“Художнику вредно думать о деньгах…” - интервью с художником Владимиром Потаповым Print

художник: Потапов Владимир Владимирович
год рождения: 1980
образование: Институт искусств им. Серебрякова (г. Волгоград), мастерская Махова Б.И. (г. Волжский), Институт проблем современного искусства (г. Москва), «Свободные мастерские», ММСИ, «Открытая школа МедиаАртЛаб»
город проживания: Москва
награды и премии:
1-ое место конкурс «Памятник московским царям», Colta.ru, 2013
2-ое место конкурс «Буйство красок», фонд Константина Смирнова и Владимира Сорокина
Финалист международного конкурса «Portret now», Дания, 2013

сайт: http://www.potapovvv.com/

2queens.ru: Владимир, как представителю молодого поколения, не заставшего советских времен, когда художникам на постоянной основе давал работу, например, “Союз художников”, сразу такой практический вопрос: как художник получает работу в современных условиях? Есть ли организации, поставляющие заказы художникам? Есть ли крупные меценаты, которые покровительствуют художникам, и солидные премии, которые вручаются художникам в России?

Владимир Потапов: Сегодня художник предоставлен самому себе. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что стимулирует художника к активной деятельности, а плохо, потому что многим художникам приходится заниматься помимо художественной практики чем-то, что обеспечит ему прожиточный минимум. Вы упомянули, как пример, «Союз художников», который, по большому счету, вредил художникам – они не занимались искусством, они выполняли очередной идеологический заказ – написать портрет Ленина, передовика труда, фабричную сцену и прочее – других заказов там не было. Поэтому все искусство таким и было – соцреалистическим, воспевающим советский режим. После смены политической системы эти художники оказались никому ненужными.

Важным этапом в карьере художника является сотрудничество с галереями, которые помогают ему организовывать выставки, обеспечивают ему участие на международных арт-ярмарках, делают продажи и т.д. – сегодня, к сожалению, таких галерей очень мало. Рынок российского современного искусства практически не развит. Да, есть две премии в области современного искусства – частная премия имени “Кандинского” и государственная премия “Инновация”. Есть небольшая прослойка коллекционеров, которая становится все меньше в виду политической и экономической напряженности. Надо сказать, что художнику вредно думать о деньгах, это плохо сказывается на его творчестве. В российском современном искусстве есть довольно много художников, которые занимаются изначально некоммерческим искусством – это перфоманс, видеоарт, уличное искусство и т.д. Вот они лишены соблазна в своем творчестве угодить или заказчику, или рынку, поэтому их работы получаются честнее.

2queens.ru: Популярно также такое направление, как уличное искусство в сети, так называемые "псевдограффити". На Вашем сайте есть серия оригинальных псевдограффити Вашего авторства:

владимир потапов черный квадрат псевдограффити

 

псевдограффити уличное искусство

Из серии "Псевдограффити", Владимир Потапов, 2013-2014

2queens.ru: Насколько сильно сегодня арт-рынок диктует художникам, что и как изображать? Есть ли какой-то особенно востребованный (или модный и популярный) стиль или жанр живописи в России?

Владимир Потапов: Арт-рынок может диктовать, но настоящий художник этой диктовке не поддается – не должен поддаваться. Было множество примеров в истории искусства, когда художников ломал рынок – это выражалось в том, что художники начинали штамповать работы с удачными находками, приемами, которые особенно покупались, но художественной ценности в них уже не было никакой. Вообще это своеобразная проверка художника рынком. С другой стороны, действительно новаторские идеи, не похожие на окружающий контекст, всегда принимаются с подозрительностью, с опаской, а это рынку не нужно, им нужен проверенный продукт. Про тенденции сказать сложно, скорее всего, именно в живописи их нет.

2queens.ru: На Западе сегодня одним из самых высоко оплачиваемых художников является Нео Раух, представитель Новой лейпцигской школы живописи. Его работы можно назвать фигуративной живописью с элементами сюрреализма и символизма. Есть ли в России адепты этого направления, если говорить о художниках, которые участвуют в выставках и других арт-событиях?

нео раух самый дорогой современный художник в дозоре

“В дозоре”, автор Нео Раух

закусочная нео раух

“Закусочная”, автор Нео Раух

Владимир Потапов: Адепты, конечно же, есть, и это, скорее, указание на незрелость художников. Попасть под влияние могут позволить себе лишь молодые художники, и то, на непродолжительный срок – это нормально. Переболеть этим, взять самое лучшее и двигаться дальше. Россия исторически импортировала различные культурные и художественные европейские тренды, что, на мой взгляд, не является поводом для гордости.

2queens.ru: В 2013-2014 году Вы создали серию работ “Свет”. Расскажите подробнее, как возникла идея сделать такую серию?

Владимир Потапов: Меня всегда привлекала работа с материалом, потому что существующая традиция или конвенция, когда живопись делается исключительно при помощи художественных материалов, на мой взгляд, является искусственным ограничением, поэтому я постоянно экспериментирую с материалами.

Главным сюжетом серии является искусственный свет на примерах советских лампочек и "богатых" люстр с одной стороны и икеивских торшеров и светильников с другой.

В первом случае - это свет лампочки на кухне, которая в советское время была и местом встреч, и местом проведения выставок, поэтических чтений и квартирных концертов. Свет такой лампочки был предельно интимен и социально локализован. В свою очередь "богатые" люстры вестибюлей дворцов культуры и холлов метро, как символ публичной презентации величественного режима, оглушающего своим размахом и пафосом. Напротив, утилитарные торшеры и светильники из магазина Икеа, заполняющие своим энергосберегающим светом быт современной России, активно замещают и вытесняют прежние аналоги. Эти контрасты проявляют временные и культурные разрывы, столь характерные для российской истории.

2queens.ru: Мне очень понравилась работа “Свет №5” из этой серии, расскажите о ней подробнее. В ней есть какой-то особенный символический смысл?

свет номер 5 художник владимир потапов

“Свет №5”, фанера-масло, 155х155 см., 2013, автор Владимир Потапов

Владимир Потапов: Эта работа - одна из первых, которые я сделал в этой серии. Обычно мне сложно говорить, почему в этой работе я сделал это или то. Сам процесс вербализовать сложно. Спустя некоторое время после того, как работа закончена и моя связь с ней утрачена или достаточно истончена, я уже как-то разумно начинаю ее анализировать. Выясняется, что этот скол похож на контур города с отражением в воде, а свет фонаря его освещает – так многие зрители интерпретировали. Формально такой скол – это травма красочного слоя, картины, но для меня это как бы выявление другой реальности с отличной природой происхождения. В таком сочетании появляется напряжение.

2queens.ru: Популярна такая форма современного искусства, как инсталляция. При посещении центров современного искусства часто создаётся впечатление, что инсталляции не являются отображением какого-то интересного видения или идеи, а создаются с единственной целью: произвести впечатление на зрителя. Такое впечатление, что автору инсталляций часто не важно, ЧТО о нём говорят. А важно, что ГОВОРЯТ. Почему, по Вашему мнению, инсталляции так популярны?

Владимир Потапов: Инсталляция – это сравнительно новая форма (медиа) художественного высказывания относительно картины, скульптуры, видео и т.д. Она способна в себе объединять другие медиа, делать зрителя активным участником. Инсталляция организует пространство, зритель в нее погружается, а не созерцает со стороны. Это во многом концептуальное медиа, в нем нет параметра мастерства, как у картины или скульптуры, здесь главенствует идея и умозрительное.

2queens.ru: Инсталляции каких авторов вы находите интересными и заслуживающими внимания?

Владимир Потапов: Например, инсталляции французского автора Baptiste Debombourg. У него есть серия инсталляций из битого стекла, одна из них – “Flow”:

инсталляция поток баптист дебомбурж

красивая инсталляция баптист дебомбурж

инсталляция художник баптист дебомбурж

оригинальная инсталляция баптист дебомбурж

“Flow”,автор Baptiste Debombourg, Centre d'Art Contemporain l'Oeil de Poisson (Квебек, Канада), 2013, размер 4,3х16х18 м (6 тонн ветровых стекол, дерева и гвоздей), фото art-veranda.ru

2queens.ru: Спасибо за интересные ответы, надеемся, будут новые события и Вы дадите нам еще интервью!

интервью взяла: Елизавета Мельниченко

 

Дауншифтинг – жизнь ради или против себя?

Дауншифтинг – жизнь ради или против себя?

5 Комментариев

Специально для портала 2queens.ru известный велопутешественник и велоактивист Руслан Майборода рассказывает о собственном опыте дауншифтинга.

Белковский: почему борьба Путина с Украиной приобрела характер Армагеддона и каким проектом занимается дочь Путина

Белковский: почему борьба Путина с Украиной приобрела характер Армагеддона и каким проектом занимается дочь Путина

Последние интервью Станислава Белковского (2015): о Патриархе Кирилле, дочери Путина, застройке над подземным городом в Москве на случай ядерной войны, верховном

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Avelana от 15 октября 2014 г. 17:04

Еще раз подтверждается мудрость: найдите свое любимое дело, и вам не придется работать. Мысли о материальном особенно мешают развитию творческих талантов.

Л от 14 октября 2014 г. 12:33

Не только художникам, всем вредно думать о деньгах. Арабская мудрость гласит:
деньги - как птицы: улетают и прилетают.
Как только человек начинает относиться к деньгам серьёзнее, чем в этой мудрости, это становится вредным для его здоровья!

Mr.X от 14 октября 2014 г. 9:42

Против всех - это опция не для Украины, а для другой страны.

Лера от 13 октября 2014 г. 21:17

"Против всех" - реально ШЕДЕВР,  у нас как раз в Украине выборы на носу.
Ровно через две недели)))))

tata от 13 октября 2014 г. 21:13

- Переболеть этим, взять самое лучшее и двигаться дальше. -
Очень ёмкая мысль. Применима, кстати, и не только к работе художника, а и поможет представителям других профессий.
"ПРОТИВ ВСЕХ" - тонко!

первая скрипка от 13 октября 2014 г. 19:21

интересная статья, познавательная для ориентировки в современных направлениях искусства, вопросы четко и со вкусом знатока сформулированы, глядя на картины этого художника хочется размышлять и задумываться. мне очень нравится, когда художник совмещает разные материалы в своем творчестве, создавая иллюзию и открывая путь для творческой фантазии.

Alice in Wonderland от 13 октября 2014 г. 18:05

У Сергея Довлатова в одном из рассказов есть описание работы советских скульпторов - Ленина могли вылепить с завязанными глазами (так часто лепили), и за Ленина платили намного больше, чем за Маркса, Гагарина и других. Вождь мирового пролетариата, как никак!

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Информагентство

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.