Ретроспектива Жана-Люка Годара: «Без любви не бывает фильмов» Print

Французская новая волна в кинематографе неотъемлемо ассоциируется у нас с именем Жана-Люка Годара, режиссера, стоявшего у самых её истоков. Как и его современники, Франсуа Трюффо и Эрих Ромер, Годар привнес в голливудскую концепцию кино непочтительность к рамкам и вдохнул новую жизнь. От дебютного «На последнем дыхании» и до финального «Прощай, речь 3D», мы проведем вас сквозь фильмографию Жана-Люка Годара, одного из самых выдающихся европейских режиссеров.

«Есть кино до Годара и после Годара», — именно так считал другой классик французского кинематографа Франсуа Трюффо. Жан-Люк Годар — человек, без которого сегодня невозможно представить французскую новую волну, да и кино в целом. Даже после более, чем 40 лет работы, режиссер по-прежнему сохранил невероятную способность одновременно шокировать и озадачивать публику. Анархический, красивый, иногда недоступный, но всегда неподражаемый. Фильмы, которые создал Жан-Люк Годар, изменили кинематограф навсегда.

Годар

В фильмографии Годара трудно, а скорее даже невозможно, выбрать всего несколько лучших работ. Фильмы раннего периода все, как один, зачислены в классику французского, европейского и мирового кинематографа. Поэтому мы предлагаем вам ретроспективу Жана-Люка Годара, которая даст Вам представления о различных периодах творчества мастера.

НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ/ À BOUT DE SOUFFLE (1959)

Годар

Ослепительный дебют 29-летнего Годара подготовил почву для настроения французской новой волны. «На последнем дыхании» - это история молодого Мишеля, в исполнении Жана-Поля Бельмондо, который крадет дорогие машины и ни о чём не заботится в жизни. Живет на последнем дыхании, так, словно завтра никогда не наступит на солнечных улицах Парижа. Этот фильм открыл возможность полной творческой свободы, свободы молодости, жизни. Он в буквальном смысле вдохнул жизнь во французский кинематограф и стал вехой в судьбе целой эпохи. Режиссер, сам того не осознавая, подхватил витающее в воздухе настроение и вложил его в свой фильм, не в отдельные кадры, а в творение в целом.

«Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей».

БАНДА АУТСАЙДЕРОВ / BANDE À PART(1964)

Годар

Сам Годар описал этот фильм так: «Когда Алиса в Стране чудес встретилась с Францем Кафкой». Эта авантюра крутится вокруг трех молодых людей, подражающих настоящим мошенникам. Но их игра со временем заходит реалистично далеко. «Банда аутсайдеров» сохраняет настроение, ставшее привычным для раннего периода творчества Годара.

Но, в отличие от предыдущего фильма, здесь можно чётко выделить два самых ярких, классических момента, которые сегодня знакомы каждому киноману. Первый — последовательность танца в кафе, состоящая из хлопков, притопов, кривоватых закадровых комментариев. Второй — сцена, в которой герои бегут по Лувру. Позже, в 2003 году, этот эпизод Бертолуччи процитировал в своём фильме «Мечтатели».

«Кино мне интересно тем, что оно способно быть немного всем на свете. Это живопись, которая может быть услышана как музыка».

АЛЬФАВИЛЬ / ALPHAVILLE (1965)

Годар

В этом фильме Жан-Люк Годар решил совершить поездку в мрачный мир научной фантастики, откуда вернулся с множеством международных наград. Внешнее обрамление «Альфавиля» рассказывает о тоталитарном обществе, находящемся на далекой планете, которым управляет электронный мозг. А создатель Альфа-мозга — учёный с Земли, который теперь прячется на далекой планете. Этот фильм, больше чем другие работы Годара, наполнен цитированием и отсылками ко многим другим произведениям искусства. «Альфавиль» — один из прародителей постмодернизма. Перед вами холодный и загадочный шедевр, вдохновленный работами Борхеса и Кокто, ночными пейзажами Парижа 1960 года заколдованными в нечто запредельное.

«Американцы говорят: «Нужно рассказывать историю», но то, что они называют «историей» — это действие. У самих американцев нет истории, именно поэтому они и нуждаются в чужой»

ПРЕЗРЕНИЕ / LE MEPRIS (1963)

Годар

Режиссер связал между собой Джека Пэланса, Брижит Бардо и австрийского режиссера Фрица Ланга (играет сам себя) в своем величественном фильме о кино. Мы видим, как снимается новый фильм, как его сценарист постоянно ревнует свою жену к продюсеру, и как она в ответ презирает супруга. Лирично, для Годара даже слишком. Но «Презрение» это два в одном — фильм и критика кинематографа. На первый взгляд коммерческая внешняя сторона медали, перекрывается презрение. Это, пожалуй, именно то чувство, которое Годар испытывал по отношению к американским продюсерам, которые своими большими гонорарами пытали запихнуть европейский кинематограф в свои коммерческие рамки. И, с помощью этой истории, режиссер передал в иронической форме своё послание.

«Мне жаль французское кино, потому что нет денег. Мне жаль американское кино, поскольку нет идей».

УИК-ЭНД / WEEK END (1967)

Годар

Эта черная комедия стала настоящим прорывом 60-х. Усеянная каннибалами, историями убийств и революцией хиппи — это история о «милой» семейной паре, жаждущей расправиться со свёкром, а потом и друг с другом. «Фильм, найденный на помойке», «фильм, потерянный в космосе» — именно так Годар определил свой крик души, свою провокационную листовку. Главным украшением фильма стала снятая одним кадром сюрреалистическая дорожная пробка: камера проходит мимо перевернутых машин и играющих шахматистов, обезьян и больших кошек — весь путь до ужасного финала. Это, как предполагал Годар, то место, куда все мы отправимся.

«В фильме должны быть начало, середина и конец. Но не обязательно именно в этом порядке».

БЕЗУМНЫЙ ПЬЕРО / PIERROT LE FOU (1965)

Годар

Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина — любовники в бегах, проехавшие на машине мертвеца весь путь от Парижа до Лазурного берега. Удивительно, но по дороге у них даже находится время пообщаться с нами, со зрителем, расположившимися на заднем сидении. Американские критики сказали, что в этом фильме Годар наиболее проявил интерес к гангстерским лентам. Скорее, здесь он вписал эти элементы в наиболее коммерческую форму, создав, если можно так выразиться по отношению к Годару, свой самый коммерчески успешный фильм. Но это не делает эту картину менее интеллектуальной. Напротив, в «Безумном Пьеро» Жан-Люк Годар показал, как прекрасно массовое может сочетаться с эстетическим.

«Все, что нужно для фильма - это пистолет и девушка».

ВСТРЕЧА С ВУДИ АЛЛЕНОМ / MEETIN’ WA (1986)

Годар

Режиссер отправляется на Манхэттен с торжественной миссией допросить с пристрастием Вуди Аллена о разных вопросах: начиная с состояния американской актёрской игры и до его решения проверить систему Станиславского в фильме «Ханна и её сёстры». Аллен, в свою очередь, выглядит немного испуганным, словно его на вечеринке только что загнал в угол очень мощный фен. Эта забавная короткометражка создает некое ощущение подглядывания в замочную скважину. Но, несмотря на то, что на вопросы отвечает Аллен, нам чётко понятна лишь позиция Годара, который в это время подробно рассматривает себя в зеркале. Это прекрасный пример творчества Годара.

«Нас заставляют делать фильм длиной минимум час с четвертью. И раньше мы не отдавали себе в этом отчета. Я понял это позже».

ФИЛЬМ-СОЦИАЛИЗМ / FILM SOCIALISME (2010)

Годар

Все на борт! Вас ожидает роскошный круиз по изменчивым водам мирового социализма из Алжира в Египет, Одессу и Палестину. Это еще одна художественно-документальная картина режиссера. Здесь мало места игровому, а всё больше вступают размышления. Со своим богатым, слоистым подтекстом, «Фильм-социализм», в широком смысле, не что иное, как повествование о прошлом, настоящем и будущем западной цивилизации, да и включая видео котиков в Интернете. Окончание фильма? Простое - «Без комментариев».

«Когда я был молод, я верил, что кино вечно, но только потому, что считал вечным себя».

ПРОЩАЙ, РЕЧЬ 3D / ADIEU AU LANGAGE (2014)

Годар

«Суть проста. Замужняя женщина и холостой мужчина встречаются. Они любят, они спорят, наносят удары. Собака бродит между городом и деревней. Проходят времена года. Мужчина и женщина встречаются вновь. Собака оказывается между ними. Один в другом, другой в одном. А всего их трое. Бывший муж разрушает всё. Начинается второй фильм. Такой же, как и первый. Однако, и не такой. От человеческого рода переходим к метафоре. Всё заканчивается лаем. И плачем ребёнка», — именно так описал Годар своё 3D-чудо. Это может быть прощанием со словами и приглашением в мир новых технологий.

«Прощай, речь 3D» — единственный фильм, который сорвал аплодисменты на Канском кинофестивале в 2014 году (и выиграл Гран-при).

«Я думаю, что кино делается не для того, чтобы провести два приятных часа в узком кресле бок о бок с другими людьми. Но кино делается для того, чтобы мыслить, и глупый фильм даже лучше наводит на мысли, чем фильм хороший».

Годар

Но где же развлечение, спросите вы. Многие критикуют Годара за то, что его фильмы чересчур странные, слишком быстрые и очень резкие; мотивация героев непрозрачна и нереалистична, чтоб вызывать хоть какие-то эмоции. Но в этом весь он. Жан-Люк Годар не имеет не малейшего желания развлекать публику. Его фильмы не для похвалы, они для критики.

«Если человек путешествует по раю во сне и получает цветок в качестве доказательства своего прохода, а просыпаясь, находит его в своей руке, что это значит? Я был этим человеком».

автор: Елена Яковлева

 

Михаэль Ханеке: какие фильмы посмотреть до «Хэппи энда»

Михаэль Ханеке: какие фильмы посмотреть до «Хэппи энда»

1 Комментарий

Михаэль Ханеке, 75-летний режиссер, который может быть последним гигантом, хранящим традиции сурового европейского кинематографа. И его репутация только повысилась,

Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью

Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью

Рената Литвинова – это узнаваемый образ, изысканное амплуа и икона стиля. Большинство зрителей знают Ренату Литвинову как актрису. Мы же хотим сосредоточимся на

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.