Берегись, Дракула! Нет, это просто Бела Лугоши Print

Наверное каждый из нас хотя бы раз в жизни смотрел фильм, в котором фигурировал граф Дракула. Но, вспоминая об этом образе, пожалуй, первым приходят в голову кадры из какого-то классического фильма ужасов… Да, вы не ошиблись, это «Дракула» 1931 года сыгранный Белой Лугоши. На пике своей карьеры актёр был настоящим воплощением экранного зла и самым известным исполнителем роли Дракулы. Бела Лугоши открыл двери в новую эпоху фильмов ужасов, но его собственная популярность при жизни, увы, длилась не долго.

Бела Ференц Дежо Бласко, известный всему миру как Бела Лугоши, родился 20 октября 1882 года в городке Лугоши, который на тот момент принадлежал Австро-Венгрии, а затем перешел к Румынии. По странному стечению обстоятельств, будущий исполнитель роли Дракулы родился в самом «вампирском» регионе мира — Трансильвании.

Шансов стать актёром в родном городишке у Белы было немного, да и, к тому же, он был четверым ребенком в не самой богатой семье. Тогда будущий актёр принимает решение покинуть родной дом и в возрасте двенадцати лет сбегает, чтоб больше никогда туда не вернуться. Но в театр юношу так и не взяли, и Беле пришлось зарабатывать на жизнь в шахтах и на сортировочных станциях железных дорог.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши, 1900 год

В его актёрской карьере тогда решила поучаствовать его сестра, и устроила Белу на маленькие роли в театр городка Шабадки. Он никогда не учился актёрскому мастерству, чем сильно выделялся среди других актёров. Но яростное желание Белы Лугоши добиться своей цели, заставили мальчика постоянно совершенствоваться и усваивать новые знания на лету. Таким образом, он зарабатывает себе в театре более высокое положение, получая с каждым разом более серьезные роли. С новыми возможностями растут и амбиции актёра, поэтому он переезжает в более большие города.

Именно тогда у Белы Бласко впервые появляется псевдоним «Лугосси», который якобы подчеркивал аристократическое происхождение, но позже он упрощается до просто Лугоши, указывая на место рождения актера. Роли посыпались на Белу отовсюду. Иногда он играл до 40 ролей в год, а сильный молодой голос часто зарабатывал ему место еще и в опереттах. Но самыми лучшими работами Белы Лугоши на том этапе были Ромео и Христос, которые и стали его билетом в театры Будапешта.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в образе Иисуса Христа

Во время Первой мировой войны Лугоши отправляется на фронт добровольцем, ведь тогда актёры были официально освобождены от несения военной службы. В рядах пехоты он прошел всю войну и был трижды ранен и награжден. Позже Бела Лугоши любил рассказывать разные невероятные истории о своем пребывании на войне, но, правда это или вымысел, никто не мог догадаться.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в австро-венгерской форме

Стремительное развитие кинематографа не обошло стороной и Белу Лугоши. в театральной карьере перспектив он не видел, поэтому в 1918 году актёр подписал двухгодичный контракт с продюсером и режиссером Альфредом Диши, который возглавлял фирму «Звездные Фильмы». Здесь он снялся в девяти фильмах. Но его кинематографическая карьера в Будапеште не заканчивалась лишь на этой студии. Также вышло три фильма с участием Лугоши кинокомпании «Феникс», которые режиссировал Михалы Кертеж (кстати, позже этот режиссер переедет в США и будет известен всему миру как Майкл Куртиц, режиссер легендарной «Касабланки»).

В кино Бела сменил псевдоним на Ариштид Олт. Уже в начале кинематографической карьеры актёр начал продвигаться в жанре ужаса. Первым в этом жанре стал фильм «Королевская жизнь», нелегальная версией романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», который также стал последним венгерским фильмом Лугоши. Дело в том, что в те годы он активно участвовал в политической жизни Венгрии: участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики и организовал Актерский Профсоюз. Но когда коммунизм в его стране был повержен, то Беле Лугоши пришлось бежать за границу.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в одном из образов

Он продолжил работать в Германии, где снялся в 11 фильмах. В 1920 году он играет Хайда в знаменитой постановке повести Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде — «Голова Януса». А режиссером фильма был тот самый Мурнау, который позже прославится фильмом «Носферату». Среди других интересных работ в Германии «Караван смерти» и «Дьяволопоклонник».

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Голова Януса»

И всё же кинематограф тогда стремительнее всего развивался в Америке. Поэтому в 1921 году Бела Лугоши приезжает в Нью-Йорк, где собирает венгеро-говорящую труппу. И, хоть Лугоши тогда категорически отказывался изучать английский, уже с 1923 года актёр выступает на Бродвее. Он просто заучивал все на слух, как и было с ролью Фернандо, Испанского Апача — Лугоши даже не понимал всего, что он произносит. В этот период, с 1923 по 1926, актёр также снялся в 7 немых фильмах, но основное внимание Лугоши всё же было сосредоточено на Бродвее.

Впервые он исполнил свою самую знаменитую свою роль в 1927 году в пьесе «Дракула». Эта работа стала определяющей во всей будущей карьере Белы Лугоши. На протяжении двух лет актёр играл Дракулу в Нью-Йорке и других американских городах. Актёр выходил на сцену в зеленом гриме и фиолетовом плаще, за что некоторые критики прозвали его «опереточным гробовщиком». Но публика была в восторге от Дракулы-Лугоши, поэтому билеты на постановку достать было невозможно.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши впервые в образе графа Дракулы

Газеты называли Белу не иначе как «графом Лугоши» и «мистером Дракулой». Такая популярность этой постановке привлекла к Беле Лугоши внимание крупных кино-компаний. Он начал активно сниматься в кино, но роль «Дракулы» на экране воплотил лишь в 1931 году в одноименном фильме Тода Браунинга, что и сделало его образ каноническим.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Дракула», 1931 год

Но, впрочем, и до этого в сотрудничестве с Брауном было немало хороших работ. Их первым фильмом стал детектив «Тринадцатое кресло». В этот период сильно возросло влияние цензоров, которые и определяли аудиторию фильма. И «Тринадцатое кресло» стало первым, получившим отметку «Н», то есть «Horror» (Ужасы). И это и определило направление жанра на многие годы.

Этот фильм стал для Белы Лугоши большой удачей, но также и загнал его актёрскую карьеру в тупик. Он стал очень популярен, но люди хотели и дальше видеть его только в фильмах ужасов. Поначалу он пытался как-то этому сопротивляться, но после огромного числа кастингов понял, что его путь теперь лежит исключительно через фильмы ужасов. Следующей работой Лугоши стал фильм «Убийства на улице Морг», где актёр исполнил роль злого доктора Миракла.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Убийства на улице Морг»

Кстати, в своей жизни Бела Лугоши совершил одну роковую ошибку. Однажды его пригласили на роль Франкенштейна. Он сыграл несколько пробных сцен в гриме на фоне декораций, но потом посчитал эту роль бесперспективной и отказался от неё. В итоге её исполнил Борис Карлофф, и этот персонаж стал визитной карточкой актёра. А сам Карлофф считался главным конкурентом Лугоши в категории ужасов. Позже Бела Лугоши не раз сожалел, что упустил такой шанс.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши и Борис Карлофф

В 1932 году актёр играет Легендре, владыку восставших из мертвых, в фильме «Белый Зомби». Гонорар актёра составил тогда $1,000, а сам фильм, снятый всего за 11 дней, обошелся в $100, 000. Многие даже считают эту роль лучшей во всей фильмографии актёра. За этой лентой последовала картина «Маге Чанду», где Лугоши воплотил образ злодея Роксора, желающего уничтожить пол мира и править оставшейся половиной. Кстати, этот герой признан одним из лучших злодеев в рамках типа «комикс». Следующей работой Лугоши стал фильм «Остров потерянных душ», снятый по роману Уэллса «Острова доктора Моро». Эта лента стала одной из лучших хорроров 30-х годов. Персонаж Белы здесь, правда, второстепенный, но, тем не менее, актёру удалось великолепно продемонстрировать свой талант.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Белый Зомби»

И всё же, несмотря на это, 30-е годы стали для Белы Лугоши первыми шагами на пути к забвению. И об этом свидетельствует следующая его работа — детективный фильм «Поцелуй смерти», вышедший в 1933 году. Роль Лугоши не просто была второстепенной, но и не имела никакого особого значения для сюжета — его персонаж практически ничего не сделал. Продюсеры решили позвать Белу Лугоши лишь ради его знаменитого имени. Более того, постер к фильму был оформлен так, что на первый взгляд казалось, что у ленты вампирская тематика. Всё это было сделано ради того, чтоб больше фанатов Лугоши и его вампирских образов посетили фильм. Так роль актёра в этом фильме была скорее вспомогательной. Но в этом же году для Лугоши был и приятный момент. Он женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына - Бела Лугоши младшего.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши с семьей

За этим последовала работа в картине «Черный кот», вольной экранизации Эдгара Алана По, но в действительности почерпавшей больше из жизни знаменитого оккультиста Алистера Кроули. Позже этот фильм получит звание «самого нездорового фильма» 30-х годов. Но особенно интересен он тем, что именно в этом фильме на одной съемочной площадке впервые сошлись Бела Лугоши и его главный конкурент Борис Карлофф. Кстати, здесь Лугоши исполнил положительного героя — доктора Витуса Вердегаста.

Особенно интересным был рекламный ролик к фильму «Черный кот». Карлофф и Лугоши сидели у камина, склонившись над столиком с расставленными шахматами. Актеры «тужились» изо всех сил, изображая судьбоносный поединок.

— Готов к испытанию, Дракула? — спрашивал Карлофф.

— Готов, Франкешнтейн, — отвечал Лугоши.

— Начнем, — предлагал Карлофф и, выходя из роли, объяснял: — Ты понимаешь, Бела, тот, кто победит в этой шахматной схватке, возглавит парад кинозвезд?

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Черный кот»

В 1934 году актёр играет в своем первом сиквеле — «Возвращение Чанду». Правда, какое-то невероятное режиссерское решение превратило в этом фильме Лугоши из главного отрицательного персонажа в главного положительного. За этой работой последовал очередной фильм о вампирах — «Отметка вампира». Эта лента стала еще одной совместной работой Лугоши с Тодом Браунингом. Правда эта работа уже напоминала предыдущие фильмы режиссера: «Лондон после полуночи» и «Дракула». Более того, в «Отметке вампира» даже некоторые диалоги были полностью скопированы из предыдущих фильмов.

В последующие несколько лет Бела Лугоши много снимается в различных фильмах ужасов, в числе которых «Ворон», снятый по мотивам одноименного стихотворения По, «Тайна Марии Челесте», ставшим первым британским фильмом Лугоши, а также «Невидимый луч», в котром Лугоши вновь сыграл вместе с Карлоффом.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Отметка вампира»

После 1937 года карьера Лугоши приостановилась. Актёру буквально пришлось умолять продюсеров, чтоб ему дали роль в фильме «Сын Франкенштейна». У него тогда был маленький ребенок, а из-за нехватки денег семье даже пришлось переехать в другой дом. Его гонорар за этот фильм составил $500. Инспектора, которого изначально должен был сыграть Бела Лугоши, из сценария позже убрали, поэтому ему досталась роль горбуна Игоря, которого в сценарии изначально не было. И эта роль стала, после Дракулы, второй классической в фильмографии Лугоши. А сам актёр не раз называл её своей любимой работой. Но особенно радовало Лугоши то, что его Игорь получился более интересным героем, чем Монстр в исполнении Бориса Карлоффа.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши и Борис Карлофф в фильме «Сын Франкенштейна»

После такого успеха карьера Белы Лугоши вновь начала налаживаться. Роли сыпались на него одна за другой. Особенно интересной стала работа в фильме «Франкенштейн встречается с человеком-волком», где актёру выпал второй шанс сыграть роль Франкенштейна, от которой он отказался в 1931-м. Впрочем, эта работа Лугоши совсем не понравилась. Дело в том, что компания «Universal Pictures» сильно видоизменила работу после монтажа. Во-первых, им не пришелся по душе венгерский акцент актёра, поэтому они просто выкинули все сцены, где он говорит. А, во-вторых, в первоначальном варианте персонаж должен был быть слепым, но было принято решение удалить и все отсылки к этому. Так что в итоге никто не мог понять, почему Франкенштейн у Лугоши так странно двигается. И, тем не менее, публика восприняла фильм хорошо. Именно «Франкенштейн встречается с человеком-волком» стал началом фильмов ужасов, в которых сталкивают лицом к лицу различных монстров.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в образе Франкенштейна

В 40-х годах фильмография Белы Лугоши пополнилась очередным десятком классических фильмов ужасов. В конце этого десятилетия в моду вошел такой жанр как хоррор-комедия. Первой в этом жанре для Лугоши стал фильм «Эббот и Костелло встречают Франкеншейна», в котором помимо двух комиков появилось множество классических персонажей ужасов. В том числе это стало вторым и последним появлением Белы Лугоши в образе графа Дракулы. После выхода фильма актёр вновь оказался на волне славы, но карьера его, тем не менее, всё равно устремилась вниз.

Лугоши перестают приглашать на новые роли. А его тур по Британии в 1950-м с фильмом «Дракула» 1931 года закончился полным провалом. Актёр начал переживать трудные финансовые времена. По ходатайству Ричарда Гордона актёра приглашают сниматься в английской хоррор-комедии «Старая матушка Райли встречает Вампира» с гонораром $5000. Вернувшись обратно в Америку, он снимается в еще одном фильме в этом же жанре — «Бела Лугоши встречает Бруклинскую Гориллу». Фильм стал своеобразной пародией на былую славу актёра.

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Эббот и Костелло встречают Франкеншейна»

В это же время, в 1952 году, жена бросает Белу Лугоши, и, отчаявшийся актёр, окончательно начинает свое погружение на дно. Он сильно пристрастился к спиртному и наркотикам. Небольшой рывок ему дало случайное знакомство с режиссером Эдом Вудом младшим, который, будучи фанатом Лугоши, приглашает актёра в свой фильм «Глен или Гленда». Впрочем, возрождению карьеры Белы Лугоши это не помогло, так как Вуд впоследствии был назван «самым бездарным режиссером всех времен и народов» (об это существует одноименный фильм режиссера Тима Бёртона). В 1955 году он снимается в еще одном фильме Вуда — «Невеста монстра».

В 1956 году Бела Лугоши попадает в больницу. Но, почувствовав себя лучше, выходит оттуда с надеждой сняться в новом проекте Эда Вуда, «Гул идет на запад», но, так как работа была признана провальной, съемки так и не начались. Лугоши удается взяться за еще одну, хоть и безмолвную, роль в фильме «Черный сон».

Бела Лугоши

 Бела Лугоши в фильме «Невеста монстра»

Последней ролью, сыгранной Белой Лугоши, принято считать фильм «План 9 из открытого космоса», нареченный «худшей постановкой за всю историю кинематографа». Но назвать полноценной эту работу нельзя. Сам Лугоши скончался, когда было отснято всего 10 минут фильма, поэтому Эду Вуду пришлось использовать архивные съемки, где Лугоши в образе Дракулы, а также нанимать дублёра Тома Мэйсона, который должен был изображать известного актёра. Поэтому в большинстве кадров у Дракулы закрыто лицо плащом.

Бела Лугоши скончался 16 августа 1956 года от сердечного приступа. По одной из версий, он завещал, чтоб его похоронили в одном из костюмов Дракулы и его близкие исполнили эту волю. Также, Винсент Прайс однажды рассказал, что во время похорон Белы Лугоши, его близкий друг Питера Лорре сказал: «Как думаешь, может стоит забить ему в грудь кол на всякий случай?». Впрочем, это была лишь попытка смириться с кончиной коллеги. А вот комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: «Он вернется!».

Бела Дугоши

 Бела Лугоши в гримерной

После своей смерти Бела Лугоши стал настоящей легендой жанра ужасов. Он был одной из первых звезд звукового хоррора. Лугоши удалось сыграть множество замечательных ролей за очень короткий срок, но, к сожалению, позже его не раз использовали из-за популярности образа Дракулы. И это действительно очень грустная история, и Бела Лугоши, чей особый акцент стал как благом, так и вредом для его карьеры, мог бы сделать гораздо больше. Но, не смотря на это, Бела Лугоши заслужил право называться иконой жанра ужасов.

автор: Елена Яковлева

 

Джоан Кроуфорд: кинозвезда или чудовище?

Джоан Кроуфорд: кинозвезда или чудовище?

Образ Джоан Кроуфорд навсегда остался в истории кино как квинтэссенция «Золотого века Голливуда». На протяжении своей актерской карьеры Кроуфорд была одной из самых

Чарли Чаплин: как Бродяга управлял Голливудом

Чарли Чаплин: как Бродяга управлял Голливудом

Вряд ли сегодня у кого-то из известных артистов есть та слава, которая была у Чарли Чаплина. На пике популярности его маленький Бродяга был самым узнаваемым образом

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.