ТАЙНА ВЗРЫВА УСПЕНСКОГО СОБОРА

Игорь Мельниченко, газета “Киевские Ведомости” от 5 мая 1995 года, с. 20-21.

“…и тебе самой оружие пройдет душу”

 

ТАЙНА ВЗРЫВА УСПЕНСКОГО СОБОРА

 

на фото: таким был Успенский собор (макет)

 

Во мгновение древнейший в православном мире собор окутала непроницаемая завеса пламени и дыма. А когда ветер развеял грязно-серое облако и собора уже не было, за очевидностью ужасающего своей бессмысленностью вандализма встала тайна. Зачем? Кому это было нужно?

 

НКВД ИЛИ ГЕСТАПО?

Остатки Успенского собора - Иоанно-Богословский алтарь. XVII в. Вид с юго-запада 
 Остатки Успенского собора - Иоанно-Богословский алтарь. XVII в. Вид с юго-запада

 

Взятые в качестве заголовка метафоричные слова, согласно евангелисту Луке (2:35), - предсказание грядущих душевных испытаний Матери Иисуса Христа. Их можно повторить и сегодня при взгляде на руины Успенского храма Киево-Печерской лавры – собора, посвященного ей, Деве Марии. Оружие прошло душу, и страшной разрушительной силы взрыв 3 ноября 1941 г. превратил главный лаврский собор в груду камней. Душа осталась: даже в руинах, законсервированных после расчистки, все еще явственно ощущается былое величие великолепного строения.

И осталась неясность: кто взорвал собор?

“Если вы будете в Киево-Печерской лавре, - писал Анатолий Кузнецов в книге “Бабий Яр”, - попробуйте спросить у экскурсоводов, правда ли, что Лавра взорвана энкаведистами… - и при этом посмотрите на выражение их лиц”. Непростой вопрос предлагал задать писатель. И в очень непростое время. Экскурсоводом предписывалось говорить: собор взорван фашистами. А молва за спиной твердила: взорвали наши.

Парадокс: на другом идеологическом полюсе, в ФРГ, задолго до книги А. Кузнецова было издано исследование Ф. Хайера “Православная церковь на Украине с 1917 по 1947 г.г.” (Кельн, 1953 г.), в котором о разрушении Успенского собора сказано: “Наиболее вероятно, что за всем этим предприятием стояли руководитель партийной канцелярии Мартин Борман и рейхскомиссар Эрих Кох”.

Умозрительные заключения в истории мало убедительны: уверенность выводов зачастую проистекает из идеологических склонностей автора. За противоположными оценками событий А. Кузнецовым и Ф. Хайером скрыто общее для обоих неприятие тоталитарных систем: у А. Кузнецова – сталинской, у Ф. Хайера – гитлеровской.

Скажем не оттягивая: собор взорвали оккупанты, энкаведисты здесь чисты. Материальные свидетельства тому, или, как говорят историки, источники, появились в Киеве месяц назад. Вот они.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГОТОВИЛОСЬ ЗАРАНЕЕ

Документ архива, копия которого заверена штампом федерального поверенного по документам службы безопасности бывшей ГДР. Это пояснительная записка, составленная неким доктором Бр. (в оригинале – Dr. Br., без его подписи) в Берлине 13 октября 1941 г. То есть – за двадцать дней до взрыва Успенского собора. Документ настолько значительный, что заслуживает того, чтобы процитировать его полностью.

 Заключение доктора Бр. о культурной ценности Успенского собора Киев
 Заключение доктора Бр. о культурной ценности Успенского Собора

 

“Под монастырем в киевской крепости, который должен быть подвергнут разрушению, очевидно, имеется в виду знаменитая “Лавра”, древнейший монастырь России и Украины.

“Лавра” является одним из древнейших памятников Украины, и для каждого украинца имеет исключительное значение. Золотые купола высоко возносящихся монастырских церквей сияют далеко над землей и придают неповторимый облик городу Киеву. С ней исчез бы самый ценный и самый интересный архитектурный памятник Украины. В лавре знамениты пещеры, в нишах которых сотни лет назад открыто хоронили монахов без тления. Это обстоятельство объясняется определенным содержанием кислоты в почве, но породило веру в чудо.

Разрушение территории монастыря чрезвычайно задело бы как национальные, так и религиозные чувства, и тем самым нанесло бы тяжелейший удар нашей политике в Украине. Ввиду того, что там захоронено множество монахов, такое действие могло бы рассматриваться как кощунственное осквернение кладбища. Коммунисты не осмелились прикоснуться к Лавре и даже, примерно до 1935 г., пускали туда монахов. Мировая общественность, наверное, очень сильно отреагировала бы на разрушение Лавры. Поэтому следовало бы подумать над тем, чтобы сохранить Лавру как памятник архитектуры большой культурно-исторической ценности, но не возрождать её в качестве монастыря. Берлин, 13.10.1941 г.”

Все приведенные в научном заключении аргументы – культурные, нравственные, политические – нацистским руководством, для которого, по-видимому, и составлялась пояснительная записка, вряд ли могли быть приняты. Военная идеология фашизма опиралась на доктрину, кратко сформулированную Гитлером: “Мы – варвары, и мы хотим быть варварами. Это почетное звание.” Ряд подобных параноических откровений, произнесенных Гитлером в узком кругу, не подлежал широкому оглашению. Автор записки вряд ли мог знать их; этим можно объяснить довольно смелую защиту в ней культурно-исторических ценностей оккупированной территории. Но высказывание Гитлера, безусловно, были известны высшему военному руководству. Об этом свидетельствует секретный приказ генерал-фельдмаршала фон Рейхенау “О поведении войск на Востоке”. В приказе речь идет об “искоренении азиатского влияния на европейскую культуру”. И, в частности, говорится: “Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное… должно быть уничтожено. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения”.

Как явление той культуры, которая в приказе генерал-фельдмаршала фон Рейхенау названа “азиатской”, Лавра – уникальна. С XVIII в. по своему значению этот древнейший, возведенный в XI в., христианский памятник Киевской Руси являл собой “православный Иерусалим”. Паломничество в Лавру почиталось за благо даже царями, и в ней захоронены не только монахи, но и миряне, игравшие видную роль в истории. Поэтому Лавра была обречена: в планы нацистов входило не только расхищение музейных шедевров, но и уничтожение всего того, что невозможно было вывезти. И в первую очередь – разрушение наиболее выдающихся памятников культуры.

 

МЫ – ВАРВАРЫ!

 

Третьего ноября 1941 г. около полудня Успенский собор посетил президент нацистской Словакии Тиссо. Его сопровождала группа “экскурсоводов”, состоящая из генералов СС, СД и комендатуры Киева. Затем Соборная площадь была оцеплена, перекрыли все входы в Лавру. Дважды – в час и в начале третьего пополудни – на моление в собор пытался пройти настоятель Киево-Печерской Лавры. Оцепление его не пустило. Сказали, что прийти можно после четырех. А около трех собор был взорван.

 

 Тайна взрыва Успенского собора в Киеве 3 ноября 1941 снимок 78  Тайна взрыва Успенского собора в Киеве 3 ноября 1941 снимок 79

 Снимок взрыва Успенского собора с номером 78

 Снимок взрыва Успенского собора с номером 79

 

На снимке, помеченном номером 78, зафиксирована не более как десятая секунда после взрыва – столько времени нужно, чтобы звук дошел от Лавры до точки съемки, находящейся близ левого берега Днепра. И столько же, чтобы дым от взрыва восходящим потоком взметнулся более чем на стометровую высоту вдоль расположенной рядом с собором главной лаврской колокольни. Фотограф, установив штатив и закрепив камеру, явно ждал этого момента. А когда до него докатился раскат взрыва, и он увидел, что то, ради чего был специально командирован, свершилось, щелкнул затвором. Моста, что виден на фотографии, уже нет (взорван перед освобождением Киева). Несколько правее от этого места сейчас протянулся мост метро.

Снимок под номером 79 сделан в течение первой минуты после взрыва: все фигуры переместились, а солдат, находившийся на снимке 78 вдали, прошел порядка пятидесяти метров и начал живо обсуждать с другими случившееся (он в пилотке). За это время ветер снес часть столба дыма над колокольней, и вершина ее видна. Снимок сделан из той же точки, что и первый, лишь камера повернута на незначительный угол вправо – фотограф автоматически сконцентрировал внимание на выплывшем из дыма золотом куполе.

“Мы – варвары, и мы хотим быть варварами”, - кликушествовал перед ближайшими сподвижниками явно психически больной. Но никто из слушателей не смел признаться себе в этом, так как он был – фюрер. Нужны были подтверждения слов фюрера – поэтому варварства не только совершались, но и снимались на пленку.

“Одна из основных задач германского государственного управления во все времена будет заключаться в предотвращении развития славянских рас”, - из книги Г. Раушнинга “Голос разрушения” (1941 г.), в которой приведены это и другие высказывания Гитлера. Предотвратить развитие народов – значит уничтожить их культуру. В первую очередь – исторически наиболее важное и показательное. Так что наивен был призыва в научной записке доктора Бр. “сохранить Лавру как памятник архитектуры большой культурно-исторической ценности”. Может быть, именно записка побудила нацистскую верхушку к противоположным действиям.

 Вид на Соборную площадь с Большой колокольни
 Вид на Соборную площадь с Большой колокольни

 

Для разрушения Лавра – объект непростой. Это ведь небольшой город из крепких строений, зачастую с метровой толщиной стен. Слишком много понадобилось бы на Лавру взрывчатки. Тонны ее потратили оккупанты на Успенский собор и небольшой участок крепостной стены, взорванный тогда же. И на том остановились. Но вопрос о сносе Лавры снят не был. 12 января 1944 г., когда Киев уже был освобожден, гестапо направило запрос в 75-ю дивизию: уничтожен ли перед выводом войск из Киева ряд научных институтов, “которые Советы в Киеве могли бы использовать в своих военных целях”. И просьба: “сообщите нам, какие здания, в которых находились научные институты и организации, были согласно приказу взорваны отступающими немецкими войсками. В частности, нас интересует судьба следующих институтов…” Дальше идет список, в котором Лавра, не являющаяся ни военным объектом, ни институтом, стоит под номером 6 – между Академической библиотекой и Политехническим институтом.

 Документ гестапо_подтверждающий намерение оккупантов уничтожить Успенский собор

 Документ гестапо, подтверждающий намерение оккупантов уничтожить Успенский собор

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Чем доказательней источник – тем настоятельней вопрос о его происхождении. История появления в Киеве приведенных здесь новых документов необычна и о ней стоит кратко рассказать.

Дело было в Бремене в начале мая 45-го. Солдат Иван (возьмем условно это самое распространенное имя) выменял за две банки американской свиной тушенки небольшой (42х35 см) писанный маслом на доске портрет. Петр, второй участник обмена, имел еще четыре картины, красивых, в золоченых рамах, и предлагал на выбор любую. Но Иван взял портрет: изображенный на доске, если сбрить усики и бородку, слишком уж был на него похож – вылитый Иван. Все картины, как сообщил Петр, из Кунстхалле: музей открыт, никого в нем нет, иди и снимай со стен, что понравится. Иван доску со “своим” изображением сохранил и привез в Киев. Спустя пятьдесят лет сын Ивана написал в Бремен, что у них в семье находится картина из Кунстхалле и выслал ее фотографию.

 Автопортрет Ганса Маре
  “Автопортрет” немецкого художника ХІХ в. Ганса Маре

 

В ФРГ издан каталог нескольких сот работ, пропавших из Бремеского музея. Среди них и “портрет Ивана”. Это “Автопортрет” немецкого художника ХІХ в. Ганса Маре. Иван и его сын согласны были безвозмездно вернуть в музей картину, но при непременном условии: без официального упоминания их имен.

В Киев из Бремена за картиной приехал профессор Вольфганг Эйхведе. Но забрать ее было сложно, так как законодательных актов о возвращении культурных ценностей нет, есть только межправительственная декларация. Учитывая еще и анонимность самого акта возвращения, проблема казалась непреодолимой. Помог решить юридическую шараду доцент Института международных отношений, адвокат Сергей Козьяков, и разрешение на вывоз картины было получено.

Профессор Эйхведе приехал в Киев не с пустыми руками. Он привез грамоту Петра I, похищенную во время оккупации (об этом сообщали пресса и телевидение), а также приведенные в этой статье документы.

Фотографии взрыва Успенского собора, можно сказать, были тоже похищены. Похищены у гестапо. Офицер, сделавший эти снимки, отпечатал их и для себя и хранил почти пятьдесят лет. Недавно он умер; снимки профессору Эйхведе передала его дочь. Как и сын Ивана, она настаивает на анонимности. Это их право – и через пятьдесят лет оберегать имена своих отцов.

***

У каждой войны есть свои зловещие символы. Как символ второй мировой, принесшей страшные и бессмысленные разрушения, можно взять гриб дыма и пламени над Успенским собором.

 Консервация руин Успенского собора
 Консервация руин Успенского собора

 

Мир – многолик. Он бывает спокойным, безмятежным – всмотритесь в “Автопортрет” Ганса Маре. Бывает напряженным и ждущим – сходите в Лавру и посмотрите на оголенные камни XI века и на площадку, подготовленную для восстановления Храма Успения Богородицы.

автор: Игорь Мельниченко, публицист

ОТ РЕДАКЦИИ газеты “Киевские Ведомости”: Готовили мы эту публикацию к печати и думали: что же все-таки необходимо сделать для восстановления собора, как подвигнуть наших современников на личное участие в этом святом деле. И вот какая мысль пришла. Что, если бы каждый желающий за собственные деньги мог купить один кирпич для стен Успенского собора. И на этом кирпиче, при обжиге, начертали бы имя человека, пожертвовавшего деньги. И выдали бы сертификат, удостоверяющий сей факт, чтобы остался семейной реликвией. И на деньги эти, и из кирпичей этих именных возвести разрушенный Храм. Разве не откликнулись бы тысячи людей на такое предложение?

Вот такая идея. Хотелось бы знать нам, как отнесется к ней руководство Украинской православной церкви?

КОММЕНТАРИИ

Юля от 4 января 2012 г. 18:18

Полагаю, такие предметы УЖЕ спасают мир, поскольку несут в себе объем информации, поддерживающий память человечества о своих корнях (и те де и те пе).

А разве растут деревья без корней?..

2 от 4 января 2012 г. 16:15

Предметы, обладающие художественной ценностью, здания - памятники архитектуры, книги с ценными знаниями - когда-нибудь спасут мир! Может, поэтому их и пытаются уничтожать первым делом?!

Комментарии facebook

Комментарии Вконтакте

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИИ
ИМЯ ИЛИ НИК:*    
E-mail:    
не обязательно    
ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel




История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.