1 августа 2015 года американскому режиссеру Сэму Мендесу исполняется 50 лет. Он уже был ветераном сцены в Лондоне и на Бродвее, когда дебютировал с одним из лучших художественных фильмов современности — «Красота по-американски». Этот фильм можно охарактеризовать, как темное, сатирическое и, в конечном итоге, откровенное виденье провинциальной неудовлетворенности. Малобюджетный голливудский фильм принес Сэму Мендесу возвышенные отзывы зрителей и критиков, а в конце года еще и множество наград.
Во время учёбы в университете Сэм Мендес был очень увлечен сценой и решил связать свою жизнь с режиссурой. В 1987 году он получил диплом об окончании университета и стал работать в Чичестерском театре. Его дебютным спектаклем стал «Вишневый сад» Чехова, после которого его авторитет как театрально режиссера начал стремительно расти. И вот, спустя несколько лет Сэм Мендес уже возглавляет лондонский театр «Donmar Warehouse», где ставит пьесу «Голубая комната», главную роль в которой исполнила Николь Кидман, и мюзикл «Кабаре», получивший 4 премии «Оби».

Сэм Мендес на премьере мюзикла «Кабаре»
Однако, мировую известность Сэму Мендесу принес его приход в кино. В 1999 году зрители всего мира увидели его дебютную работу - «Красоту по-американски». Фильм высоко оценили не только в Америке, но и в Европе. Фильм имеет непростую историю. Алан Болл написал этот сценарий еще в 1990 году, но в то время он никого не заинтересовал. Сценарист ушел на телевидение, чтобы вновь попытать счастье в 1997 году. И Болл добился успеха: «Красоту по-американски» купила компания «DreamWorks». Вот только все претенденты на режиссерское кресло требовали огромные гонорары, а на это продюсеры пойти не могли.
Тогда сценарий отправили Сэму Мендесу, который на тот момент уже был очень известным театральным режиссером. Идея настолько ему понравилась, что он согласился снять фильм за минимальный гонорар в $150 тыс. Алан Болл тоже активно участвовал в съемках, но именно режиссерский стиль Мендеса, его талант и трудолюбие сделали из картины настоящий хит.

Кадр из фильма «Красота по-американски»
«Красота по-американски» — стала великолепной сатирой, трагикомедией американского образа жизни. Сэм Мендес прокомментировал смысл ленты так: «Фильм можно трактовать по-разному, но лично я считаю, что он о человеческой скованности жизнью». Фильм собрал $350 млн. в прокате и получил 5 премий «Оскар», среди которых и награда за лучшую режиссуру. Таким образом «Красота по-американски» подарила Мендесу мировую известность.

Все пять «Оскаров» «Красоты по-американски»
Дальше у режиссера уже не было настолько успешных проектов, но его дальнейшие работы — «Проклятый путь» и «Дорога перемен» — были высоко оценены критиками и номинировались на разные международные награды».
Последние несколько лет Сэм Мендес трудился над двумя частями бондианы: «007: Координаты «Скайфолл», который вышел в 2012 году и стал самым кассовым фильмом в этой серии, заработав $1,11 млрд., и «007: Спектр», мировая премьера которого состоится 26 октября 2015 года.
«Поначалу я отказался и от работы над картиной «007: Спектр», но в итоге всё-таки занялся её постановкой, став посмешищем для своих друзей. Но я не жалею о своём решении. И хотя мы только недавно закончили съёмки, я рад, что взялся за этот проект, который внёс фантастические перемены в мою жизнь. Однако я не думаю, что смогу вновь пройти по этому пути. Иначе придётся опять от всего отказаться, поскольку это не столько работа, сколько стиль жизни. «007: Спектр» получился значительно масштабнее фильма «007: Координаты Скайфолл». География съёмок была намного обширнее – мы снимали в Мехико, Танжере, Риме, Лондоне, а также в Альпах и на севере Сахары», — рассказал Сэм Мендес о своём намерении покончить с бондианой.

Кадр из фильма «007: Спектр»

Работа над фильмом «007: Спектр»
Над одной из церемоний Сэм Мендес сказал: «Если в зале есть режиссеры или кто-то, кто этим интересуется, то у меня для вас подарок. Я написал 25 шагов, для того чтобы стать счастливым режиссером». И вот они:
1) Всегда ищите себе хорошую команду. Это кажется очевидным, но на самом деле лучшие сотрудники те, кто спорят с вами. Это означает, что они увлечены работой, у них есть своё мнение, и они скажут вам «да» только в случае, если действительно будут так думать.
2) Постарайтесь понять, как сделать привычное необычным, и необычное привычным. Ставьте Шекспира как новую пьесу, а любую новую пьесу словно Шекспира.
3) Если это возможно, постарайтесь работать с Джуди Денч.
4) Научитесь говорить: «Я не знаю ответа». Это может стать началом великолепного репетиционного дня.
5) Посетите старинный амфитеатр в Эпидавре, Греция. Это поможет вам понять, чему вы принадлежите, и изменит ваш взгляд на мир. Если вы художник, то почувствуете себя в самом центре, и уже никогда не будете на периферии.
6) Пожалуйста, избегайте называть любой метафорический фильм или спектакль своим «пиком» или «вершиной». Относитесь с презрением к слову «окончательный». И запомните, если кто-то использует слово «шедевр», он вряд ли знает, что он делает. Стремление к совершенству это неблагодарная игра.
7) Если вы режиссер фильма или пьесы, у вас должен быть свой секретный путь работы. И иногда это что-то очень большое. Для меня «Красота по-американски» стал моей юностью. «Проклятый путь» — моим детством. «007: Координаты «Скайфолл» — это уже средний возраст, приближение к смерти. А иногда это мелочь, какая-то простая идея. К примеру, что если мы всё это снимает в ночном клубе. И здесь недостаточно просто проникнуться хорошим сценарием, у вас должно быть что-то, что сделает его именно вашим и только вашим.
8) Уверенность это отлично, а вот эго — нет.
9) Помните, что театр — это среда актёров и писателей, а режиссер играет там третью роль. Если вы хотите порадовать собственное эго, идите в кино.
10)Купите хороший набор шор. Не читайте рецензий: вам вполне остаточно знать положительные они или отрицательные. Когда я начинал, то творцов было больше чем критиков, а сейчас есть тысячи отзывов на любое произведение искусства. Несмотря на то, насколько вы сильны, уверенность это очень важная и, к сожалению, хрупкая вещь. Защищайте её.
11)Откройте собственный театр. Пьеса временна, здание постоянно. Поэтому постарайтесь создать что-то, что останется после вас, будет использоваться и будет любимо другими.
12)Никогда не поздно узнавать что-то новое. Это я понял, когда начал кататься на лыжах со своим 10-летним сыном. Конечно, ему удалось всё освоить минут за 10, а у меня ушло целых четыре дня катания вверх-вниз, как полный профан. Но не бойтесь быть полным профаном — это неотъемлемая часть процесса обучения.
13)Нету правильного и неправильного, есть интересное и неинтересное.
14)Картины, романы, поэзия, музыка — это всё превосходные формы искусства. Но кино и театр могут украсить все из них.
15)На Бродвее не бывает предварительных просмотров.
16)Питер Брук сказал: «Путешествие — это и есть назначение». Не думайте о продукте или, упаси Господь, о реакции аудитории. Думаете о процессе и новых открытиях. Одна из моих любимых цитат: «Найдите свой путь, идя окольными дорогами».
17)Знайте, когда стоит заткнуться. Кстати, над этим я и сам до сих пор работаю.
18)Когда в вашей команде 20 человек, это означает, что в комнате есть еще 20 воображений. Используйте их.
19)Помните, что «Оскар» — это всего лишь ТВ-шоу.
20)Ладьте со всем. Роберт Фрост сказал: «Говорите все немного быстрее», — и он не был неправ.
21)Вторая постановка мюзикла всегда лучше, чем первая.
22)Научитесь быть ответственным за всё. Если сценарий был плох, это значит, вы плохо работали с автором. Если актёры провалились, то вы тоже провалились. Если настройки, постер, костюмы были не такими, вы в этом виноваты. Так что работайте над своими плечами, они должны быть широкими.
23)На экране ваш герой может убить 500 плохих парней, но если он скурит одну чёртову сигарету, у вас начнутся проблемы.
24)У вас всегда должен быть альтернативный карьерный план. Например, мой — комментатор крокета. Вряд ли вы когда-то этим займетесь, но спать вам будет спокойней.
25)Никогда не забывайте, что вам очень повезло заниматься любимым делом.
автор: Елена Яковлева