Батик: древнейшая, но актуальная техника Print

Слово “батик” происходит от индонезийских слов “ba” – воск (вариант - хлопчатобумажная ткань) и “tik” – капля (вариант - точка).

на фото: "Вишневая парочка", автор Решетова Елена, техника - горячий батик

Батик – это общее название разных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Подобный способ получения на ткани рисунка был известен еще в древнем Египте, Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Но родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега.

В Европу батик попал благодаря голландцам, которые в XVII веке колонизировали Индонезию. Из Голландии мода на батик распространилась по всей Европе. В Советском Союзе он стал популярен в середине XX века благодаря художнице Елене Трофимовой, которая, побывав в Индонезии, привезла это искусство в Союз.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Сегодня можно выделить четыре вида (техники) батика: холодный, горячий, узелковый батик и так называемую свободную роспись.

Холодный батик – это прием, при котором резерв (контур) наносится на шелк с помощью специальной стеклянной трубочки или прямо из тюбика. Нанесенные белые, цветные или перламутровые линии отделяют одно цветовое поле от другого, создавая очень четкий узор. После высыхания контура элементы рисунка расписываются стойкими красками. Этот прием наиболее прост в технологическом плане, поэтому так популярен. В СССР он начал использоваться с 1936 года в промышленных артелях для изготовления платков, шарфов, занавесок, скатертей и прочего.

 ажнакина наталья холодный батик панно ажнакина наталья сакура техника холодный батик
 

Золотая рыбка

автор Наталья Ажнакина

холодный батик

 Сакура

автор Наталья Ажнакина

холодный батик

При росписи горячим батиком контуры рисунка и его отдельные участки покрываются горячим резервом – парафином или воском – с помощью специального приспособления (чантинга). Последний представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную в деревянной ручке. Этот инструмент позволяет создавать сложнейшие узоры. Сегодня горячий воск наносят при помощи кистей, штампов, или просто капая его на полотно. По окончании работы резерв снимается с ткани.

Узелковый батик – это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии он широко распространен и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась": на ткань выкладывают камешки и завязывают их в ткань, после чего ткань окрашивают. Для большей абстрактности рисунка используются камешки разного калибра, которые размещаются на ткани ассиметрично. Если необходимо получить геометрически правильный узор, тогда, соответственно, камешки одного калибра размещаются симметрично. Подобное творение можно дополнительно украсить. На острове Суматра, к примеру, батик украшают бисером, в Индии – крупными бусинами, в странах Африки – вышивкой, жемчугом и раковинами. Этот способ, без преувеличения, можно назвать межконтинентальным: его использовали в доколумбовой Америке, в Тибете, на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесок. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стиле хиппи.

Этот метод окрашивания ткани не требует художественных навыков, достаточно знать основные приемы и немного поэкспериментировать. При узелковом батике рисунок создается при помощи простейших действий: с помощью завязывания, обматывания, складывания или прошивания ткани перед окрашиванием. Таким образом, выбранные нами фрагменты ткани защищаются от краски, а окрашиваются только те места, над которыми мы не проводили никаких манипуляций.

Техника свободной росписи заключается в том, что разными способами (грунтованием ткани специальным составом, добавлением раствора соли в краску, использованием масляных красок со специальными растворителями) контролируется растекаемость краски по ткани, толщина линий и насыщенность цвета. Эту технику можно использовать как самостоятельно, так и сочетать ее с другими техниками.

Кроме описанных техник батика, существует еще много его подвидов: батик прямой или обратный (вытравливание), однослойный или многослойный (зависит от количества слоев краски), а также роспись с помощью валиков, трафаретов, штампов и прочего.

Сейчас батик невероятно популярен. Его используют для создания одежды, настенных панно, предметов интерьера. Конечно, все это можно купить в магазине, но насколько приятнее иметь уникальное авторское изделие. Ведь в технике батика не существует двух идентичных рисунков.

автор: Юлия Каминская, галерист

фото работ авторов с сайта arts.in.ua

 

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин - иллюстратор и график с японским колоритом, которого называют одним из самых известных российских авторов «поколения до 40». Художник получил наибольшую

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Юля от 16 сентября 2011 г. 22:17

Думаю, можно почувствовать энергетику вещи и человека на интуитивном уровне, глядя на то, какие использованы цвета и образы. Ведь один и тот же натюрморт с яблоками у двух художников будет разным. А можно пообщаться с самим художником. В пределах Украины это осуществимо.
Даже не хочется думать, какую энергетику несут вещи, сделанные в подпольных китайских мастерских с использованием детского труда....
А попробовать сделать что-то самому непременно нужно! Еще год назад валяние шерсти казалось мне чем-то космическим. Попробовала и поняла, что это вполне постижимое и приятное рукоделие =)  Только забирает уйму времени. Возможно, вскоре поделюсь опытом и впечатлениями.

2 от 16 сентября 2011 г. 21:15

Вот каждый раз, смотря на подобную красоту, а, особенно привлекает в этом, что не существует двух идентичных рисунков, каждый раз задумываюсь - вот ведь и я так могу! Могу расписать ткань, чтобы был мой собственный рисунок... а могу просто купить готовую роспись в магазине... даже в сделанной под заказ вещи всё равно присутствует энергетика её создателя... как же узнать, кому можно доверять? с какими мыслями люди вообще творят подобное?...

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.