Скульптор-инженер Александр Колдер, его движущаяся скульптура и другие работы Print

Александр Колдер – потомственный американский скульптор, чьи знания инженера позволили ему создавать уникальные скульптуры, приводимые в движение силой стихий и законами физики. Так называемые «мобили», а также «стабили» (монументальные статические скульптуры) Александра Колдера украшают площади крупнейших городов Европы и Америки. А началось всё с проволочных украшений для кукол сестры.

Александр «Сэнди» Колдер родился в 1898 году в Лоутоне, штат Пенсильвания. Его дед, эмигрант из Шотландии, Александр Милн Колдер, а также отец, Александр Стирлинг Колдер, были известными скульпторами. Первому принадлежит огромное изваяние Вильяма Пена на вершине башни здания мэрии в Филадельфии, второй был автором множества инсталляций в районе Филадельфии. Мать была профессиональным портретистом родом из Парижа.

Уже в 4 года маленький Александр создаёт свою первую скульптуру – глиняного слона. В 1904-м году семья Колдера переехала в Калифорнию, где Александр получил свой первый набор инструментов и собственную мастерскую – в цокольном этаже их нового дома. Юный художник собирал на улице кусочки медной проволоки и делал из них украшения для кукол своей сестрички.

Александр Колдер. 1930 год

Александр Колдер в мастерской в Париже. 1930 год

На протяжении следующих десяти лет семья Колдера много переезжала, и в каждом новом доме у юного скульптора была собственная мастерская. Тем не менее, после окончания им средней школы в 1915-м году, родители, не желая ему тягот типичной жизни художника, убедили Александра изучать машиностроение. Сам он свой выбор профессии объясняет следующим образом:

«Я хотел стать машиностроителем потому, что один мой друг был машиностроителем, вот и всё. Я не до конца понимал значение этого термина, но думал, что лучше его принять».

Александр Колдер

Таким образом, Колдер поступил в Технологический институт Стивенса в Нью-Джерси, который окончил в 1919-м году.

Молодой выпускник сменил несколько мест работы – был и гидротехником, и чертёжником в компании «Нью-Йорк Эдисон». А в 1922-м году Александр получил должность механика на пассажирском судне. Во время стоянки в Сан-Франциско Колдер путешествовал в Абердин, штат Вашингтон, где жила его сестра с мужем. Местные пейзажи вдохновили Александра отправиться домой и взяться за кисти. Так он вернулся к карьере художника.

Александр Колдер вернулся в Нью-Йорк и поступил в Лигу студентов-художников. В время учёбы он подрабатывал в Национальной газете Полиции, где ему приходилось по заданию рисовать афиши для грандиозной цирковой компании «Ringling Brothers and Barnum and Bailey». Цирковая тематика настолько захватила Колдера, что потом неоднократно появлялась в его работах.

Александр Колдер. "Летающая трапеция". 1925

Александр Колдер. "Летающая трапеция". 1925

В 1926-м году Александр Колдер переехал в Париж, поступил в академию Гранд-Шомье и открыл студию в районе Монпарнас.

Александр Колдер. 1928 год

Александр Колдер. 1928 год

В 1929-м году, путешествуя на корабле из Парижа в Нью-Йорк, Александр Колдер встретил свою будущую жену Луизу Джеймс, они поженились в 1931-м году. В 1955-м году супруги совершили путешествие в Индию, где Колдер создал несколько скульптур, в том числе и украшения.

В 1963-м году Александр Колдер осел в своей мастерской во Франции. Именно поэтому на протяжении всей карьеры Колдер давал своим произведениям французские названия.

В 1966-м году Александр Колдер опубликовал «Автобиографию с рисунками».

Александр Колдер умер неожиданно 11 ноября 1976-го года, вскоре после открытия крупной ретроспективной выставки его работ в музее Уитни в Нью-Йорке.  

Александр Колдер. Игрушки

В 1926-м году Колдер по предложению сербского продавца игрушек начал делать механические игрушки. А позже – создал миниатюрный «Цирк Колдера», объекты которого были сделаны из проволоки, ткани, резины, пробки и других подручных материалов. Все они приводились в движение с помощью нитей, проволоки и т.д. Задуманный, как переносной, «Цирк» в итоге вырос до пяти больших чемоданов, в которых путешествовал по обе стороны Атлантики.

Александр Колдер. Красная лошадь и зелёные санки. Серия "Цирк Колдера". 1926 год

Александр Колдер. Красная лошадь и зелёные санки. Серия "Цирк Колдера". 1926 год

Александр Колдер. Рисунки проволокой

Своего рода «рисунки в пространстве», проволочные скульптуры Александра Колдера впервые были представлены публике на персональной выставке художника в 1929-м году в Париже.

Александр Колдер. Корова. 1929 год

Александр Колдер. Корова. 1929 год

Александр Колдер. Мобили

Переход Александра Колдера к абстрактной скульптуре был спровоцирован визитом в мастерскую датского художника-абстракциониста Пьера Мондриана в 1930-м году. Впрочем, статические объекты Колдера не привлекали – его целью было создание динамических систем, которые приводились бы в движение с помощью силы стихий и законов физики. Такие кинетические скульптурные системы, созданные Колдером, благодаря Марселю Дюшану получили название «мобили». Ранние мобили приводились в движение мотором, но позже скульптор предпочёл использовать игру собственного баланса конструкций, соотношения подвесных и опорных её элементов. В этом Александру Колдеру, бесспорно, помогали его инженерные знания.

Александр Колдер. Мобиль. 1951 год

Александр Колдер. Мобиль. 1951 год

Свои мобили Александр Колдер крепил кронштейнами к стенам или же размещал на потолке. В 1950-х годах мобили стали декоративными украшениями многих интерьеров Америки и Европы.

Александр Колдер. Стабили

Но всё же, иногда скульптор создавал и стабили – статичные абстрактные работы из окрашенного в разные цвета металла. Эти монументальные скульптуры – фигуры людей, животных, взлетающих птиц – украсили площади многих европейских и американских городов.

Александр Колдер. Скульптура-стабиль "Чёрный флаг". 1974

Александр Колдер. Скульптура-стабиль "Чёрный флаг". 1974

Александр Колдер. Монументальная скульптура

В 1990-х годах Колдер сосредоточил свои творческие усилия на создании монументальной статической скульптуры. Самые известные работы этого периода – «125» в международном аэропорту Джона Кеннеди в Квинсе (штат Нью-Йорк) (1957), «Спираль» для ЮНЕСКО в Париже (1958). Самая большая скульптура Александра Колдера – «Красное солнце» - высотой 25, 7 метра, занимает место неподалёку стадиона Ацтеков в Мехико.

Александр Колдер. "Фламинго". 1973

Александр Колдер. "Фламинго". 1973

Александр Колдер. Разрисованный самолёт

В 1972-м году авиакомпания «Braniff International» предложила Александру Колдеру использоваться самолёт «Дуглас ДС-8-62» в качестве «летающего холста». Художник согласился. Общая стоимость работы составила 100 000 тысяч долларов.

Александр Колдер. Разрисованный самолёт. 1975 год

Александр Колдер. Разрисованный самолёт. 1975 год

Александр Колдер. Украшения

На протяжении всей карьеры Колдер создал более 2000 украшений, многие из которых – в качестве подарка друзьям и родственникам. Некоторые из них явно отражают увлечённость Колдера искусством Африки и других континентов. Все эти украшения выполнены преимущественно из латуни и стали со вставками из стекла, керамики и дерева. При этом паяльник Колдер использует крайне редко. Для соединения деталей он делал петли или заклёпки.

Александр Колдер. Серьги. 1946 год

Александр Колдер. Серьги. 1946 год

Кроме скульптуры, Александр Колдер создавал также механические театральные декорации, рисунки, гравюру, живопись, иллюстрации для книг и журналов, а также открытки, что даёт возможность широкой публике покупать его работы.

Александр Колдер. Рисунок. 1949 год

Александр Колдер. Рисунок. 1949 год

Александр Колдер. Гравюра. 1942 год

Александр Колдер. Гравюра. 1942 год

Александр Колдер. Выставки

Первая персональная выставка Колдера состоялась в 1927-м году в галерее Жака Селимана в Париже. Первая персональная выставка в Америке прошла в галерее «Уэйхи» в Нью-Йорке в 1928-м.

Первая ретроспективная выставка Александра Колдера состоялась в 1938-м году в галерее Джорджа Уолтера Вынсента Смита в Спрингфилд, штат Массачусетс, в 1943-м году – в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а в 1946-м году – в Париже.

Александр Колдер. "Тостер". Серия "Бытовые предметы". 1942 год

Александр Колдер. "Тостер". Серия "Бытовые предметы". 1942 год

Александр Колдер. Коллекции работ

Работы Колдера хранятся во многих собраниях по всему миру. Самая большая их часть находится в музее Уитни в Нью-Йорке. Кроме того, скульптурами Колдера могут похвастаться музей Соломона Гуггенхайма и Музей современного искусства в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Национальный музей искусств королевы Софии в Мадриде, Национальная галерея искусств в Вашингтоне.

Филадельфийский музей искусств представляет скульптурные работы трёх поколений Александров Колдеров.

Александр Колдер. Награды

В 1952-м году Александ Колдер представлял США на Венецианской биеннале и получил главный приз за свои скульптуры.

В 1958-м году он стал обладателем Первой премии за скульптуры на конкурсе в Питсбурге.

В 1998-м году Почтовая служба США выпустила марку в честь Александра Колдера.

Александр Колдер. 1954 год

Александр Колдер. 1954 год

Александр Колдер. Стоимость работ на рынке искусства

При жизни скульптора стоимость его работ была невысока. Но уже в 2010-м году один из его мобилей был продан на аукционе Сотбис за 3, 7 миллиона долларов, другой – на Кристис в том же году – за 6, 37 миллиона. В 2012-м на Кристис стоящий мобиль «Lily of Force» (1945) был продан за 18, 5 миллиона.

Александр Колдер. Фонд Колдера

В 1987-м году семьёй скульптора был создан Фонд Колдера, посвящённый сбору, демонстрации, сохранению и интерпретации искусства Александра Колдера. Собрание Фонда включает более 600 скульптур – мобилей, стабилей и проволочных скульптур, а также 22 монументальные наружные работы, тысячи картин маслом, рисунки, игрушки, украшения и бытовые арт-объекты.

 

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин - иллюстратор и график с японским колоритом, которого называют одним из самых известных российских авторов «поколения до 40». Художник получил наибольшую

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.