Рейнгольд Глиэр и первый советский балет Print

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

 

 глиэр

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

 глиэр

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

глиэр

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым».

глиэр

 Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

 глиэр

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.

глиэр.jpg

 Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»

автор: Елена Яковлева

 

"ДахаБраха": театр и музыка

"ДахаБраха": театр и музыка

Весной 2017-го года многие украинские СМИ писали о том, что во второй серии третьего сезона нашумевшего американского сериала "Фарго" зазвучала песня украинской

10 интересных фактов о Саломее Крушельницкой

10 интересных фактов о Саломее Крушельницкой

1 Комментарий

"Gazeta Lwowska" от 23 августа 1895 года так писала о Саломее Крушельницкой: "Впечатление от красивого, звонкого, и приятного голоса усиливается на сцене утонченной

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Музыка

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.