Стрит Арт – вандализм или искусство? Print

Портрет “Hope”, созданный Шепардом Фейри, на котором изображен президент США Барак Обама, в 2008 году не только прославил Фейри, но и повлиял на настроение американских избирателей…

Рано или поздно это должно было случиться. Искусство не могло скрываться вечно за крепкими дверьми музеев и галерей. Когда-нибудь оно должно было вырваться, пролиться бурным потоками и затопить улицы городов. Первые капли упали в начале 70-х годов ХХ века в США. Тогда среди молодых людей появилась мода писать свои имена на всевозможных поверхностях. Рекордсменом среди них стал парень по прозвищу TAKI 183, живший в Нью-Йорке в районе Вашингтон-Хайтс, на 183-й улице. Он работал курьером, и ему приходилось за день объезжать по несколько районов. Вскоре в Нью-Йорке уже нельзя было пройти по улице, чтобы не наткнуться на надпись TAKI 183. Позже такие надписи стали называть «тэгами», а их авторов – райтерами. Желание выделить свою надпись среди множества других привело к поискам новых способов выражения. Постепенно тэги перерастали в масштабные рисунки. Так возникло искусство граффити. Но потребность в самовыражении, социальной критике и протесте приводит в формированию отдельной школы, а именно, стрит арта. Широкое, мировое распространение стрит арт получает с развитием новых технологий. Сейчас мировой стрит арт имеет несколько направлений. Это трафареты, стикеры, постеры, архитектурный стрит арт, инсталляции, баннеры и многое другое. Поэтому заблуждаются те, кто считает, что стрит арт – каракули на стенах, в том числе, на памятниках истории, часто содержащие ненормативную лексику. Последнее – дело рук малолетних вандалов, имеющих весьма отдаленное отношение к стрит арту.

В Россию стрит арт попал, естественно, с перестройкой. Хотя, истоки этого движения можно проследить ещё в начале ХХ века. Вспомним хотя бы Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», опубликованный в «Газете футуристов» 15 марта 1918 года В.Маяковским, Д.Бурлюком и А.Каменским. В частности, он гласит:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

Конечно, этот декрет не имеет прямого отношения к современному стрит арту, но, как идея публичного, уличного искусства, вполне любопытен.

Сегодня стрит арт носит ярко выраженный урбанистический характер. Во-первых, потому, что в большом городе есть многотысячная аудитория, которую можно вовлечь в диалог. Во-вторых, только в городах художник находит сотни квадратных метров чистой поверхности: серые стены заводов, заброшенных зданий, гаражей, трансформаторов, бетонные заборы строительных площадок, огромные промышленные трубы и простой асфальт. Сами посудите, не от уныния ли городских пейзажей происходит серость нашего мышления, наших чувств и поступков? Уличные художники ответили положительно на этот вопрос и начали красиво, качественно и со вкусом (в большинстве, конечно) изменять реальность. Кроме того, многие работы стрит-артистов обращают внимание на социальные, экономические, политические и другие проблемы современности. Они несут определенную эмоциональную загрузку и информационный посыл, удобочитаемый на ходу.

И, хотя создатели стрит арта в основном остаются анонимными, поскольку данное искусство до сих пор находится на грани закона, многие из них известны всему миру. Например, австрийский художник Майкл Аарон Вильямс, пришедший к стрит арту через наркоманию и алкоголизм. Он создает интересные, эстетические и узнаваемые работы с использованием реквизитов, будь то цветок, самолетик, ленточка. Сам Вильямс аргументирует это тем, что ему хотелось бы, чтобы прохожие забирали эти вещи с улицы домой, чтобы спасали их, как когда-то Бог спас его.

Другой самобытный стрит-артист – OakoAk, населяющий улицы Парижа забавными существами: человечками, спайдерменами, пиратами, мишками… Он так удачно приспосабливает их под предметы окружающей среды, что работа приобретает завершенность и гармонию.

стрит арт оакоак париж оакоак стрит арт париж 
 ОакоАк  ОакоАк

 

Гигантом стрит арта и поп-арта является Шепард Фейри. Это ему принадлежат две известнейшие на весь мир работы: Obey и Hope. На первой изображен портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа и подпись «Obey» (Повинуйся). Сотни этих работ были расклеены Фейри по всей Америке на протяжении более чем 10 лет. Другая же работа посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008 году, во время предвыборной кампании Обамы. Она не только прославила автора, но и повлияла на настроение избирателей. Мотивы «Надежды» использовались при создании политических плакатов и после выборов. Кроме этих двух картин, Фейри принадлежит ряд художественных плакатов, посвящённых социализму, религии, музыке и экологии.

Но самой загадочной фигурой в мире стрит арта является Бэнкси. Уже более 20 лет он создает невероятно оригинальные работы, а до сих пор никто не может установить его личность. Бенкси прославился в Лондоне своими остросоциальными работами в технике трафарета. Также он отметился на самой известной в мире стене в Иерусалиме, за что чуть не попал в полицию. Однажды Бэнкси втайне повесил несколько своих работ в Британском музее. И публика не сразу заметила разницу между ними и работами великих мастеров. Дерзко? Да. Кроме того, он организовал в Лос-Анджелесе выставку «На грани закона». После скандального вернисажа с появлением разрисованного слона коллекционеры начали лихорадочно скупать все работы Бэнкси. Сегодня коллекция современного искусства считается неполной, если в ней нет Бэнкси. А еще Бэнкси в 2010 году снял документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) о стрит арте. Фильм  был номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Бэнкси даже прошелся по красной дорожке, но все равно остался неуловим.

 бэнкси стрит арт бэнкси стрит арт 
 Бэнкси  Бэнкси

 

Новым интересным направлением уличного искусства является 3d стрит арт. Это уникальная техника рисования на асфальте, когда создается оптическая иллюзия трехмерности. Такие работы нужно видеть своими глазами. Они действительно впечатляют.

 3д стрит-арт 3д стрит арт 
 3D стрит арт  3D стрит арт

 

Еще дальше пошли креативные девушки. Они с помощью спиц вяжут «одежду» для деревьев, телефонных будок, автобусов. Получается очень ярко и красочно. Конечно, такое искусство недолговечно, как стрит арт вообще. Авторы это понимают, поэтому просто наслаждаются процессом украшения окружающего мира.

Что касается столицы Украины, то здесь Киевская галерея искусств «Лавра» инициировала масштабный Международный стрит-арт фестиваль «Muralissimo», стартовавший осенью 2010 года, который продлится до осени 2012 (то есть, приуроченный к Евро-2012). В рамках проекта организаторы запланировали расписать 13 фасадов в центральных районах Киева (на которые были получены разрешения у городской власти) – 5 из них уже украсили работы украинских и иностранных муралистов (мастеров масштабного архитектурного стрит арта).

Как видим, стрит арт – достаточно молодое искусство, развивающееся стремительно и не всегда в рамках закона. Но пока будут существовать города и элитарная культура, останется актуальным и демократичный, некоммерческий стрит арт.

автор: Юлия Каминская, галерист

 

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин - иллюстратор и график с японским колоритом, которого называют одним из самых известных российских авторов «поколения до 40». Художник получил наибольшую

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Л от 2 октября 2011 г. 11:29

я бы проголосовала за человека с портрета "HOPE"; вызывает доверие.

Ира от 1 октября 2011 г. 22:27

Обама такой одухотворённый, прикольно

Юля от 1 октября 2011 г. 22:19

С нетерпением ждем визуальных результатов стрит-арт конкурса в Киеве.
Обязательно посмотрите работы уличных художников в интернете. Особенно, Бэнкси, а также 3D-рисунки. Это, действительно, впечатляет.
Спасибо за приятный комментарий!

2 от 1 октября 2011 г. 21:24

"Сами посудите, не от уныния ли городских пейзажей происходит серость нашего мышления, наших чувств и поступков?"
ЭТО ТОЧНО. РЕКЛАМА ЗАБОДАЛА. А вот если бы кто-то из стрит-арта нарисовал бы на стене 16-этажки "Подсолнухи" Ван Гога - о, вот это бы хоть чуть-чуть способствовало преумножению знаний об искусстве подрастающего поколения жителей и гостей города.
Отличная статья, спасибо! Узнала что-то новое, приятно.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.