Петр Чайковский в поисках музыки Print

7 мая 2015 года исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Его имя стоит среди композиторов, чьи мелодии наиболее часто звучат в мире. И это не странно, ведь он так легко, так доступно умел вложить в ноты все воплощения человеческих чувств. Сегодня мы вспомним, каким был путь композитора к его музыкальному языку.

Любовь к музыке у Чайковского проявилась с раннего детства, ведь его родные и близкие всячески прививали ему её. Уже в ранние годы в его голове начали выстраиваться свои собственные мелодии. Однажды после какого-то праздника его няня, Фанни Дюрбах, застала его в слезах: «О, эта музыка, музыка!.. Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь,— рыдая и указывая на голову, говорил мальчик,— она не дает мне покоя!». После такого, чтоб не перевозбуждать ребенка, родители иногда запрещали ему играть на фортепьяно, но юный музыкант начинал попросту выстукивать мелодии пальцами по столу или оконной раме. 

Видя талант сына, родители нанимают ему педагогов. Сначала он берет уроки музыки у Марии Марковны Пальчиковой, потом на смену ей приходит Филиппов, а затем Анастасия Петровна Петрова, которой молодой Чайковский посвящает свое первое сохранившееся произведение - фортепианную пьесу «Анастасия-вальс».

Петр Ильич поступает в Училище правоведения, где он не просто не расстается с музыкой, но и узнает лучшие произведения классиков: «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Моисей» Россини и другие. «Музыка „Дон Жуана" была первой музыкой, произведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величайшие гении. До тех пор я знал только итальянскую оперу. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке,— я обязан Моцарту», - пишет Чайковский.

Tchaikovsky

 Петр Чайковский в молодости

После окончания училища Чайковский твёрдо решает связать свою жизнь с музыкой, и поступает осенью 1859 года в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, а затем в консерваторию. Важнее всего в то время стала для него поддержка семьи, а в особенности отца, который поощрял его занятия музыкой, хоть тогда они и не сулили больших денег.

В консерватории педагоги сразу отметили талант будущего композитора и даже освободили его от уроков по фортепиано. Антон Григорьевич Рубенштейн, его преподаватель по композиции, часто брал Чайковского в помощники на музыкальных вечерах, когда выступали хор и оркестр. Чайковский и сам принимал участие в оркестре в качестве флейтиста. Любимым инструментом его отца была флейта, именно поэтому Петр Ильич считал необходимым овладеть ею. Два года Чайковский брал уроки у профессора Цезаря Чиарди — знаменитого итальянского флейтиста-виртуоза. Но в оркестре участвовал в качестве второй флейты.

Во время 1863-1864 учебных годов Петр Ильич овладевает искусством инструментовки, и перекладывает произведения других авторов и свои собственные для разных составов оркестра. Уже тогда для большого симфонического оркестра он написал пьесу «Римляне в Колизее». Но композитор не боялся и экспериментов, и для одной из сонат Бетховена сделал оркестровку с использованием английского рожка и других редких инструментов. Он усердно черпал знания отовсюду: консерватория, концерты, опера… И вот долгожданный выпускной: серебреная медаль, звание свободного художника и весь мир у его ног.

Tchaikovsky

Петр Чайковский. 1860 г.

Tchaikovsky

 Диплом Петра Чайковского об окончании Санкт-Петербургской консерватории.

После окончания учёбы в Петербурге, по приглашению Николая Рубенштейна - родного брата его педагога в консерватории Антона Григорьевича Рубенштейна - Петр Ильич отправляется в Москву, куда прибывает 6 января 1866 года. В первые дни Чайковского мучают сомнения о том, не зря ли он покинул хорошую возможность работы в департаменте Министерства юстиции ради места профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. Но сомнения его вскоре развеиваются, так как Герман Ларош, которого Чайковский почитал за высокий авторитет в мире музыке, написал ему: «Вы самый большой музыкальный талант современной России».

После этого Петр Ильич не был уверен, сможет ли он преподавать 27 часов в неделю, если уж твёрдо решил всецело отдаться своей музыке, творчеству. Но и эти сомнения вскоре развеялись. В Москве его приняли очень радушно, а его ученики не просто уважали авторитет Чайковского, но и очень его любили: «В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив... Изложение Чайковского, его замечания, объяснения и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобно понятны…», - так вспоминал его ученик, скрипач Александр Литвинов.

Несмотря на то, что служба в консерватории отнимала у Чайковского его драгоценное время для творчества, он относился к ней с энтузиазмом. Уже в первые пять лет своей работы Петр Ильич много вкладывал в усовершенствование отечественного музыкального образования: заседал в различных комитетах, писал инструкции, составлял программы по курсу гармонии, методические работы, более того, перевел на русский язык труды зарубежных авторов, среди которых «Руководство к инструментовке» композитора Франсуа Геварта. Именно Чайковский создал первый в России учебник по гармонии музыки («Руководство к практическому изучению гармонии»), который был опубликован в 1872 году.

Во время жизни в Москве не только преподавательская деятельность увлекает Петра Ильича: он старается всячески не отставать от культурной жизни в Москве, и больше всего, естественно, его увлекают концерты. На одном из них, 4 марта 1866 года, Николай Рубенштейн дирижировал его увертюрой фа мажор, которую публика приняла с овациями. После этого концерта Чайковский пишет своей сестре Саше: «Не скрою, что это обстоятельство прибавило Москве в моих глазах много прелести».

Tchaikovsky

 Здание Московской консерватории на Воздвиженке (не сохранилось). Вторая половина XIX в.

К сожалению, вскоре, во время мартовских каникул в Петербурге, Петр Ильич натыкается на рецензию Ц. А. Кюи, написанную на его кантату «К радости». Рецензия была крайне негативной и выставляла Чайковского как полную бездарность. «Я целый день бесцельно бродил по городу, повторяя: «Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность»», - пишет Чайковский. Но, в скором времени пришло письмо от Лароша, который очень высоко оценил кантату, и это прибавило Петру Ильичу уверенности и сил, чтоб начать писать свою симфонию.

«Зимние грёзы» - именно такое название выбрал Чайковский для своей первой симфонии. Первой не только для себя. Для России она стала первой симфонией, написанной человеком, получившим музыкальное образование. Сюда Пётр Ильич вложил все силы, всё, что он хотел сказать миру.

Произведение проникнуто русскими песенно-танцевальными интонациями уже с первой части симфонии. Но, несмотря на это, «Зимние грёзы» были высоко оценены и западноевропейскими композиторами Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом. Чайковский взял из народных песнопений их контрастность лирического, медленного, протяжного распева, благодаря чему ему удалось добиться нового музыкального языка. Первая часть симфонии вдохновлена путешествием Петра Ильича по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. В ней собраны всего его эмоции зимнего пути. Вторая часть более спокойная и грустная, но в конце разворачивается, и в ней начинает чувствоваться какой-то надрыв. Эти беспокойство и неуловимость переходят в третью часть, которая постепенно расходится, словно бы давая волю чувствам.

Tchaikovsky

 Петр Чайковский

Премьера «Зимних грёз» состоялась в 1868 году. Чайковский посвятил её Н. Г. Рубинштейну, которому и выпала честь её дирижировать. Ни Петр Ильич, ни его друзья и представить не могли, какой фурор она произведет в России. Особенно публике понравилась медленная вторая часть симфонии. Потом «Зимние грёзы» еще дважды переписывались и вышли в окончательном варианте в 1883 году в Москве. Но  даже этот первый, несовершенный вариант поднял Чайковского на вершину отечественной музыки. На следующий день в «Русских ведомостях» он прочёл следующие слова: «Вот это настоящая русская симфония. В каждом такте её чувствуется, что её мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму, композитор влагает чисто русское содержание». И сам Чайковский через много лет, хоть и считал это произведение молодым и незрелым, с большою любовью к нему относился, и писал, что оно «в сущности, содержательнее и лучше других, более зрелых».

Петр Ильич Чайковский создал неповторимый музыкальный язык, соединивший в себе классику с народными мотивами. Но он не остановился лишь на российских мотивах и пошел дальше, так как считал, что музыка не должна ограничиваться страной. Так и творчество Чайковского не имеет границ.

автор: Елена Яковлева

 

 

Смотрите другие:
Гленн Миллер и его оркестр

Гленн Миллер и его оркестр

1 Комментарий

Оркестр Гленна Миллера - уникальный джазовый коллектив, который был основан в 1937-м году и существует по сей день. Благодаря таким песням, как «Moonlight Serenade»,

Самое известное произведение Иоганна Себастьяна Баха

Самое известное произведение Иоганна Себастьяна Баха

Токката и фуга ре минор (BWV 565) – визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха, одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных.

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Музыка

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.