Иван Дыховичный: от Чехова до «Копейки» Print

Иван Дыховичный начал свой творческий путь в качестве актёра, а завершил его как весьма необычный режиссер и сценарист. С самого начала фильмы Дыховичного обладали особенным стилем, не подвластным каким-либо канонам или веяньям моды. Такие фильмы режиссера как «Чёрный монах», «Прорва» или «Копейка» всегда вызывали массу споров: одни ими восхищались, другие же, напротив, критиковали, но мало кто оставался равнодушен к творчеству Дыховичного.

Будущий режиссер Иван Дыховичный родился в Москве в творческой семье. Его отец, Владимир Абрамович Дыховичный был поэтом-песенником, а мать, Александра Иосифовна Дыховичная, - балериной. Не удивительно, что Иван также выбрал для себя творческую профессию и в 1968 году закончил актёрский факультет театрального училища имени Щукина, после чего десять лет играл на сцене Театра драмы на Таганке.

Но в 1982 году решил сменить профессию и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерскую Эльдара Рязанова. Здесь в соавторстве с Сергеем Сололвьевым он написал сценарий для своего первого полнометражного фильма «Чёрный монах», который удостоился премии им. Жоржа Садуля.

Дыховичныи

 Иван Дыховичный

После этого режиссер активно работал как в кино, так и на телевидении, участвуя не только в российских, но и в международных проектах. Фильм «Прорва», который принес Дыховичному мировое признание и награды, был российско-немецко-французским. Его картина «Музыка для декабря», была показана на Каннском Международном кинофестивале в программе «Особый взгляд».

Несмотря на то, что в последние годы жизни режиссер тяжело болел, он до последнего момента занимался своим любимым делом и активно участвовал в различных мероприятиях. К примеру, здоровье не помешало Дыховичному вместе с другими артистами учавствовать в акции в поддержу людей с ограниченными возможностями и прокатиться по Кутузовскому проспекту Москвы в инвалидном кресле.

Дыховичныи

 Иван Дыховичный на съемках фильма «Европа-Азия»

К сожалению, Иван Дыховичный ушел из жизни на самом пике своей карьеры. Режиссер скончался 27 сентября 2009 года от лимфомы и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Последним его фильмом стала комедия «Европа-Азия» по пьесе братьев Пресняковых. Но Иван Дыховичный также рассказывал о планах снять фильм про Лилю Брик и Владимира Маяковского, которые так и не успел воплотить в жизнь.

Предлагаем вам пять картин из фильмографии Дыховичного, в которых он выступил не только режиссером, но и сценаристом.

ЧЁРНЫЙ МОНАХ (1988)

Дыховичныи

 Кадр из фильма «Черный монах»

Полнометражным дебютом Ивана Дыховичного стала экранизация одноименной повести Антона Чехова. Главный герой, магистр философии Андрей Коврин Станислав Любшин), отправляется в деревню к своей подруге детства Татьяне , в поисках спокойствия. Но вместо душевного равновесия безлюдное дворянское поместье порождает в его голове теорию о «черном монахе», который готов открыть своему избраннику истину жизни. «Чёрный монах» был отмечен премией Фонда культуры Франции за лучший фильм-дебют года.

ПРОРВА (1992)

Дыховичныи

Кадр из фильма «Прорва»

Свободный и очень оригинальный взгляд на Россию 30-х годов. Печальная история дворянки, которая в последствии стала женой сотрудника НКВД переплетается с почти комедийной историей о том, как Буденному на параде заменили жеребца на кобылу. В итоге, фильм получил неплохие отзывы от критиков, но так и не был удостоен особо престижных наград, потому что Дыховичный не захотел снимать ни трагического фильма о судьбе интеллигенции, ни сатиры на тему красных командиров. Он снял совершенно другое кино, которое опередило время.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕКАБРЯ (1995)

 Дыховичныи

Кадр из фильма «Музыка для декабря»

История ещё одной человеческой трагедии на фоне исторических изменений. Успешный художник Александр Ларин возвращается из США в родной Ленинград, где встречается со своей бывшей возлюбленной Анной и её дочерью Машей. Но здесь он не находит ни города, ни людей которых оставил несколько лет назад. «Музыка для декабря» так и не была принята в России (до сих пор фильм довольно сложно посмотреть), потому что представила публике страну в полном моральном упадничестве, страну, которая так и не смогла освободить себя.

ЖЕНСКАЯ РОЛЬ (1994)

 Дыховичныи

Кадр из фильма «Женская роль»

Это самый экспериментальный фильм Дыховичного, если можно так выразиться. Фильм полностью построен на принципе монтажа из фрагментов советского и российского кино. «Женская роль» - история эволюции женского образа в кинематографе. Лица таких великих див как Вера Каралли, Вера Холодная, Юлия Солнцева, Александра Хохлова, Любовь Орлова и Валентина Серова соединены в причудливый кинематографический коллаж «Женской роли».

КОПЕЙКА (2002)

Дыховичныи

 Кадр из фильма

Как можно понять из названия, главным персонажем этой истории стал не человек, а автомобиль «Жигули» первой модели или просто «Копейку». Переходя от одного владельца к другому, машина рассказывает историю разных эпох и людей: члена политбюро, проститутки, физика-диссидента, художника, жуликов и самого Высоцкого. Иронический, со своей прелестью взгляд на страну, которая так долго мечтала об этой простенькой «Копейке».

автор: Елена Яковлева

 

Жан-Пьер Мельвиль и фильмы, которые вдохновили величайших режиссеров мира

Жан-Пьер Мельвиль и фильмы, которые вдохновили величайших режиссеров мира

Жан-Пьер Мельвиль - французский режиссер, которого сегодня помнят, в первую очередь, благодаря впечатляющим картинам о гангстерах, которые и прославили его в 60-е.

Мартин Скорсезе: 10 лучших фильмов, которые вы обязаны посмотреть

Мартин Скорсезе: 10 лучших фильмов, которые вы обязаны посмотреть

Говоря о современном американском кинематографе, нельзя не упомянуть имя Мартина Скорсезе. Его фильмы трансцендентальны. Его влияние безмерно. Мартин Скорсезе входит

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.