Скифский звериный стиль в ювелирном искусстве Print

Кровавые обычаи у скифов − не единственная особенность этих древних кочевников. Сегодня мы поведаем вам об уникальном скифском ювелирном искусстве и, в частности, о его эстетической составляющей – о зверином стиле.

на фото: Сегнерово колесо с конскими головами

Еще отец истории Геродот разделял скифское общество на такие категории, как: царские скифы, скифы-кочевники, скифы-пахари и скифы-земледельцы. Естественно, развитие скифского ювелирного искусства связано с первыми двумя категориями.

Что собой представляет скифский звериный стиль

Главная роль в создании сюжетов и образов звериного стиля принадлежала скифской аристократии и военной знати, поскольку именно они были главными заказчиками ювелирных изделий. Об этом свидетельствует перечень предметов, изготовленных подобным образом. Это, прежде всего, оружие, сбруя коня и предметы культа. Большинство предметов изготовлены из золота, но при этом они крайне функциональны. Среди них, например, пряжки, пластины-нашивки на одежду, оклады колчанов, мечей и ножен, ритуальные каши, элементы конской упряжи.

скифский звериный стиль фото

В связи с необходимостью постоянно воевать у скифов сформировались и специфические идеалы красоты: красиво то, что способствует победе, красивое – это быстрое и сильное. Так в скифском искусстве появляются образы животных, а именно, хищников и сильных травоядных.

Отличительные особенности звериного стиля

Яркой отличительной особенностью звериного стиля является динамика изображений, которые передают одновременно несколько образов в момент борьбы или стремительного движения. Кроме того, все эти изображения предельно схематичны. Например, на изделиях мы видим не глаз животного, а «знак» глаза, не коготь, а «знак» когтя. В конце концов, изображение является не реалистичным изображением животного, а его «знаком». Причем, особое внимание здесь уделяется тем качествам животного, которые превозносятся воинами: силе, скорости, зоркому глазу, тонкому слуху и т.п. Такая система ценностей скифов объясняется не тотемизмом, как считают некоторые ученые, а магическими представлениями скифского общества. По законам парциальной магии, достаточно заменить предмет его условной схемой. Таким образом, главные качества культового животного как бы переносились на скифа-владельца ювелирного изделия в зверином стиле. 

 скифский звериный стиль фото  скифский звериный стиль фото  скифский звериный стиль фото

Нащитная бляха в виде оленя (VII в. до н.э.) Золото, Курган Костромский (Прикубанье)

 Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.) Золото, Келермесский курган  Сцена нападения. Нижний ярус Пекторали (IV век до н.э.)  Золото, Курган Толстая Могила

Образ хищника в скифском искусстве

Как уже говорилось выше, самым распространенным элементом скифского звериного стиля был образ хищника. Первые изображения хищников, исполненные в скифской традиции, возникают еще в VIII веке до н.э., то есть, еще в предскифское время. В VI веке они становятся массовыми, разделяясь на локальные иконографические варианты, но сохранив при этом общие особенности: подчеркнутую агрессивность и динамику. Отмечается также иконографическое разнообразие образов. Это и хищники семейства кошачьих, и волки, и медведи, и хищные птицы, и грифоны.

Мифологические представления скифов,  а именно - вера в потусторонний мир и его обитателей – обусловила и семантику образа хищника. Например, современный исследователь Ю. Б. Полидович весьма интересно трактует популярные в зверином стиле сцены нападения и растерзания. По его словам, в скифском религиозном искусстве хищник выступал как основной персонаж нижнего мира, что объясняется его смертоносным началом. Это, безусловно, влечёт за собой семантику смерти. Но, в то же время, хищник соотносился и с Богиней земли, спутником и, вероятно, воплощением которой он выступал. Это подтверждается, с одной стороны, тем, что в скифском искусстве изображались хищники преимущественно женского пола (отсутствие мужских признаков указывает на принадлежность к женскому полу). С другой стороны, женское начало воспринималось как поглощающее и хищное. Можно смело предположить, что образ хищника соотносился не только со стихией смерти, но и с плодородной силой женского начала. Может, именно потому многие изображения воссоздают «мирного» хищника с закрытой пастью и с колечками вместо когтистых лап. В таком контексте совершенно иное звучание приобретают сцены нападения и растерзания. Можно говорить не столько о торжестве смерти, сколько о возрождении через смерть. Глубоко символично, что во многих сценах нападения хищник и копытный представляют животных разных полов: первый, вероятно, − женского, второй – однозначно, мужского пола.

Довольно часто в зверином стиле встречаются изображения хищных птиц и грифонов. Их присутствие на нижнем круге знаменитой золотой Пекторали также тянет за собой семантику смерти. А вот, например, не менее популярные образы коня и оленя связаны с поклонением солнцу. Изображение этих животных в так называемом летящем галопе символизирует движение солнца по небосводу.  Точно так же можно трактовать и многие синкретические образы: крылатых коней, коней-орлов, «сегнерова» колеса (колеса с четырьмя конскими головами).

скифский звериный стиль фото

В ІV-ІІІ веке до н.э., с усилением эллинизации скифского населения, связь ювелирного искусства с военным бытом постепенно снижается. Парадно-декоративная функция же, наоборот, возрастает. Растёт популярность антропоморфных изображений и сюжетов. Звериный стиль, таким образом, регрессирует и, вскоре, совсем исчезает. Хотя, его отголоски можно проследить в искусстве Киевской Руси.

Сегодня ювелирные изделия в скифском зверином стиле можно увидеть в Музее исторических драгоценностей (Киев), в Музее истории Украины (Киев), в Днепропетровском историческом музее. Но наиболее богатой коллекцией скифского золота может похвастаться, конечно же, Эрмитаж, ведь именно в императорский музей свозились материалы раскопок скифских курганов в ХIХ веке.

Кроме того, сеть магазинов «Скифская этника» (Киев, Белая Церковь, Москва) предлагает копии ювелирных изделий в скифском зверином стиле, выполненные из особого сплава с серебряным напылением.

Как видим, варварское искусство не теряет своей привлекательности уже более двух с половиной тысяч лет.

автор: Юлия Каминская

 

Базовые женские аксессуары: Пусеты

Базовые женские аксессуары: Пусеты

Раскрываем секреты, как пусеты помогают женщинам стать красивее: как выбрать цвет серьг, какие серьги выбрать при ассиметричном проколе ушей, как расположить серьги

Подвески-измельчители марихуаны: полезные приспособления от Vetements

Подвески-измельчители марихуаны: полезные приспособления от Vetements

1 Комментарий

Вместе с голосованием за президента 08 ноября 2016 года некоторые штаты США проголосовали за легализацию марихуаны. И это сразу нашло отклик в мире моды: сначала

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

tata от 11 декабря 2012 г. 11:46

Николай Рерих в своих "Листах дневника" писал: "Действительно, воображение есть не что иное, как заработанный, накопленный опыт. Чем больше изощрялся глаз и ум, тем многоцветнее загоралось творчество. Богатство так называемого «звериного стиля» именно является одним из неутомимо накопленных сокровищ."
Воистину, была богатейшая культура!

Юля от 31 октября 2011 г. 17:46

Официальная история говорит о слиянии скифов с сарматскими племенами.
А кроме того, существует версия, что скифы пристрастились к греческому вину, и это их сгубило.
Недаром в Древней Греции существовала поговорка "Подскифь мне!", что означало налить неразбавленого вина. Ведь греки пили вино только разбавленным водой.

2 от 31 октября 2011 г. 13:25

Мужчины во все века одинаковы: как хищник, так обязательно женского (!) пола, а как копытный - так предположительно мужского... Однако, заставляет задуматься. Мудро рассуждали скифы. А как они исчезли как общество?

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Моды

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.