью доподлинно установить авторство всех приписываемых ему картин. Известно, что он родился в городе Нанси (в то время – столица герцогства Лотарингского, сегодня – часть Франции), в многодетной, но довольно обеспеченной семье Жана Калло – придворного глашатая. Художественные наклонности у Жака проявились рано – с детства он стремился запечатлеть на бумаге всё, что видел вокруг. А где самая благоприятная среда для развития подающих надежды художников? Естественно, во Флоренции, куда ещё подростком и отправляется Жак Калло, по одной из версий – вместе с табором цыган. Там он учится живописи у Ремиджио Кантагаллины, затем – офорту у Антонио Тампесты, но уже в Риме. А в 1611 году опять возвращается во Флоренцию, где начинает работать, и параллельно занимается в мастерской Джулио Париджи. Гравюры Жака Калло были признаны ещё при жизни самого художника, и он работает при дворе Козимо II Медичи.   

Callot

Жак Калло. Художник-репортёр

После смерти покровителя Козимо II Медичи в 1621 году Калло возвращается во Францию, но не оседает там, а начинает много путешествовать – отправляется в Нидерланды. Потом некоторое время живёт в Париже. Во время этих поездок и рождается Калло-репортёр. Художник изображал всё: натуру, пейзажи, бытовые и батальные сцены, массовые мероприятия и случайные происшествия. Но раз и навсегда он выбрал одну единственную технику – офорт (разновидность гравюры на металле) – и годами её совершенствовал, доведя до идеала. От острого резца сатиры Жака Калло не убежал никто: ни вельможа, ни крестьянин, ни воин, ни священник.

Callot

Жак Калло. Художник-новатор

Но методика Жака Калло совершенно далека от слепого копирования реальности. Художник практически отказывается от главных его инструментов: светотени, точной перспективы, правильных пропорций и красок. Вместо этого Калло использует особый резец, изобретённый им в 1617 году кислотоупорный лак и специальный метод травли доски, что в сочетании с лёгкостью и лаконичностью штриха и мастерским владением сухой иглой сделало работы Жака Калло узнаваемыми и неповторимыми.

Кроме того, Жак Калло совершенно отказывается изображать индивидуальные портреты, предпочитая рисовать многофигурные композиции, в идеале – толпу. Именно в этом жанре он достиг совершенства. Глядя на офорты Калло, мы будто смотрим на театральную постановку, где десятки, сотни фигур играют, на первый взгляд, сумбурный спектакль, но при детальном рассмотрении проясняется, что каждая, даже наименьшая фигура играет строго отведённую ей роль, а гармония замысла и исполнения – безупречна. При этом картина не перегружена деталями, ведь Калло – это мастер наброска, умеющий двумя-тремя штрихами изобразить «живую» фигуру в движении, предавая ей эмоцию и характер.  

Callot

Жак Калло. Художник-фантаст

Ещё один важнейший момент неповторимости гравюр Жака Калло – это тяга к деформации, гротеску и фантастике. Испытывая слабость к настоящим, диким проявлениям человеческой сущности, Калло любил их преувеличить. Но фантастика для Калло – скорее, не самоцель, а метод изображения контрастов бытия вычурного XVII века. Порой мало просто изобразить чрезмерное богатство или голодную бедность, а нужно, чтобы нищета бесновалась и кривлялась в гротескном образе горбатого бродяги или цыгана, а роскошь кичилась пузатым вельможей в мехах. При этом фигуры на переднем плане выглядят «гуливерами» в стране лилипутов – это ещё одна отличительная черта работ Жака Калло.

Callot

Жак Калло. Художник-созерцатель

Пристальный созерцатель, Калло находил в каждом человеке общесоциальные черты и переносил их на доску порой всего несколькими штрихами, но почти всегда – гротескно и фантастично. При этом его сложно назвать моралистом, он не насмехается, а лишь, будто бы, улыбается уголками губ и говорит: «Смотрите!».

Апогеем медитативной и даже хладнокровной наблюдательности Жака Калло стал цикл работ «Большие бедствия войны» (1632-1633), созданный им «по свежим следам» захвата Лотарингии королевскими войсками. Чувствуя бессилие перед ужасами войны, Жак Калло опять молча изображает её последствия: повешенных на дереве мародёров («Дерево повешенных»), разграбленные деревни, истощённых, но всё ещё способных на восстание крестьян, и жестокие расправы над ними.

Callot

Жак Калло. Художник-индивидуалист

Отрицая индивидуальное в человеке, сам Калло как художник стоит особняком. Трудно проследить влияние на него других художников, собственной школы офорта он тоже не создал. Хотя его особая манера гротеска и фантастики вдохновляла многих мастеров XVII-XIX веков, и не только граверов и рисовальщиков, но и писателей. Прямое влияние Жака Калло просматривается в самом известном произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес».

Работы гравера Жака Калло хранятся в Эрмитаже (Москва), галерее Уфиццы (Флоренция) и в Лувре (Париж), а также во многих частных коллекциях. Но до 23 августа 2015 года ценителям уникальных гравюр предоставляется шанс увидеть 70 листов художника в Культурном фонде IN ARTIBUS в Москве.

Автор: Юлия Каминская

 

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Ни для кого не секрет, что без Галы не было бы Сальвадора Дали. Они были более, чем муж и жена, более, чем художник и модель. Они – это два полушария одного мозга,

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

КОММЕНТАРИИ

Гонобобель от 9 января 2017 г. 16:55

Отличная статья, спасибо.
Вот только как-так вышло, что Эрмитаж в Москве? =D

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.