Как Жорж Мельес отправился на Луну Print

Его звали Жорж Мельес, и он был первой звездой кинематографа. Без сомнений, этот режиссер был одним из самых влиятельных людей в истории кино. За свою жизнь Мельес снял более 500 художественных фильмов с использованием различных приемов и трюков для создания на экране целого волшебного мира. И квинтэссенцией всего его творчества стала 14-минутная лента «Путешествие на Луну». Основатель первой в мире киностудии, отец спецэффектов, первый человек, использовавший раскадровку — благодаря всему этому Жорж Мельес стоит в числе основоположников мирового кинематографа.

Среди первых кинематографических работ фильмы Мельеса до сих пор сохраняют свою привлекательность, даже через 100 лет. Они не нуждаются ни в оправданиях, ни в объяснениях, даже когда показываются современной публике. Жорж Мельес не просто запечатлел на пленке сцены из жизни, как это делали братья Люмьер. Он стал первым режиссером, снявшим художественный фильм. Кинокамера тогда была еще на самом примитивном уровне, но Мельес доказал не только то, что камера способна фантазировать, но и то, что она обязана это делать в соответствии со своей природой.

Жорж Мельес

Родился Жорж Мельес 8 декабря 1861 года в Париже в семье владельца фабрики модельной обуви. Окончив лицей, он несколько лет провел в армии, после чего отправился в Лондон, чтобы в совершенстве овладеть английским, так как это требовалось для того, чтоб перенять дело отца и эффективнее вести бизнес. И по возвращении в Париж Мельес четыре года проработал с отцом, но сам он уже тогда понимал, что не это является делом его жизни.

Так как Жорж Мельес с детства хорошо рисовал, то он устроился карикатуристом в журнал «Ля Грифф» и публиковался под псевдонимом Джек Смайл. И уже спустя два года, в 1888 году, Мельес основал театр «Робер-Уден», в котором в качестве иллюзиониста демонстрировал свои первые трюки. Благодаря своей фантазии, ему удается создавать уникальные представления, которые еще никогда не демонтировались в иллюзионах.

Жорж Мельес

 Спиритический сеанс в театре «Робер Удэн». Худ. Жорж Мельес, 1907

28 декабря 1895 года в Париже Жорж Мельес посещает первый в мире кинопоказ братьев Люмьер. Будучи человеком прогрессивным, он мгновенно осознает, какие новые возможности открывает кинематограф для его профессии. И сразу после показа он предлагает братьям 10 000 франков за их чудо-изобретение. Но ответ их был отрицательным: «Через год о синематографе забудут. Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения». Впрочем, отрицательный ответ не удовлетворил Мельеса, и он приобрел камеру в Великобритании.

И вот уже в 1896 году вышел первый фильм Жоржа Мельеса — «Игра в карты». В этой работе, как и в других его ранних фильмах, авторский почерк Мельеса еще не проявился, и режиссер, в основном, просто подражал увиденным у Люмьеров лентам. Но его бурное воображение всячески искало пути совместить кинематограф с магией. И решение нашлось само во время съемок на одной из парижских улочек:

«Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен - Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех».

Жорж Мельес

 Кадр из фильма «Игра в карты» (1896)

Но и на этом находки Жоржа Мельеса не закончились. Открыв, как просто работает принцип «стоп—камера», он с такой же лёгкость понял, как замедлять и ускорять съемку. Мельес постоянно экспериментировал и вскоре начал использовать затемнения, наплывы, съемку на черном бархате и много других различных трюков. И всё это режиссер открыл всего лишь за год пользования камерой. Публика недоумевала от его волшебства, но приходила от этого в восторг.

Мельес решает шагнуть еще дальше. И вот в 1897 году на его вилле в предместье Парижа открывается первая в мире киностудия «Star Film». Она представляла собой стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления — всё то, что было необходимо режиссеру для создания его чудес. И для Жоржа Мельеса его фокусы не ограничивались одним лишь развлечением. К его же собственному удивлению киностудия вскоре начала приносить невероятные деньги.

Жорж Мельес

 Чертежи первой студии. Арх. Жорж Мельес, 1899

За один лишь 1897 год киностудия Мельеса выпустила 60 кинолент, каждая из которых была уникальна. Режиссеру даже пришлось ввести в расцветающий кинематограф новые жанры: комедия, феерия, сценки с трюками и другие подразделения. Имея немалые средства и приглашая профессиональных актёров, Жорж Мельес воссоздал события греко-турецкой войны в таких фильмах, как «Взятие Турнавоса», «Казнь шпиона» и «Резня на Крите». А восстанию индусов против англичан он посвятил «Нападение на блокгауз», «Сражение на улицах Индии», «Продажа рабов в гареме», «Танец в гареме». Мельес даже попытался работать в псевдодокументальном жанре, снимая разыгранные репортажи о современных событиях.

«Есть четыре большие категории кинематографических картин, иначе говоря, каждая картина может быть отнесена к одной из четырёх групп: натурные съёмки, научные фильмы, сюжетные фильмы и картины с превращениями. Я умышленно расположил классификацию в том порядке, в каком эти категории сменяли друг друга с первых шагов возникновения кино. Вначале показывали только съёмки с натуры. Позднее кино стали употреблять как проводник науки, и, наконец, оно превратилось в проводника театра».

Фильм «Замок дьявола (1896)

Вы наверняка слышали историю о том, как Сергей Эйзенштейн в 1925 году вручную раскрашивал флаг на кинопленке, чтоб произвести эффект на зрителей. «Броненосец «Потёмкин» даже называли первым цветным фильмом. Но Жорж Мельес еще в конце XIX века применял этот метод к своим фильмам, так как черно-белое кино его уже не удовлетворяло. И Мельес раскрашивал не отдельные детали, а все 15-20 метров кинопленки (к его счастью, длина фильмов тогда была весьма ограниченной). Но этот кропотливый труд того стоил, потому что фильмы Мельеса, особенно на сказочные мотивы, приобретали еще более волшебный вид. 

Жорж Мельес

Мельес продолжал идти дальше, и уже в 1899 году выпустил два своих первых «больших» фильма: историческую драму «Дело Дрейфуса» (240 м) и феерию «Золушка» (140 м). Кстати, именно Мельесу принадлежит первая экранизация «Золушки». В современном понимании эти картины были короткометражными, но в те годы фильм длиной в 13 минут был настоящим прорывом.

Вместо огромного количества кинолент длиной в 20 метров, перед Мельесом открылась возможность выпускать всего 2-3, но уже полноценных фильма в год длиной до 300 метров. Так что в последующие два года вместо сотен новых фильмов зрители увидели такие феерии, как «Жанна д’Арк», «Рождественский сон», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Гулливер» и «Робинзон Крузо».

 Жорж Мельес

 Кадр из фильма «Дело Дрейфуса» (1899)

Самая известная и, по мнению многих, лучшая картина Жоржа Мельеса увидела мир в 1902 году. Это был фильм «Путешествие на Луну». В нём режиссеру удалось соединить множество различных приемов и специальных эффектов. Мельес взял многое из своего театрального опыта и использовал различного рода машины, большие декорации и макеты, и все это он дополнял новыми кинотрюками. Фильм «Путешествие на Луну» нес в себе элементы театральной буффонады и фантастической сказки. В основе сюжета была группа чудаков-астрономов, которые, прямо как барон Мюнхгаузен, отправились в пушечном снаряде на Луну. На создание своего величайшего творения Жоржа Мельеса вдохновили книги Жюля Верна «От земли до луны» и Герберта Уэллса «Первые люди на луне». Первая книга послужила идеей для создания всех сцен на Земле: чудаковатые ученые, огромная пушка и полет на Луну. А вторая помогла в создании лунных сцен: спуск с лунного кратера, на дно океана, снежная буря и битва с загадочными существами.

Фильм «Путешествие на Луну» (1902)

Благодаря таким классическим работам, как «Путешествие на луну», «Гулливер» и «Коронация Эдуарда VII», созданным в 1902 году, имя Жоржа Мельеса навсегда осталось одним из самых значительных в истории кинематографа. Многие в то время пытались подделывать его фильмы, но Мельес защищал свои авторские права с помощью логотипа звезды, который символизировал его торговую марку.

А любимым фильмом Мельеса всегда был «Человек-оркестр». И это не странно, ведь, в некотором роде, это была его история. Жорж Мельес не просто был режиссером, сценаристом, актёром и художником-постановщиком, но также оператором, хореографом, костюмером, гримером и создателем макетов и трюковых эффектов. Более того, финансовой стороной вопроса также заведовал Мельес. Он сам был заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих фильмов.

«Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником».

Жорж Мельес

 Кадр из фильма «Коронация Эдуарда VII» (1902)

В 1903 году вышел еще один фильм Жоржа Мельеса, поражающий своей масштабностью. Феерия «В царстве фей» показала зрителю сражение с рыбой-пилой и осьминогом, героя, разъезжающего в гигантском подводном ките, великолепный дворец лангустов и множество других невероятных чудес, созданных благодаря воображению Мельеса. В этом же году мир увидел еще одну развернутую феерию, состоящую из 15 картин — «Гибель Фауста», вдохновленную ораторией Берлиоза.

Жорж Мельес был на пике славы. Два лучших кинотеатра Парижа — «Фоли-Бержер» и «Шатле» — постоянно показывали его ленты. В своей любви поражать зрителя, он даже решил сопроводить показы фильмов «Фауст» и «Севильский цирюльник» исполнением арий из опер Гуно и Россини.

Жорж Мельес

 Жорж Мельес в роли Мефистофеля

К сожалению, Жорж Мельес настолько увлекся магией своих лент, что совершенно перестал следить за развитием самого кинематографа. А тот не стоял на месте. Режиссеры всё чаще выносили камеры на улицы, меняли точки съемок, изобрели крупный план… Но Мельес оставался верен своему театру на экране, продолжая создавать фильмы только в студии.

Его богатое воображение, талант декоратора и умение снимать в четком фокусе помогали Мельесу оставаться на плаву. Об этом свидетельствуют вышедшие в период с 1906 по 1908 года фильмы: «Фея-стрекоза, или Волшебное озеро», «Мыльные пузыри» и «Фантастические фокусы». Но фееричные сказки уже переставали удивлять публику, и начали отступать на второй план, чему Мельес долгое время отказывался верить.

Благодаря старым связям режиссеру еще удавалось продержаться на плаву какое-то время. Шарль Пате, чтобы как-то помочь Мельесу, заказывает у него несколько фильмов. И режиссер, уверенный в успехе предприятия, закладывает свою виллу и киностудию, для воплощения в жизнь этих проектов.

Жорж Мельес

 Кадр из фильма «Мыльные пузыри» (1906)

Как бы Жорж Мельес не старался, это был закат его карьеры. Последние пять фильмов киностудия «Star Film» выпустила в 1911-1913 годы. Это были картины «Приключения барона Мюнхгаузена», «Завоевание полюса», «Золушка», «Рыцарь снегов» и «Путешествие семьи Бурришон». Для фильма «Завоевание полюса» Мельес даже создал в своей студии огромную куклу снежного чудовища, которая шевелила руками, качала головой, вращала глазами, курила трубку, проглатывала, а затем выплевывала человека — своего рода прообраз Кинг-Конга. Но всё это уже не впечатляло публику, которой теперь были более интересны сцены из реальной жизни, а не театральные представления Мельеса. 

Жорж Мельес

 Кадр из фильма «Завоевание полюса» (1912)

Киностудия «Star Film» вскоре обанкротилась, на чем и закончилась работа Жоржа Мельеса в кинематографе. Вслед за этим прекратил работу и театр «Робер-Уден». Последней попыткой удержаться на плаву стало преобразование киностудии в театр «Варьете артистик». Но так как студия была заложена, то вскоре её отобрал суд, а вслед за ней и прекрасную виллу. Чтоб хоть как-то выжить после Первой мировой войны Мельес находит место реставратора декораций в театре Штутгарта, но вскоре ушел и оттуда.

Киновед Жорж Садуль однажды описал интересную историю:

«Я помню, что в 1925 году заметил в зале вокзала Монпарнас небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец этого киоска, приветливо улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных солдатиков и дешевых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес»

Жорж Мельес

 Жанна и Жорж Мельес в своей лавке на вокзале Монпарнас, 1930

В 1925 году вместе со своей бывшей актрисой, а теперь женой Жанной д’Альси он открыл маленький магазин детских игрушек на вокзале Монпарнас. Эта история была великолепно описана в приключенческом фильме Мартина Скорсезе  «Хранитель времени», где роль Мельеса исполнил Бен Кингсли.

Жорж Мельес

 Жорж Мельес за работой

А в 1928 году редактор журнала «Сине-журналь», Леон Дрюо, разыскал Жоржа Мельеса. Режиссеру присудили орден Почетного легиона и назначили небольшую пенсию. Спустя несколько лет Мельес перебрался в дом для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников. Там Жорж Мельес и скончался 21 января 1938 года.

Жорж Мельес

Несмотря на то, что Жорж Мельес упорно отвергал множество прогрессивных веяний в киноискусстве, его вклад в него, всё же, неоценим. Ведь именно он изобрел три метода, которые постоянно используются даже в современном кинематографе: двойная экспозиция, раскол экрана и наплыв. С 1896 до 1914 года Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут.

Секрет Жоржа Мельеса заключался в осознании того, что в самом сердце технологии кино лежали фокусы, иллюзия, в которых режиссер уже давно преуспел. Нам потребовался волшебник, чтобы понять, что кино — это магия. Жорж Мельес был первым мечтателем, который смог обыграть саму суть кинематографа. Он открыл миру глаза на то, что фильмы не могут быть простой записью повседневных событий. Мир на экране — это мир внутри наших сердец, и Мельес стал первым продавцом грез.

автор: Елена Яковлева

 

Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью

Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью

1 Комментарий

Рената Литвинова – это узнаваемый образ, изысканное амплуа и икона стиля. Большинство зрителей знают Ренату Литвинову как актрису. Мы же хотим сосредоточимся на

ТОП-10 самых богатых режиссеров мира

ТОП-10 самых богатых режиссеров мира

1 Комментарий

Камера! Мотор! Снято! Именно так начинались и заканчивались все классические блокбастеры из серии «Звёздных войн», «Парка Юрского периода» и «Титаника». Что приносят

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.