Василий Шукшин: писатель, актер, режиссер Print

Писатель, режиссер, киносценарист и актер — трудно сказать, какое из этих направлений было для Василия Шукшина приоритетным. Он вкладывал всю душу в любую работу, за которую брался. Такие блестящие фильмы как «Странные люди» и «Калина красная» сделали Василия Шукшина одним из самых заметных деятелей советского кинематографа, а выход каждого нового рассказа сопровождался пристальным вниманием публики.

25 июля 1929 в небольшом селе Сростки в районе Алтайского края родился Василий Шукшин. Его детство выпало на годы коллективизации, ставшие нелегкими для крестьянской семьи. Несмотря на то, что отец Макар Леонтьевич Шукшин пользовался в их селе уважением и сразу же вступил в колхоз, он был репрессирован в 1933 году. А мать, 22-летняя Мария Сергеевна Шукшина, оставшаяся с двумя маленькими детьми на руках, вскоре повторно вышла замуж. Но и этот брак оказался непродолжительным: в 1942 году отчим Василия Шукшина погиб на фронте. Все эти события сделали Василия замкнутым и не по-детски серьезным. Говорят, что в детстве он держался со сверстниками очень строго и хотел, чтоб называли его Василием, а не Васей. Всё это вызывало только насмешки.

Окончив семь классов школы, в 1944 году Василий Шукшин поступил учиться в автотехникум в городе Бийске, который так и не окончил. Чтобы прокормить семью, ему пришлось бросить учебу и устроиться на работу. В 1947 году Шукшин устроился слесарем-такелажником на трест «Союзпроммеханизация», откуда перешел на завод в Калугу, затем во Владимир, а потом попал на строительство железнодорожного моста. Там его и застала повестка из военкомата.

Василий Шукшин

Окончив учебный курс, он получил специальность радиста и попал в одну из частей Черноморского флота, которая находилась в Севастополе, но дослужить там ему было не суждено. Из-за сильного приступа язвы в 1953 году, его срочно доставили в госпиталь на берег. После осмотра медицинской комиссии он был демобилизован и отправился в родное село. Сдав экстерном экзамены, он стал преподавателем русского языка и литературы, а также занял пост директора в местной школе. Пробыв в этой профессии недолго, Василий Шукшин поступает в автомобильный техникум, но и там не находит своего призвания. Совершив еще одну попытку в качестве инструктора райкома партии, Василий Шукшин решает отправиться в Москву.

Его мама отдала сыну последние сбережения и отправила его в столицу, куда Василий прибыл одетый в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клеш и сапоги. Он понес документы на сценарный факультет ВГИКа, принеся им наработанные за многие годы рассказы. Но, так как писал Василий Шукшин очень много, то приемная комиссия сразу приняла его за типичного графомана, не удосужившись ознакомиться с работами. Но предложили молодому человеку попробовать себя в другой области: «У вас фактурная внешность, идите на актерский».

Василий Шукшин

Сокурсник Шукшина, кинорежиссер Александр Митта:

«Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский. Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит, и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм... На экзамене Ромм ему говорит: «Ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?» Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Ромм сказал: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером». И тут вдруг Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина - с хвостом на четырех копытах, и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь — во... Где уж тут книжки читать!». Вгиковские бабки были счастливы - нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».

Дебютной ролью Василия Шукшина стал небольшой эпизод в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон». Актёр сыграл выглядывающего из-за плетня матроса. Это и стало началом актерской карьеры Шукшина. Спустя год во время прохождения практики в Одессе режиссер Марлен Хуциев предложил ему главную роль в фильме «Два Федора». После этой роли актер проснулся знаменитым.

 Василий Шукшин

 Кадр из фильма «Тихий Дон»

Но актерство было для Шукшина не единственным пристрастием. Параллельно складывалась и успешная литературная карьера. Михаил Ромм посоветовал Шукшину рассылать свои рассказы в различные литературные газеты, в надежде, что хоть одна их опубликует. Так и случилось: в 1958 году в журнале «Смена» вышел рассказ «Двое на телеге». Но он остался незамеченным ни для читателей, ни для критиков. Расстроенный неудачным дебютом, Василий Шукшин на время отошел от литературной деятельности.

Неудачным был и режиссерский дебют Шукшина — короткометражный дипломный фильм «Из Лебяжьего сообщают», снятый в 1961 году. Это была зарисовка из жизни сельского райкома партии, которую многие сочли несовременной и даже скучной. А вот актерская карьера складывалась куда успешнее. После фильма «Два Федора» на актера посыпались предложения со всех сторону. И всего за несколько лет его фильмография пополнилась целым рядом картин: «Золотой эшелон», «Простая история», «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я», «Мы, двое мужчин».

Василий Шукшин

 Кадр из фильма «два Федора»

60-е стали успешными и для литературного творчества Шукшина. Журналы один за другим публикуют его рассказы: «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». А в 1963 году выходит и первый литературный сборник — «Сельские жители». И, наконец, Василий Шукшин пробует себя в деле, ради которого изначально он и приехал в Москву — он пишет сценарий на основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» к своему первому полнометражному фильму «Живет такой парень». Картина была тепло принята критиками и публикой и даже попала на фестиваль в Венеции, но сам Шукшин был недоволен неправильной трактовкой своей картины, которая попала в разряд комедии:

«Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я её понимаю, кто-то должен быть смешон. Герой, прежде всего... Герой нашего фильма не смешон».

Василий Шукшин

 Кадр из фильма «Живет такой парень»

Творческий накал Шукшина возрастал с каждым днем. В 1966 году выходит его сборник рассказов «Там вдали…». Не заставляет ждать и следующий фильм — «Ваш сын и брат» — вышедший на экраны в том же году. Через год эта картина была удостоена Государственной премии РСФСР. Это был пик литературной и серьезной карьеры Шукшина.

Спустя год он уже вовсю работал над сценарием двухсерийного исторического фильма о Степане Разине под названием «Конец Разина». Вкладывая в этот проект все силы и время, Василий Шукшин отказался на время от предложений сниматься и забросил литературное творчество. Но внезапно на студии заморозили проект, мотивируя это высокой затаенностью. Подобная судьба ждала и экранизацию сатирической сказки самого Шукшина «Точка зрения», которая была раскритикована коллегами.

Всё это очень удручало Шукшина. Станислав Ростоцкий рассказывал:

«В свое время было очень тяжелое положение у Василия Макаровича - и творческое, и бытовое. Лечился он двумя способами: русским национальным напитком и поездками на родину в Сростки. Вот уехал он в очередной раз. Я в этот период фильм снимал. И вдруг вызывает меня директор киностудии имени Горького Григорий Иванович Бритиков и говорит: «Стас, с Васей плохо, поезжай, привези». Не мог я тогда поехать - нельзя было бросить съемочную группу, остановить картину. Сел за это письмо. В нем я рассуждал о самоубийстве - все ведь боялись именно этого, что Шукшин что-нибудь с собой сделает. А я писал о своем поколении, о войне, о том, что вхожу в три процента счастливчиков 1922 года рождения, которые вернулись в мае 1945-го. Василий Макарович приехал. Надо было его знать... Он подошел ко мне в коридоре киностудии и пожал руку: «Спасибо».

Василий Шукшин

В 1968 году Василий Шукшин вновь берется за экранизацию своих произведений. Фильм «Странные люди» был поставлен по трем рассказам — «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы». Восемь месяцев у него ушло, чтобы сдать эту картину. И параллельно он успел сняться в четырех фильмах: «У озера», «Мужской разговор», «Освобождение» и «Держись за облака». Когда фильм наконец-то вышел в прокат, то получил высокие оценки критиков. И режиссера даже отправили представлять его в Париж.

Всё это время Василий Шукшин не забывает о своих намерениях снять фильм о Разине и в 1971 году подает очередную заявку, которая встречает отказ. И вместо этого режиссер берется за съемки фильма «Печки-лавочки». Еще одна картина на сельскую тематику превзошла все ожидания. Нея Зоркая писала:

«Вот тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в Василии Шукшине! Открылось во всю ширь широкого экрана, в максимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер и оператор в «Печках-лавочках» увлекались широким экраном и сверхкрупными планами, специально выделяли и укрупняли в лице человека как бы центральную «зону общения» и мимической выразительности-глаза, губы. Наверное, юмор есть первое свойство актерской игры Шукшина в «Печках-лавочках». И еще тонкая, просто филигранная, изысканная отделка роли».

Василий Шукшин

 Кадр из фильма «Печки-лавочки»

В конце 1972 года Шукшин перешел со студии имени Горького на «Мосфильм», потому что там ему пообещали помочь снять фильм о Разине. Но и там работа над картиной не продвинулась. А в это время Василий Шукшин приступил к съемкам своего пятого фильма «Калина красная», в котором также выступил в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. На финальных этапах работы над фильмом у Шукшина случился резкий приступ язвы. Фомин вспоминал:

«Я сам своими глазами видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные «исправления» и тем самым спасти картину от худшего. «Калина красная» была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращаться в больницу. Но он боялся оставить фильм в «разобранном» виде, чтобы как-то «зализать», компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись».

Такие жертвы принесли плоды. Фильм «Калина красная» стал настоящим прорывом в отечественном кинематографе. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина получила главный приз — первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Помимо этого фильм собрал призы на многих международных фестивалях.

 Василий Шукшин

 Кадр из фильма «Калина красная»

В последний год своей жизни Василий Шукшин провел в напряженном графике. Выходит новый сборник «Характеры», а в Большом драматическом театре Товстоногов планирует ставить спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди». В 1974 года Шукшин, который до этого непочтительно относился к театру, присутствовал на генеральной репетиции и был очень доволен результатом.

Всё это время Шукшин не оставляет надежды снять фильм о Разине. И заручившись поддержкой Сергея Бондарчука, он предварительно соглашается сняться в его картине «Они сражались за Родину». Съемки картины были запланированы на август - октябрь 1974 года. График съемок был напряженным, и актёру редко удавалось выбираться куда-то в свободное время. К началу октября Шукшин практически полностью завершил свою роль и 4 октября он планировал вернуться в Москву, но туда ему было не суждено попасть.

Василий Шукшин

 Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

1 октября вместе с Георгием Бурковым они плыли на теплоходе «Дунай», где у Василия Шукшина случился летальный приступ. Бурков рассказывал:

«Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел, а от двери увидел... рука, мне показалось, как-то... Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. «Николай, - попросил я, - загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает…» Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая... потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне».

Василий Шукшин

автор: Елена Яковлева

 

Сьюзан Сарандон: 5 лучших ролей в фильмографии актрисы

Сьюзан Сарандон: 5 лучших ролей в фильмографии актрисы

Сьюзан Сарандон, обладательница таких престижных наград, как «Оскар» и «BAFTA», давно признана одной из лучших актрис Голливуда. Она сыграла более чем в 50 фильмах,

Лучшие комедии с участием Сергея Светлакова

Лучшие комедии с участием Сергея Светлакова

Слыша имя Сергей Светлаков, многие сразу начинают улыбаться, ассоциируя его с той или иной комедией. Конечно, актёр пытался пробовать себя в драматическом жанре

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.