«Я никогда больше не буду делать скучное искусство», – художник-концептуалист Джон Балдессари Print

Джон Балдессари – современный американский концептуальный художник, прославившийся в конце 1960-х годов, новаторски сочетая присущие поп-арту образы массовой культуры, фотографию и тексты. Объединяя повествовательный потенциал изображения и ассоциативную силу языка, он создал тысячи работ, которые были представлены на более, чем 200 персональных выставках художника по всему миру и отмечены Золотым львом Венецианского биеннале за вклад в искусство.

на фото: работа Джона Балдессари, в которой он сочетал работы Дэмьена Хёрста и Бэнкси.

Джон Балдессари. Ранние годы, личная жизнь и преподавание

Джон Балдессари родился 17 июня 1931-го года в Калифорнии в семье датской медсестры Хедвиг Йенсен и итальянского торговца старым имуществом Антонио Балдессари. Джон и его старшая сестра выросли на юге Калифорнии, посещали Свитвотерскую высшую школу и государственный колледж Сан-Диего. Забегая наперёд, скажем, что Джон Балдессари в период между 1960-м и 1984-м годами был женат на учительнице методики Монтессори Кэрол Анн Виксом, и у них есть двое общих детей.

Джон Балдессари

Джон Балдессари

В 1959-м Балдессари начал преподавать искусство в школьной системе Сан-Диего, потом в колледже и в университете. В 1970-м художник переехал в Санта-Монику и начал преподавать в Калифорнийском институте искусств. Его занятия посещали многие знаменитые современные художники. В 1986-м году Джон Балдессари оставил преподавание там и перевёлся в Калифорнийский университет, в котором проработал до 2008-го года.

Джон Балдессари. Ранние текстовые полотна

В 1966-му году Балдессари использовал фотографию и тексты или только тексты, написанные на холсте. Среди ранних попыток художника найти свой метод выражения есть работа 1967-го года, включающая фразу «Предположим, это всё же правда? Что тогда?» (“Suppose it is true after all? WHAT THEN?”), написанную на плотно закрашенном холсте. В конце концов, этот метод Балдессари разочаровал, потому что форма и способ в нём конфликтовали с объективным использованием языка. И Балдессари решил буквально убрать свою руку от построения образа на полотне, а использовать коммерческий, безжизненный стиль таким образом, чтобы текст влиял на зрителя непосредственно.

Джон Балдессари. 1967

Джон Балдессари. Работа «Предположим, это всё же правда? Что тогда?»

Так в том же 1967-м году появилась работа с ироничным заявлением: «Двухмерная поверхность без артикуляции – это мёртвый опыт» (“A two-dimensional surface without any articulation is a dead experience”). Другая работа, «Картина для Кублера» (“Painting for Kubler”) как бы наследует предыдущее полотно, давая зрителю прямые инструкции, как на него смотреть. Эта работа – отсылка к книге историка Джорджа Кублера «Форма времени: заметки по истории вещей».

Джон Балдессари. 1967

Джон Балдессари. Работа «Двухмерная поверхность без артикуляции – это мёртвый опыт»

Джон Балдессари. Картина для Кублера

Джон Балдессари.  «Картина для Кублера»

Джон Балдессари. Сожжение собственных работ

В 1970-м году Балдессари вместе с пятью друзьями сожгли все работы, которые они создали между 1953-м и 1966-м годами, в рамках нового проекта «Кремация». Пепел после сожжения работ был запечён в печенье и помещён в урну. В результате получилась инсталляция, включающая также бронзовую мемориальную доску с датами рождения и смерти полотен и рецепт печенья. Через ритуальную кремацию работ продемонстрировал связь между художественной практикой и циклом человеческой жизни. Таким образом, акт отречения породил методики многих художников, например, саморазрушающиеся работы Жана Тингели.

Джон Балдессари. Печенье

Джон Балдессари. Печенье из пепла его работ

Джон Балдессари. Сочетание изображений и текста

Но более всего Джон Балдессари знаменит работами, в которых смешанны фотографические материалы (например, кадры из фильмов), вырванные из оригинального контекста, с несколько изменённой формой, часто включающие слова или предложения. В качестве примера приведём несколько известных серий художника.

«Неправильная серия» (1966-1968). В ней поделены на пары фотографические изображения с линиями текста в аматорском фотоальбоме. Концепция серии – собрание нарушений базовых правил съёмки, композиции и прочего. На одной из работ сфотографирован сам Джон Балдессари напротив пальмы так, что создаётся впечатление, будто дерево растёт из его головы.  

Ещё одна серия Джона Балдессари построена на сопоставлении изображений таких объектов как стекло или дерево и фраз типа «Стакан – это стекло» (“A glass is a glass”) или «Древесина – это дерево» (“Wood is wood”) в сочетании с «но сигара – это хороший дым» (“but cigar is a good smoke”) и изображением художника, курящего сигару. В этой работе читается прямая отсылка к «Вероломству изображений» Рене Магрита, а также к наблюдениям Зигмунда Фрейда о том, что «Иногда сигара – это просто сигара» и – Редьярда Киплинга «женщина – это только женщина, но хорошая сигара – это дым».

Серия «Двойной Билл» представляет собой сочетание на одном холсте работ сразу двух знаменитых художников (например, Фернанда Легера и Макста Эрнста, Джованни ди Паоло и Дэвида Хокни) с цветовыми и текстовыми вставками Джона Балдессари. Названия у работ этой серии («… и Моне», «… и Матисс») заставляют поразмыслить, а кто же автор второй работы.

Джон Балдессари. "... и Матисс". 2012

Джон Балдессари. Работа "... и Матисс". 2012

Джон Балдессари. Указания

Большая часть работ Балдессари включает указания, в которых он не только говорит зрителю, на что смотреть, но и как делать выбор и сравнения. Серия «Заказные работы» (1969) основана на идее буквальных указаний, которая посетила художника после высказывания критиков в духе «концептуальное искусство – это не ни что иное, как указания». Начиная с фотографии руки, которая указывает пальцем на какой-либо объект, Балдессари нанял художников-аматоров, чтобы они рисовали картины. В конечном итоге рука указывает на готовые работы, а их названия гласят «Работа художника такого-то».

Джон Балдессари. Серия "Указания". 1969

Джон Балдессари. Серия "Указания". 1969

Джон Балдессари. Принты

В творчестве Джона Балдессари не обошлось и без принтов. Свой первый принт он создал в 1970-м году, и это был принт «Я больше никогда не буду делать скучное искусство» (“I Will Not Make Any More Boring Art”), цель создания которого – привлечь средства для Колледжа искусства и дизайна Новой Шотландии. Литография была создана после того, как студенты по просьбе Балдессари исписали все стены галереи этой фразой.

Джон Балдессари. 1971

Джон Балдессари. Принт «Я больше никогда не буду делать скучное искусство». 1971

Джон Балдессари – автор более 15 книг по искусству, в том числе, концептуальному. Он – участник более чем 200 персональных и 1000 групповых выставок за всю свою 60-летнюю карьеру. Его первая персональная выставка состоялась в 1968-м году в галерее Молли Барнс в Лос-Анжелесе. Его первая ретроспективная выставка в США была в 1981-м году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Работы Джона Балдессари были представлены на таких престижных выставках, как:

- Documenta V (1972) и VII (1982)

- Уитни Биеннале (1983)

- Карнеги Интернэшнл (1985-1986)

- 47-я Венецианская Биеннале (1997).

Работы Джона Балдессари являются частью главных публичных и частных коллекций, включая Музей современного искусства и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Государственный музей искусства в Лос-Анжелесе и другие.

Джон Балдессари – лауреат множества премий в области искусства. Среди них: стипендия Гуггенхайма (1988), Премия Оскара Кокошки (1996), Губернаторская премия за выдающиеся достижения в области визуальных искусств (1997), Золотой лев за жизненные достижения на 53-й Венецианской биеннале (2009) и многие другие.

В 2013-м году Калифорнийский институт искусств открыл здание Художественной студии Джона Балдессари – более 2000 квадратных метров пространства, большую часть которого используют для обучения студентов.

Джон Балдессари поставил собственный рекорд на рынке искусства, когда в 2007-м году его акриловая работа «Материал качества» (1966-1968) была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 4 408 000 долларов.

2016-й год обозначен для Джона Балдессари сотрудничеством с компанией BMW, которая выбрала его и молодую китайскую художницу Цао Фэй расписать два гоночных арт-кара. К этому времени автомобили марки BMW уже расписывали известные современные художники Рой Лихтенштейн, Олафур Элиассон, Эдни Уорхол, Александр Колдер, Джеф Кунс и другие.

Автор: Юлия Сидимянцева

 

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин - иллюстратор и график с японским колоритом, которого называют одним из самых известных российских авторов «поколения до 40». Художник получил наибольшую

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.