Многомужество в Тибете Print

Тибет издавна привлекает людей своей загадочностью, красотой гор и, в целом, природы, а также ореолом мистичности. Тибетские обычаи, медицина, культура продолжают интересовать.

И часть этой культуры, – так называемый, институт брака. С давних времен в Тибете сосуществовали три формы брака ― моногамия, полигамия и полиандрия. Сейчас формально преобладает моногамия. Но тайная мечта многих женщин – многомужество – также продолжает существовать. Но тибетские женщины «берут себе в мужья» несколько человек не ради счастливой жизни в мужском гареме. Причина полиандрии в Тибете сугубо экономическая. Так, полиандрическая семья может выступать в двух формах:
— нефратернальной (неродственной)
— фратернальной (братской).

многоженство

При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. И для Тибета характерна именно вторая форма.

Таким образом, выделяют две основных причины многомужества в Тибете. Согласно первой, тибетские семейства так пытались не допустить раздела земли, имущества между братьями. Согласно второй, жизнь в горном Тибете очень сложная и требует большой мужской силы. И, порой, единственный выход справится с хозяйством - иметь несколько мужей.

многомужество

В первом случае, о браке, как правило, договариваются родители, когда дети пребывают еще в весьма юном возрасте. Женщина выходит замуж за всех братьев семьи, переезжая в их дом. Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже вступают с ней в брак. Невесту подбирают среднего возраста, старшему, но под всех братьев.  «Главным» является старший брат, но все братья в равной степени разделяют между собой работу и имеют право на сексуальный отношения  со своей общей женой, которая должна одинаково относится ко всем мужьям. Хозяйство у них остается общим, а спальню своей супруги они посещают по очереди, предупреждая об посещении братьев и оставляя у двери спальни жены свою обувь. Также все братья должны одинаково относиться к своим детям, не выделяя конкретно «своих», но, к слову, часто настоящее биологическое отцовство остается неизвестным.

Да и вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.

многомужество

Как видим, если в арабских странах многоженство практикуют богатые люди, то необходимость иметь несколько мужей, возникла из-за бедности населения Тибета.

Первое впечатление, что в таких семьях главой семьи является женщина – ошибочное. Главный – старший брат. Положение женщины в Тибете лучше, чем в строго патриархальных культурах, но это не равенство с мужчиной.

Вот, что рассказывает о тибетской полиандрии Елизавета Верещагина, путешествовавшая со своим мужем художником Верещагиным по Гималаям и, в частности, в тибетском Ладакхе: «В этих местах полиандрия уже в полной силе. Семейство из многих братьев имеет обыкновенно одну жену. Глава семьи, старший брат, имеет и первые права, второй вторые и т. д. Бывают случаи что женщина, откупается от старшего брата лошадью, коровою или чем он пожелает, но случаи эти бывают редки, так как в таком случае младшему брату, с которым она желает жить, приходится отделяться, строить отдельный дом и обзаводиться своим хозяйством. Вообще надобно думать, что крайняя бедность населения главная причина полиандрии; так как за невесту приходится платить не мало, то семья много экономит, имея одну жену на всех. Разумеется при этом женщина завалена работою и встает очень рано; уродливость здешних пожилых, а тем более старых женщин, трудно себе представить, чему причиною разумеется непосильный труд. Чего стоит организму одна выкормка всех детей, которыми почтенная семейка в несколько коренастых братцев награждает ее!»

тибет

«Полиандрия (от др.-греч. πολυ- — много и ἀνήρ, родит. падеж ἀνδρός — муж) (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете.

автор Галина Малашенко

 

Первые средства против стресса: поможет кофе, авокадо и лаванда

Первые средства против стресса: поможет кофе, авокадо и лаванда

1 Комментарий

Вопреки сложившемуся мнению, кофе – не только утреннее топливо, но и средство против стресса...

Старинные открытки авторства знаменитых художников

Старинные открытки авторства знаменитых художников

Открытки, открытые письма, «почтовые листы» или открытые почтовые карточки начали появляться одновременно и независимо друг от друга в разных частях Европы в конце

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Информагентство

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.