Кира Муратова: «Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и все» Print

Широко известна в узких кругах — именно так можно охарактеризовать славу Киры Муратовой. Она единственная в своем роде не только на украинском пространстве, но и во всем мире. Да и фильмы Киры Муратовой украинскими назвать никто не может — это мировое кино, говорящее об общечеловеческом и вечном. Сегодня совершенно немыслимо представить себе слово «кинематограф», не включая туда её имени. Да и для самой Киры Георгиевны её работа - это всё: «Без кино я себя чувствую, как девочка, затерявшаяся в лесу – сразу начинаю искать юбку, а юбка – это и есть кино. Нужно обязательно ухватиться за нее и дальше брести по этой жизни»

Решение стать режиссером пришло к Кире Муратовой не сразу. Но всего год ей потребовалось проучиться на филфаке в МГУ, чтоб понять, что её привлекает совсем другое направление. И Муратова поступила на режиссерский факультет ВГИКа к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. По воспоминаниям однокурсников, она была «…загадочной, привлекательной, с неподражаемой улыбкой и очень «иностранной», а точнее говоря, немного странной…». А после окончания учёбы Кира Муратова поехала по распределению в Одессу.

Кира Муратова

К началу работы на Одесской киностудии, она уже была замужем за свои первым избранником — Александром Муратовым. Вместе они создали свою дебютную короткометражную ленту «У крутого яра», а спустя два года вышла и первая полнометражная картина — «Наш честный хлеб». Уже тогда, на первых этапах становления Киры Муратовой как режиссера был отчетливо виден её внутренний стиль и осмысление мира. С годами в её фильмы приходило еще больше глубины, мудрости, но она всегда следовала тому пути, на который ступила в свои 28 лет.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Наш честный хлеб», реж. Кира и Александр Муратовы

Но первой в фильмографии Киры Муратовой всё же значится картина «Короткие встречи» 1967 года, которую режиссер воплотила в жизнь уже самостоятельно. Его история была проста и понятна: три человека, чьи судьбы переплетены между собой словно в магическом круге. Принцип мозаики, который сейчас так популярен у Алехандро Иньярриту, Кира Муратова использовала уже в своей дебютной работе.

Одну из главных ролей здесь исполнил никому еще тогда неизвестный Владимир Высоцкий. Некоторые даже утверждают, что фирменная хрипота у него появилась именно после «Коротких встреч». Но даже не он был самым интересным актёром в этом фильме: Кира Муратова здесь исполнила свою первую и единственную главную роль.

«Я сыграла от безвыходности. На роль была утверждена другая актриса. Она мне нравилась на репетициях, но не нравилась на экране... Когда я приходила на съемки как актриса, я чувствовала, что этих людей надо немедленно убить, выгнать отсюда. Я — пуп земли, мы святое творим, а они не смотрят. Боже, какие сволочи, какой ужас!»

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Короткие встречи», реж. Кира Муратова

Поднятые в фильме проблемы провинциальных людей Кира Муратова продолжила раскрывать в своей следующей работе — «Долгие проводы». В сущности, в карьере режиссера это фильм не выделяется ничем особенным, но история у него всё же интересная. Творческий взгляд Муратовой в советскую концепцию, естественно, не вписывался, и «Долгие проводы» пролежала на полках десять лет. Один из цензоров, дескать, увидел в фильме «противопоставление интеллигенции и народа». «Долгие встречи» могли бы и вовсе не доснять, если бы не старания бывшего педагога Муратовой, выдающегося режиссера Сергея Герасимова. 555 копий фильма были уничтожены, но нескольким лентам всё же удалось выжить.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Долгие проводы», реж. Кира Муратова

В одном из интервью Кира Георгиевна рассказывала, что эти первые картины она сняла под вдохновением Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана. В сущности, стилистические мотивы двух этих мастеров прослеживались и в более поздних её работах. Но в другой беседе Муратова сама же себя и опровергла, сказав, что «большое кино» ей всегда было чуждо, а что до Бергмана, то в её картинах ей в первую очередь недоставало какого-то варварства. Как бы там ни было, её работы с трудом вписываются в рамки общепринятого модернистского настроения Европы того времени. Кира Муратова не подражала, не выступала против, она создавала просто другое кино, о других людях в совершенной иной жизни.

«Я не ставлю себе задачи заставить зрителя о чем-то задуматься. Максимум, что я могу, это дать по голове себе. А надеяться, что я куда-то поверну зрителя, было бы слишком смело. Я даже не надеюсь, что смогу повернуть его в сторону кинотеатра, не говоря уж о каких-то душевных порывах. Я человек, воспитанный в идеологическую эпоху, когда мои фильмы клались на полку и ни о каких зрителях речи вообще не было».

Кира Муратова

На этих работах закончилось сотрудничество Киры Муратовой с Одесской киностудией, так как у неё были серьезные разногласия с руководством. Именно после скандала, произошедшего, как говорят, из-за расхождений в вопросе цензуры, появился слух, что Кира Георгиевна ужасно несговорчива, и работать с ней очень сложно. Но её коллеги по цеху напротив уверяют, что она очень контактный человек, и работать с ней одно удовольствие.

Сама режиссер о своем сложном характере говорит так: «По гороскопу я Скорпион, а он, насколько я помню, ядовит и сам себя кусает. Самоедства во мне нет — но есть ядовитость…». Но себя Муратова очень любит и частенько повторяет в шутку (а может и всерьез), что у неё мания величия.

Кира Муратова

 Кира Муратова на съёмках фильма, 1988 г.

Из Одессы Муратова переезжает в Ленинград, где вскоре знакомится со своим вторым мужем — художником Евгением Голубенко. Но работа над новыми фильмами развивалась, увы, не так стремительно как личная жизнь. На новом месте нужно было всё начинать с нуля, поэтому режиссеру потребовалось восемь лет, чтоб найти необходимых людей и достаточное финансирование для своего нового фильма «Познавая белый свет», который вышел на экраны в 1979 году. Киноведы позже назвали эту работу первым образчиком социалистического постмодернизма, хотя вряд ли Кира Георгиевна задумывалась о чем-то подобном во время работы. Это была сама банальная история любовного треугольника, но благодаря сиденью Муратовой, её самобытному киноязыку, фильм приобрел куда больше чувственности.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Познавая белый свет», реж. Кира Муратова

80-е годы в творческой карьере Киры Муратовой можно спокойно назвать временем застоя. В этом десятилетии зрители увидели лишь две её работы: «Перемена участи» и «Среди серых камней». Последний был вольной экранизацией повести Владимира Короленко «В дурном обществе». Но даже это не помогло Кире Георгиевне избежать нападок цензоров.

«Это вообще был казус. Мне сказали: «Да не делай ты современность, ты не можешь, ты все искажаешь». И я взяла классику, хрестоматию — Короленко, которого в пятом классе учили. А потом — все равно: я шла своим путем, а советская власть шла своим, постепенно разлагаясь. Редакторы уже не понимали фильмы, которые смотрели: «Неспроста же… Она что-то имеет в виду…» Я им кричала: «Это Короленко! До революции дело было! Богатые, бедные! Что вам не нравится?» А они отвечали: «Будто вы сами не понимаете!» И опять запрещали».

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Среди серых камней», реж. Кира Муратова

А вот в конце 80-х, а точнее в 1989 году вышел один из самых известных фильмов Муратовой — «Астенический синдром». Шедевр пессимизма и социальный диагноз, как называли его критики. Картина была неповторима, во многих смыслах этот фильм стал одновременно и первым, и последним. В «Астеническом синдроме» накопилась вся усталость, безысходность общества. Об это своей работе Кира Георгиевна вспоминает и много лет спустя:

«Астенический синдром» был энциклопедический фильм. Я смотрела его снова недавно, с любопытством смотрела. Забыла уже: боже, вот это да, сколько же там всего, сколько мелочей! Он снимался как мозаика, я вообще люблю этот способ. Он производит впечатление большой формы, но это иллюзия. Просто кусочков мозаики так много и они такие разные, что создается впечатление шири. Многое я забыла. Но помню, как снимала. Мне было очень хорошо. Мне было прекрасно. Это была роскошь. Помню, мы снимали-снимали-снимали, и деньги кончились — ведь он запускался как одна серия, а мы наснимали больше. Поехали в Госкино в Москву, и вдруг мне Армен Медведев говорит: «Ну что вы огорчаетесь, Кира! Такая угрюмая приехали! Снимайте вторую серию! Снимайте сколько хотите». Это было поразительно».

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Астенический синдром», реж. Кира Муратова

Но уникальным фильм стал и по более земным причинам: в картине впервые в истории советского кинематографа присутствовала нецензурная лексика. Хотя сама режиссер признается, что для неё фильм стал уникальным во многих моментах:

 «Этот фильм вообще был такой: все, что в голову придет, надо было сделать в нем. Знаете, Довженко однажды сказал кому-то: «Это что, последний фильм при советской власти? Зачем вы в него сразу все пихаете?» Вот я все в «Астенический синдром» пихала».

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Астенический синдром», реж. Кира Муратова

Именно с «Астенического синдрома» о Кире Муратовой начал узнавать мир. И фильм сразу был отмечен на Берлинском кинофестивале «Серебряным медведем». Сегодня фильмы Киры Муратовой часто именуют так называемым «фестивальным кино», которое снимается не для простого зрителя, а для критиков и киноведов. На первый взгляд это утверждение верно, ведь за билетами на премьеру её фильма вам вряд ли придётся долго стоять в очереди. Но для самой Киры Георгиевны признание критиков — пустой звук. После того как «Настройщик» так и не взял приза на Венецианском кинофестивале режиссер спокойно сказала:

«Я не хотела быть в конкурсе. Я давно не хочу быть в конкурсе, потому что это занятие изнуряющее: невольно начинаешь переживать. Это продюсер хотел быть в конкурсе, а я — нет. Зачем быть в конкурсе? Если бы деньги какие-то ещё давали, тогда понятно. А волноваться просто, как дурак, зачем? В процессе фестиваля это всё очень противно, потому что глупое занятие — переживать, и всё равно не можешь ему не поддаться. Начинаешь ждать: дадут — не дадут. Нет, конечно, я не хотела в конкурс. Я вообще перестала эти вещи ценить…»

Кира Муратова

 Кира Муратова на Одесском кинофестивале, 2013 г.

После диагноза, поставленного в «Астеническом синдроме», Кира Муратова сняла более лёгкую ленту — «Чувствительный милиционер». Фильм был насквозь пропитан добротой и верой в людей. В центре истории, милиционер, нашедший в капусте младенца, и с помощью него получивший возможность вновь видеть мир в ярких цветах. Но и здесь благодаря абсурдности, Кира Муратова подняла всё те же темы человеческой жестокости.

 Кира Муратова

 Кадр из фильма «Чувствительный милиционер», реж. Кира Муратова

В 1994 году Кира Муратова познакомилась с актрисой Ренатой Литвиновой, которую после это снимала почти во всех своих фильмах. Эту первую встречу Муратова запомнила надолго:

«Мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показалось, что её надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говорить. В тот момент работала над «Чувствительным милиционером», никакой роли для Литвиновой там не было, но она лежала у меня в запаснике. Когда я начала работать над фильмом «Увлечения», подумала, что Литвинова она сыграет циркачку, которая ходит на ипподром. Она мне безумно нравилась, но эта роль была не её, никак у нее не ложился текст, вообще образ с ней никак не соединялся. Решили ввести в сценарий вторую девушку»

Кира Муратова

У Ренаты Литвиновой их встреча тоже осталась в памяти надолго:

«Когда я впервые увидела Киру Муратову, был салют. Она зашла в гостиницу с чемоданами под салют, который был по случаю в городе. С мужем назначили мне встречу в баре. Я, пока ее ждала, выпила. Щеки стали красными — как с мороза, и когда зашла Кира с мужем, я все время закрывала их руками. Они сидели напротив и рассматривали меня. Потом сказали — вы нам понравились».

Итак, первой их совместной работой стал фильм «Увлеченья». Еще до их личного знакомства, к Кире Муратовой попал в руки один из сценариев Литвиновой, после чего режиссер и захотела встретиться с начинающей актрисой. Часть из этого сценария в виде истории, рассказанной главной героиней, попал в сценарий «Увлечений». А позже Ренате Литвиновой удалось воплотить свою студенческую идею в жизнь — фильм «Последняя сказка Риты» вышел на экраны в 2012 году.

«Увлеченья» были наполнены от и до поэтикой. Фабула, в сущности, играл в нем не такую большую роль как бескрайние морские пейзажи, и пространный словесный поток, и загробные монологи Литвиновой о смерти и красоте.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Увлеченья», реж. Кира Муратова

Удачной стала следующая работа Муратовой — альманах «Три истории», в одном из сюжетов которого тоже блистала Литвинова. Помимо этого, Рената выступила и в качестве сценариста к истории «Офелия». В «Трех историях» зрителя столкнули лицом к лицу с ужасающей, бесчеловечной действительностью. Но не смерть была здесь главным действующим лицом, а жизнь. Чем ближе конец, тем сильнее человек начинает ценить свое существование.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Три истории», реж. Кира Муратова

Ключевым и самым успешным в фильмографии режиссера стала, как сама Кира Муратова назвала этот фильм, рождественская сказка или святочный рассказ «Настройщик». И вновь в главной роли Рената Литвинова, а вместе с ней Георгий Делиев.

Часто акцентируют внимание на том, что «Настройщик» это единственная работа в карьере Муратовой, где она показала поцелуй. Эта тема всегда была табу для режиссера, но, как отметила сама Кира Георгиевна, она никогда не видела в кино настоящих, красивых поцелуев, поэтому решила попробовать воплотить это в жизнь сама. «Настройщик» участвовал во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля, а также получил три премии «Ника» и другие различные награды.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Настройщик», реж. Кира Муратова

После такого громкого успеха, за следующими работами Муратовой СМИ смотрели очень пристального. Последние три фильма Киры Муратовой — «Два в одном», «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение» — были высоко оценены как отечественными, так и мировыми критиками. И во всех трёх работах принимала участие блистательная Рената Литвинова.

Об отношениях Муратовой и Литвиновой часто ходили слухи, особенно любили поднимать тему их ссоры, но это всё были лишь слухи. У Литвиновой как-то спросили, почему она не хочет снять документальный фильм о Кире Муратовой, ведь их творческое сотрудничество длиться уже достаточно долго. На что Рената ответила:

«Понимаете, когда любишь человека, а я очень люблю Киру Муратову, то жалеешь его. А значит, щадишь человека, его какие-то, может быть, слабые стороны. О Кире Муратовой я знаю всё и даже больше. Так вот, я не смогу её правильно разрезать. Хирургу, чтобы спасти человека, его надо правильно разрезать, препарировать. А когда любишь, ты боишься сделать больно. В тебе нет той жёсткости, которая нужна, и ты не сможешь правильно разрезать… чтобы помочь. Вот почему я не снимаю фильм о Кире Муратовой».

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Два в одном», реж. Кира Муратова

Да и сама Кира Муратова не в восторге от того, что кто-то начнет из неё создавать какой-то образ:

«Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и все, что когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, раздуйте и на помойку меня выбросьте, отдайте в зоопарк на съедение зверям… Хочу, чтобы от меня остались только фильмы - и все».

 

Впрочем, Кира Георгиевна человек крайностей. Ей нравится работать либо с бесспорными талантами, с которыми она сотрудничала на протяжении многих лет, либо с простыми людьми, не имеющими к кинематографу никакого отношения. Особенно много так называемых «людей с улицы» было в раннем творчестве Муратовой.

«Непрофессионалы в моих фильмах есть, но их стало меньше. Раньше у меня был к ним научный интерес. Я изучала, что такое актёр, что такое человек и талант, сколько неактёра в актёре, и актёра в неактёре. Кажется, изучила. Но непрофессионалов всё равно приглашаю, потому что они вносят в фильм какую-то шероховатость и одновременно живость. Неактёр может сыграть меньше ролей, чем актёр, но то, что он играет, получается достовернее. Заика лучше сыграет заику. Он будет абсолютно индивидуален, а меня всегда интересовали частные явления».

А в круг любимчиков Киры Муратовой, помимо Ренаты Литвиновой, входят Олег Табаков, Наталья Бузько, Георгий Далиев, Нина Русланова, Сергей Маковецкий и Алла Демидова.

Кира Муратова

 Кадр из фильма «Мелодия для шарманки», реж. Кира Муратова

Последний фильм Киры Муратовой, «Вечное возвращение» вышел на экраны три года назад. На Римском кинофестивале картина была названа критиками «гипнотической воронкой». Они отметили, что по части оригинальности, вдохновенности, поэзии и юмора фильму не было равных. По сути сюжет фильма, если можно так сказать, стоит на месте. Так в «Вечном возвращении» разные пары по очереди проигрывают одну и ту же сцену без конца. Все эти повторения связаны общей окантовкой — продюсером, который просматривает фильм, чтобы в будущем приобрести его для проката.

 Кира Муратова

 Кадр из фильма «Вечное возвращение», реж. Кира Муратова

Последний фильм Киры Муратовой вышел почти четыре год назад. В интервью режиссер созналась:

«Я вообще считаю, что больше не буду снимать кино. Просто по своим личным причинам, не из-за политики. Здоровье мое ушло, и этой работе я больше не могу в таких условиях предаваться. Я её очень люблю, но это тяжелый физический труд… Особенно после «Мелодии для шарманки», которую мы снимали ночью, зимой, с детьми. Это было так разрушительно для организма, что я еще тогда решила: заканчиваю».

Но знакомые утверждают, что Кира Георгиевна всё еще полна сил творить, и у неё есть множество нереализованных идей. К сожалению, режиссерам, снимающим авторское кино, найти финансирование очень сложно, поэтому взяться за новый проект Кире Георгиевне банально не дает ограниченность в средствах. Она и сама как-то отметила, что могла бы сохранить преданность киноискусству, будь она миллионершей или имея богатого спонсора.

Кира Муратова

 Кира Муратова с мужем

Как жаль, что такие режиссеры как Кира Муратова ограничены в возможности создания своих шедевров, но как хорошо, что они есть. Пятнадцать полнометражных фильмов — именно столько насчитывает 50-летняя карьера Муратовой. Но каждая из этих немногочисленных работ говорит гораздо больше, чем 10 проходных лент, каждая из них - шедевр. Кира Муратова всегда уникальна, одна на миллионы. Таковы и её работы, которые надолго останутся в золотом фонде киноискусства.

автор: Елена Яковлева

 

Дэвид Кроненберг: 5 фильмов, с которых стоит начать знакомство с режиссером

Дэвид Кроненберг: 5 фильмов, с которых стоит начать знакомство с режиссером

Дэвид Кроненберг - один из самых знаменитых канадских режиссеров, предшественник боди-хоррора и любимчик поклонников арт-хауса по всему миру. Его фильмография весьма

Михаэль Ханеке: какие фильмы посмотреть до «Хэппи энда»

Михаэль Ханеке: какие фильмы посмотреть до «Хэппи энда»

Михаэль Ханеке, 75-летний режиссер, который может быть последним гигантом, хранящим традиции сурового европейского кинематографа. И его репутация только повысилась,

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.