“Горе от ума” в “Современнике”: Фамусов с топором и Чацкий в смирительной рубашке Print

Никита Михалков:
- Почему нельзя просто, так сказать, взять Чехова и сыграть его, как он написан, а не делать сестер-лесбиянок, а Тузенбаха – гомосексуалистом?
Владимир Соловьёв:
- Вы – немодный!
(из ток-шоу Владимира Соловьёва “Поединок: Михалков VS Быков”, часть 1 от 29.10.2010)

Литовский режиссёр Римас Туминас поставил в Московском “Современнике” “Горе от ума” Александра Грибоедова, и как обычно, подошел к постановке творчески: Фамусов у Туминаса ходит по сцене в овечьем тулупе и рубит книги топором, лакей Петрушка изображает из себя собаку. У Фамусовых имеется домашний крепостной театр: гости Фамусова садятся смотреть пантомиму – Петрушка запускает перед ними какую-то вращающуюся штуковину, а они безотрывно смотрят, как она долго вращается и не падает. Хоть в “Горе от ума” Александра Грибоедова и не было крепостного театра, такая сцена соответствует сути произведения: показана узость интересов и ума публики, однообразность времяпрепровождения.

горе от ума современник римас туминас сергей гармаш

Фамусов (Сергей Гармаш) уменьшил книгу топором

горе от ума современник гармаш фамусов
 

и несёт её Софье (Елена Плаксина)

И все бы вполне хорошо смотрелось, если бы не одно “но”: образ Чацкого.

У Грибоедова Чацкий – человек остроумный, тонкий, трезвомыслящий, смелый, игнорирующий общественное мнение. Фамусов и его окружение – это люди, мыслящие подобно, имеющие одинаковые жизненные ценности и ориентиры. Все мысли, которые высказывает Чацкий, не доходят до Фамусова и его окружения, так как ничего за пределами своего мировоззрения они воспринять не способны. Максимальный результат, которого возможно достичь – тот, что “вольнодумца” могут объявить сумасшедшим. Вот и получается, – горе от ума.

У Туминаса же Чацкий (в исполнении Ивана Стебунова) – психически больной человек, на которого прислуга Фамусова совершенно справедливо надевает смирительную рубашку. Стебунов со сцены “Современника” выкрикивает скороговоркой и с багровым лицом свои реплики, брызжет при этом слюной и заливается слезами, создавая своей игрой впечатление, что а) у Чацкого прединсульное состояние и б) последнюю реплику спектакля “Карету мне, карету!” следует понимать как вызов Чацким психиатрической скорой помощи самому себе.

Большинство важных мыслей Грибоедов вложил в уста именно Чацкого, а Стебунов тараторит их, в результате чего часть слов проглатывается или просто не слышна.

У Грибоедова Чацкий – это центральная фигура, а остальные действующие лица – глупцы, тусклый фон, на котором выступает образ самостоятельно мыслящего и свободного человека. А у Туминаса все – придурки, а Чацкого просто немедленно нужно госпитализировать в психиатрическую клинику.

горе от ума современник римас туминас

справа налево – Чацкий, Фамусов, Софья, фото www.sovremennik.ru

Фамусова в спектакле “Современника” играет Сергей Гармаш. Туминас сделал Фамусова не барином, а мужиковатым хозяйственником. Вероятно, большому актёру любые задачи по плечу: Фамусов получился характерный и живой. Не особенно симпатичный, но совершенно реалистичный - скряга, самодур, хитрец и остряк.

После спектакля в “Современнике” возникает непреодолимое желание освежить в памяти комедию Грибоедова: а, не было ли там крепостного театра, Петрушки, изображающего собаку, и прочего? Интересно, что при перечитывании “Горя от ума” во время реплик Фамусова в голове звучат голос и интонации Сергея Гармаша, в отношении же реплик других действующих лиц такой эффект не наблюдается.

Актёры, исполнившие главные роли в “Горе от Ума” в “Современнике”:

Чацкий – Иван Стебунов, Фамусов – Сергей Гармаш, Софья – Елена Плаксина (ранее - Марина Александрова), Лиза – Дарья Белоусова, Молчалин – Владислав Ветров, Петрушка – Евгений Павлов.

автор: Елизавета Мельниченко
 

 

Театр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.