Защита личных данных всегда была идеалом Павла Дурова. Отказавшись выдать российским властям личные данные организаторов Евромайдана и пожертвовав своей долей «ВКонтакте», человек в чёрном запустил стартап по созданию сверхзащищённого мессенджера «Telegram», который уже сегодня вытесняет мировые аналоги. Ещё в феврале 2014-го он стал самым скачиваемым бесплатным приложением на Apple App Store в 48-ми странах мира.
Продав свою часть прав на социальную сеть «ВКонтакте», Павел Дуров стал в оппозицию к официальной власти и начал новый стартап. Он зарегистрировал новое юридическое лицо «Telegram» и перевёл в новый офис часть команды из «ВКонтакте».
Концепция нового продукта Дурова видоизменялась несколько раз. В итоге, выкристаллизовалась идея создать сверхзащищённый мессенджер, независимый от телефонных операторов, а полагающийся на дата-центры. Сам Павел Дуров заявляет, что Telegram находится в нескольких юрисдикциях, что избавляет компанию от давления властей любой страны.

Продвигая новый продукт, у которого уже есть множество известных мировых и локальных аналогов, Дуров и его команда строили маркетинг на страхе пользователей (за что были не единожды порицаемы) и на идее защищённости информации и «сверхсекретном протоколе». Первичным лозунгом нового мессенджера был «Taking back our right to privacy».
Отправной точкой развития Telegram стала Саудовская Аравия и ОАЭ. Приложение выложили в App Store в августе 2013-го года, а спустя несколько месяцев появилась и его версия для Android.
чевидно, что линия маркетинга была выбрана очень удачно. И уже в июне 2014-го Telegram назвали самым быстроразвивающимся стартапом Европы. А в феврале 2016-го Telegram загрузили на свои смартфоны 100 миллионов юзеров.
Вслед за пользователями отдельные чиновники и целые министерства стали создавать свои каналы в Telegram, «клюнув», очевидно, на главную «фишку» приложения – полную защищённость информации в закрытых чатах.

Более того, даже католическая церковь после прихода в Помпеи завела канал в Telegram для трансляции проповедей Папы Римского.
И понятно, что подобный сервис мог заинтересовать и террористические структуры. Так, Дурову закидывали, что Telegram использует запрещённая в России организация ИГИЛ для того, чтобы собирать средства на оружие. В ноябре 2015-го Дуров заявил, что удалил 78 каналов, так или иначе касающихся ИГИЛ.
С развитием приложения сменился и его лозунг. Дуров и команда отказались от первоначального громкого слогана «Вернём себе право на приватность» и начали использовать более мягкий, но всё ещё претензионный «Новая эра общения» («New era of messaging»).
Обращаясь к цифрам, отметим, что в конце 2015-го года международная правозащитная организация Electronic Frontier Foundation присвоила обычным чатам Telegram рейтинг защищённости 4 из 7, а секретным – высшую отметку 7 из 7. Высочайший уровень защищённости данных достигается специально для этого созданным протоколом шифрования. В «секретных чатах» сообщения не расшифровываются сервером, а история переписки сохраняется только на девайсах, с которых ведётся общение.
Павел Дуров отмечает: «С самого первого дня мы не передали правительствам и третьим лицам и байта приватных данных. Благодаря оконечному шифрованию, самоуничтожающимся сообщениям и аккаунтам мы знаем настолько мало значимой информации о пользователях, насколько это возможно». Но, опять же, мы понимаем, что речь идёт только о секретных чатах.

Львиная доля успеха продвижение Telegram на мировой рынок – следствие не столько тщательно продуманного маркетинга, сколько профессиональной разработки. Скорость передачи файлов в Telegram выше, чем в других мессенджерах, что даёт приложению Дурова неоспоримое преимущество перед аналогами в странах с медленным интернетом.
Среди других преимуществ Telegram – возможность поиска медиаконтента в интернете, ограничение размера пересылки файлов – 1,5 гигабайта, возможность докачки файлов после обрыва связи, редактирование сообщений, функция организации мультичатов до 200 участников и супергрупп до 5000 участников.