Микеланджело Антониони: с каких фильмов начать? Print

Микеланджело Антониони — итальянский режиссер, который полностью пересмотрел концепцию повествовательного кино и бросил вызов общепринятым понятиям повествования, реализма, драмы и мира в целом. Его фильмы — зародыши загадочного и сложного настроения — отвергли действие в пользу созерцания, ставя имидж и дизайн над героем и историей. Антониони, преследуемый чувством неустойчивости и непостоянства, своими фильмами определил кино возможностей. В мире Антониони загадки не получают ответов, а лишь переходят в другие загадки.

Он снял свои первые пять фильмов, и в 1957 году появился «Крик», который стал важным связывающим звеном в фильмографии итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Ведь его карьера по-настоящему началась майским вечером 1960 года на Каннском кинофестивале, где он представил свой последний фильм. «Приключение» было встречено освистыванием, демонстративным зеванием, громкими насмешками и даже издевательским смехом. Антониони снял мистический, разряженную и мрачную картину, которая определила последующий путь режиссера — необычное кино, как и многие другие последующие фильмы, в которых «ничего не происходит», по крайней мере, в оценке его самых резких критиков. Сам же режиссер описал жанр фильма как нуар наоборот. 

Michelangelo Antonioni

С ЧЕГО СТОИТ НАЧАТЬ

Искушение подтолкнуло бы нас сразу окунуться в знаменитую трилогию «отчуждения» или  же посмотреть англоязычные хиты режиссера «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт» и «Пассажир». Но, чтобы понять, как начал зарождаться стиль Антониони, мы бы предложили вам начать с его дебютного фильма «Хроника одной любви». Вы увидите Лючию Бозе в одной из её ранних представлений в роли Паолы Фонтана, молодой жены, чей муж нанимает частного детектива, чтобы заглянуть в её прошлое. Антониони хотел создать хронику того, что в 1961 году он назвал «моральной холодностью некоторых элементов миланского высшего общества».

Michelangelo Antonioni

Мы сразу ощущаем заинтересованность кинематографиста в тайне, в неоднозначных качествах героев и ландшафтов. В 1953 году Микеланджело Антониони снял еще один фильм с участием Бозе, саморефлексивную драму «Дама без камелий» о продавщице, которая становится кинозвездой.

Michelangelo Antonioni

ЧТО СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ

После знакомства с выборочными работами раннего периода Антониони, вы будете готовы к квартету фильмов, которые прославили режиссера. «Приключение» — один из краеугольных камней европейского кино, был встречен критиками враждебно в период времени, когда на экраны выходили такие фильмы как «Хиросима, любовь моя» (Ален Рене, 1959), «На последнем дыхании» (Жан-Люк Годар, 1960) , «Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960) и «Сладкая жизнь» (Федерико Феллини 1960). Критики и зрители были сбиты с толку затянутостью истории, которая так и не разгадала свою главную загадку.

Фильм рассказывает о недовольной молодой женщине Анне (Леа Массари), которая отправляется в круиз вместе со своим женихом Сандро (Габриэле Ферцетти) и несколькими друзьями, включая Клаудию (Моника Витти). Когда они причаливают к острову, Анна исчезает. После этого драматического события, Антониони начинает играть с ожиданиями аудитории, позволяя повествованию дрейфовать в удивительных направлениях. «Приключение» стало первой совместной работой режиссера с Моникой Витти. Эта актриса будет появляться во всех фильмах тетралогии, беря на себя главные роли в фильмах «Затмение» и «Красная пустыня».

Michelangelo Antonioni

«Ночь» с Марчелло Мастроянни и Жанной Моро в роли Джованни и Лидии Понтано, супругов переживающих семейный кризис. Сцена, в которой Лидия ходит по полупустым улицам Милана, одна из самых красочных в истории кино, истинный шедевр великого оператора Джанни Ди Венанцо.

Michelangelo Antonioni

В «Затмении» переводчица Виттория (Моника Витти) встречает Пьеро (Ален Делон), дерзкого и уверенного в себе биржевого маклера. Но, как и в предыдущих двух фильмах, их отношения изо всех сил пытаются сдвинуться с мертвой точки. В «Затмении» остро ощущается несоответствие между материальным и эмоциональным благополучием. И также нам дают огромное осознание мира за пределами несчастия главных героев (воплощенное мастерским финальным эпизодом фильма).

Michelangelo Antonioni

«Красная пустыня» стал первым цветным фильмом Антониони и во многих смыслах его самой абстрактной работой.

«Мне нравится динамизм цвета, именно поэтому я так сильно люблю Джексона Поллока. В «Красной пустыне» я хотел изменить лицо реальности, воды, улиц, пейзажей, физически раскрасить их»

Пьер Паоло Пазолини похвалил «Красную пустыню» за «свободную непрямую субъективность». То как Антониони позволяет зрителям почувствовать мир (в том числе мрачные, плоские промышленные ландшафты Феррары и прилегающих к нему районов) сквозь чувственность главной героини Джулианы (Витти).

 Michelangelo Antonioni

В период с 1966 по 1975 год Микеланджело Антониони снял трио англоязычных фильма — «Фотоувеличение», «Забриски-Пойнт» и «Пассажир» — для продюсера Карло Понти, и все три фильма говорили о его тесном взаимодействии с социально-культурными течениями того времени. Его сотрудничество со сценаристом-поэтом Тонино Гуэрра (начавшееся с «Приключения») продолжалось, но Антониони пригласил и нескольких молодых писателей и теоретиков, таких как Сэм Шепарди, Клэр Пиплоу для «Забриски-Пойнт» и Питера Уоллена и Марка Пеплоу для «Пассажира». В последнем Джек Николсон снимается в роли Дэвида Локка, американского репортёра, который ведет съемки в Центральной Африке. Он одевает на себя личность мертвого человека, не догадываясь о том, что человек, под именем Робертсон, был торговцем оружия.

Michelangelo Antonioni

С ЧЕГО НЕ СТОИТ НАЧИНАТЬ

Это высокое (не говоря уже о том, что неоцененное) достижение в документалистике, но три с половиной часа фильма «Чжун Го — Китай», пожалуй, не лучшее место, с которого стоит исследовать работы Антониони. Снятый по заказу китайского правительства, фильм предоставляет режиссеру еще одну возможность изучить чужую культуру. Столкнувшись с ограничениями относительно того, что он мог и не мог снимать, Антониони, тем не менее, решил выйти за рамки риторики режима. Конечный вариант настолько возмутил власти, что фильм был показан в Китае лишь спустя три года после его выхода.

Michelangelo Antonioni

«Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе».

Микеланджело Антониони

автор: Елена Яковлева

 

Гай Ричи: лучшие фильмы в карьере режиссера

Гай Ричи: лучшие фильмы в карьере режиссера

Как-только вы видите в титрах «Режиссер: Гай Ричи», то первое, что приходит вам на ум, это чувство восторга, которое вы ощутите на протяжении ближайшего часа. Уже

Иван Дыховичный: от Чехова до «Копейки»

Иван Дыховичный: от Чехова до «Копейки»

Иван Дыховичный начал свой творческий путь в качестве актёра, а завершил его как весьма необычный режиссер и сценарист. С самого начала фильмы Дыховичного обладали

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.