Вениамин Смехов — многогранность таланта Print





Сегодня, при чтении произведения Дюма-отца, нашему современнику тяжело представить в роли Атоса, кого-то другого, кроме Вениамина Смехова. Именно образ королевского мушкетера сделал Смехова известной и в тоже время загадочной личностью. 10 августа 2015 года актёру исполнилось уже 75 лет, но он не потерял ни своего шарма, ни таланта. О творческой судьбе Вениамина Смехова читайте дальше в нашей статье.

Решение стать актёром принадлежало целиком и полностью только самому Вениамину Смехову. Его родители хотели, чтоб сын учился либо на литературном факультете, либо на факультете журналистики, так как актёрство, по их мнению, «отдает некой безнадежностью». Но Смехов всё равно настаивает на своём и в 1957 году вступает Театральное училище им. Б. В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Но во время учёбы у него начинаются проблемы, ведь, несмотря на всю любовь к сцене, в молодости Вениамин был достаточно закрытии парнем, он стеснялся как девушек в коридоре, так и на сцене. Его мастер, тогда еще молодой Владимир Этуш, не воспринял талант Смехова: «На курсе Владимира Этуша образца 1957-1961 годов выкидышем оказался именно я. В эмбриональном состоянии первокурсника я был послан... в математики. Этуш сказал: «Идите в математики! Нельзя быть таким мудреным рационалистом»», — рассказывает актёр. И Этуш упорно настаивал на его исключении, и Вениамина Смехова перевели на 2-й курс вольнослушателем на испытательный срок. Именно это стало для будущего актёра знаком свыше, и он начал работать в две силы и в итоге не просто поборол свою стеснительность, но и был восстановлен, а его мастер впоследствии поставил ему пятерку по мастерству актера.

«Все эти четыре года учебы - процитирую Петра Фоменко - были «кувырканием в блаженном идиотизме». Как ни странно, наш курс обошелся почти без романов. Что-то там между кем-то блуждало, но, в общем, все остались... девственными. Цельнометаллическими», — вспоминает Вениамин Смехов.

Smekhov

 Вениамин Смехов в молодости

После окончания вуза Вениамин Смехов сразу находит место в труппе Куйбышевского театра драмы им. М. Горького. Именно там он впервые дебютировал на телевидении в 1960-м году в телеспектакле «Старый повар», который транслировался по местным каналам. Но в этой труппе Смехов долго не задерживается и уже через два года возвращается в Москву. Долгое время он не мог найти себе место в качестве актёра, поэтому даже подумывал уйти в литературную деятельность. Но вскоре судьба улыбнулась Вениамину Смехову, и его приняли в Московский театр драмы и комедии. «Одна знакомая посоветовала: «Иди в Театр драмы и комедии - театр плохой, но зато там есть хорошие актеры. Перезимуешь, а там видно будет». Театр доморощенный, публики никакой. Но актеров действительно встретил замечательных. К концу первого сезона появился Петр Фоменко - и я задержался», — вспоминает Смехов.

Чуть позже театр был реорганизован, и название сменили на официальное - «Московский театр драмы и комедии на Таганке», который по сей день известен в народе как «Театр на Таганке». И уже в новом театре Вениамин Смехов проработал 21 год, сыграв на его сцене более 30 ролей. Самыми яркими были Маяковский в «Послушайте!», Плюшкин в, поставленной им, «Ревизской сказке», Клавдий в «Гамлете» и другие. Кстати, именно здесь он исполнил свою любимую театральную роль — Воланд в «Мастере и Маргарите»

Smekhov

 Вениамин Смехов в роли Воланда

В кино Вениамин Смехов дебютировал в 1968 году с ролью Барона Краузе в военной драме «Служили два товарища». За этим последовали еще работы в картинах «Середина жизни» и «Смок и Малыш». Сам Смехов даже в шутку рассказывал, что начал понемногу приобретать популярность. А проявлялось это в том, что в общественном транспорте некоторые беспардонно тыкали в него пальцами и радостно говорили «Я видел его вчера!».

Но настоящая слава пришла к Смехову только в 1979 году, когда режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич пригласил его на роль Атоса в свой фильм «Д’Артаньян и три мушкетера».

Эта лента была, можно сказать, советским блокбастером. Сам актёр позже утверждал, что он пошел на пробы лишь ради свей дочери Елены. Она очень любила романы Дюма-отца о мушкетерах и даже слышать не хотела ни о каких других книгах, поэтому, как сказал актёр: ««У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие».

До этого никто не экранизировал это произведение Дюма-отца, поэтому по СССР прокатился настоящий «бум мушкетерства». «Д’Артаньян и три мушкетера» стал одним из самых популярных советских фильмов, который также положил начало трем продолжениям: в 1992 году вышли «Мушкетеры двадцать лет спустя», в 1993 – «Тайна королевы Анны, или мушкетеры тридцать лет спустя», в 2008 – «Возвращение мушкетеров, или тайна кардинала Мазарини». Вениамин Смехов участвовал во всех четырех проектах. И эта роль принесла Вениамину Смехову не только популярность, но и верных и преданных друзей. Ведь их мушкетерская команда сохранила близкое общение на долгие годы.

Смехов

Смехов

После такого успеха, карьера Смехову была обеспечена, но актёр не сильно стремился пользоваться славой. В будущем он даже отказался от звания «народного артиста». Сам он называет себя «не народным артистом», а «инородным». «И это – высокое звание», - подчеркивает сам актер.

Он снимается в молодежной мелодраме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», где играет друга мамы Клавы. Также довольно примечательной была роль в фильме-сказке «Али-Баба и сорок разбойников». Вениамин Смехов не только сыграл роль Мустафы, но также написал сценарий и тексты песен. Более того, этот фильм был экранизацией ранее написанного им музыкального спектакля, но спектакль долгое время был запрещен.

В 90-е годы Вениамин Смехов сыграл в «Ловушка для одинокого мужчины», «Дура», «Ключ», а также в двух продолжениях мушкетерской саги — «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». Актёр и по сей день снимается в небольших ролях, но считает, что в кино он уже исчерпал свои возможности. Хотя, в одном из интервью Вениамин Смехов признался, что принял бы приглашения таких интересных режиссеров как Милош Форман, или Элем Климов, или Тодоровский, или Михалков.

 Smekhov

 Кадр из фильма «Ловушка для одинокого мужчины»

Но всегда приоритетной для актёра всё же была сцена, которую он никогда не покидал. В 1985 году из-за смены руководства «Театра на Таганке» Вениамин Смехов переходит в театр «Современник», где исполняет три роли: Людовика Великого в постановке И. Кваши «Кабала святош» Ж.-Б. Мольера, роль Кирилла в постановке Г. Волчек «Близнец» М. Рощина, роль Ефима в постановке Р. Виктюка «Стена». Помимо этого он участвует в творческом вечере артистов театра «Дилетанты». Но после двух лет работы в «Современнике» Вениамин Борисович вернулся в свой родной «Театр на Таганке.

«В 90-м году я договорился с Любимовым, что больше играть не буду. Но совсем уйти я не смог: примерно тогда начался страшный скандал и раскол театра, поэтому я принципиально оставил свой портрет висеть в фотогалерее артистов, а сам приходил в театр только чтобы сыграть два спектакля – «Мастера и Маргариту» и еще «Дом на набережной». Это длилось восемь лет, а потом... Потом появился выбор». Последней ролью на сцене «Театра на Таганке» стала любимая актёром роль Воланда.

Выбор, о котором говорил актёр, заключался в возможности работы за границей в качестве режиссера, ведь уже многие годы Вениамин Смехов активно занимался постановкой спектаклей. Он работал в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Америке… В Иерусалиме Смехов поставил «Дон Кихота», в Хайфе – переведенный на иврит «Али-Баба», а в Америке – «Обыкновенное чудо». Он даже поставил несколько опер, не имея консерваторского образования, а чтоб этого никто не заметил, просто выучил первую свою оперную постановку наизусть. Это была «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, ставившаяся в Германии. Вторую свою оперу Смехов ставил в Мангейме — «Дон Паскуал» Доницетти. «Сейчас я в свободном полете, но приземляюсь там, куда меня приглашают. А более всего для меня сегодня актуальна работа на родном языке - преподавание, съемки и постановки - дома, в России», - рассказывает актёр.

Smekhov

Еще одним поприщем для активной работы Смехова стала литература. Он издал очень много книг о закулисной жизни, в особенности о «Театре на Таганке». Начал он свою литературную деятельность с журналистики, публикуя статьи о театральной жизни. «Когда я писал для себя, считал эту часть биографии счастливой. А потом выяснилось, что не менее счастлив, когда пишу на заказ» - рассказывает Смехов. За статьями, пошли более серьезные материалы, и в 1986 году он издал свою первую книгу «В один прекрасный день». За этим последовало множество как публицистических, так и художественных произведений. Кстати, литературная деятельность не осталась в тени критиков, и его не раз отмечали различными литературными премиями.

Также Вениамин Смехов решил себя попробовать как педагог: он преподает актёрское мастерство и режиссеру в разных вузах США. «Почему-то я с самого вахтанговского «детства» мечтал о педагогике (у меня даже был свой курс - в 21 год). Теперь это желание пригодилось, я прочел в Америке несколько лекций по русской литературе театра. Это было очень интересно для меня как литератора, я вернулся к своей мечте о педагогике», — сказал однажды Смехов.

Smekhov

 Вениамин Смехов с дочерью Аликой Смеховой и женой Галиной Аксёновой

Вениамин Смехов это яркое доказательство тому, что талантливый человек талантлив во всем. На протяжении своей жизни он охватил огромный спектр творческой деятельности, и даже после 70 не остановился. Его мемуары наполнены благодарностью и уважением ко всем, кто его окружал. Но главное, по словам самого Вениамина Смехова, он ни о чём не жалеет и невероятно рад, что его судьба сложилась именно так: «Я неукротимый оптимист, убежденный, что в конечном итоге все образуется, какие бы кризисы не лезли нам в душу и какие бы пожары не полыхали вокруг».

автор: Елена Яковлева

 

Хотите на свидание со звездой? Нет ничего проще — найдите его двойника

Хотите на свидание со звездой? Нет ничего проще — найдите его двойника

Считается, что у каждого человека на Земле есть двойник и, как правило, даже не один. Но найти такую копию самого себя совсем не просто, если, конечно, вы не двойник

Аркадий Райкин: король смеха и мастер миниатюры

Аркадий Райкин: король смеха и мастер миниатюры

Аркадия Исааковича Райкина можно назвать не просто талантливым, а гениальным артистом и сатириком. Его великолепные миниатюры и способность к перевоплощению способны

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Театр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.