«Эдвард Мунк» Print

название выставки:«Эдвард Мунк»
время проведения: 25.09.2015-24.01.2016
место проведения: Галерея Альбертина, Albertinaplatz, 1, Вена, Австрия
сайт выставки: www.albertina.at

Спустя 12лет после последней большой ретроспективы творчества Мунка, венская Альбертина с 25.09.2015 по 24.01 2016 проводит выставку 80 самых значительных работ художника. Акцент сделан на печатно-графическом наследии Мунка, поэтому кроме самых известных картин-«Крик». «Мадонна» и «Страх», представлены и их литографии, выполненные художником. Эти литографии из частных коллекций были специально предоставлены Альбертине для этой презентации.

Норвежский художник Эдвард Мунк приобрёл известность в конце XIXв благодаря своим ярким, странным, символическим картинам, которые были описью человеческих несчастий. А знаменитый «Крик»-знаковое произведение экспрессионизма-признан одним из символов концептуального искусства вообще.

Эдвард Мунк-художник, который «познав реальность, не пытался оправдать её»

XXвек, отличительной чертой которого была политическая нестабильность на фоне экономического хаоса, стал веком авторитаризма, фашизма и насилия, когда многие страны были затянуты в политический водоворот. В истории культуры это была эпоха, которая взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто пугающих своей новизной и противоречащих друг другу, но способствующих утверждению нового художественного языка. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы»(Э. Мунк).

«Автопортрет с рукой скелета» Эдвард Мунк. Литография

Великий норвежский художник Эдвард Мунк родился в г.Лётен 12декабря 1863г в старинной семье Мунков, давшей Норвегии знаменитых историков, поэтов и живописцев. Его отец, военный врач Кристиан Мунк, добрый и очень религиозный человек, после смерти жены от туберкулёза , остался с пятью детьми и массой материальных проблем. Болезни и смерть шли рядом с Эдвардом с раннего детства и во многом сформировали его характер: помимо склонности к туберкулёзу, семья страдала ещё и психическими заболеваниями. Старшая сестра Эдуарда Софи умерла от туберкулёза в возрасте 15лет, душевное заболевание у младшей сестры Лауры проявилось уже в раннем возрасте, брат Андреас умер от пневмонии тридцатилетним, сам Эдвард в детстве тоже много болел. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, посещающими мою колыбель и с тех пор преследовавшими меня на протяжении всей жизни. Я рано научился страданиям и опасностям жизни»,-эта запись в дневнике Мунка объясняет, почему мотив болезни и смерти, который проходит через многие его произведения, художник считал одним из главных в своём творчестве.

«Больная девочка» Эдвард Мунк

В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). В то время Норвегия предоставляла начинающим художникам возможность получить бесплатное художественное образование. И Мунк сделал свой выбор: он перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, где учился у скульптора Миддльтуна, а позже-у живописца Кристиана Крога. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. В картине угадывается влияние цветовой манеры импрессионистов: высветленная палитра придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарение через страдание. В то же время полотно свидетельствует о поисках своего художественного языка: художник отказался от перспективы и моделирования объёма, создав таким образом композиционную форму, близкую к иконе. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства».

«Метаболизм» Эдвард Мунк. Стал символом вечного возрождения жизни

В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили, и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. К тому же, после выставки Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом, и это была прекрасная возможность 3года жить и работать в Париже и Берлине. В Париже Мунк познакомился с творчеством постимпрессионистов-Тулуз-Лотрека, Гогена и Ван-Гога, которые оказали на него сильное влияние. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком.

«Вампир» Эдвард Мунк. Продан на Sotheby's за 38млн долларов

«Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал!). Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе, и для «Вампира». В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика».

«Крик» Эдвард Мунк. Пастельный вариант картины, на раме которой присутствует авторская надпись и текст. Продан на Sotheby,s за 119,9млн долларов

Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Спустя столько лет трудно ответить на вопрос, почему художник обходился без новых тем и десятилетиями возвращался к одним и тем же сюжетам, лишь внося небольшие изменения в композицию или тональность. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г, и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилось…Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум, издаваемый природой. Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. В мае 2012г аукционный дом Sotheby,s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Это пастельный вариант картины, единственный из серии, хранившийся более 50лет в частной коллекции миллиардера Петера Олсена, отец которого дружил с Мунком. На вырученные деньги Олсен собирается открыть арт-центр, где будут выставляться работы великого норвежца.

«Мадонна» Эдвард Мунк. Литография

В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Принтами Мунк занялся в Париже в 1895г в надежде, что они станут более лёгким и надёжным источником дохода. Вдохновляло и то, что художник получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Художник ограничился изображением головы девочки в профиль, напечатав работу в нескольких цветовых комбинациях. Но стоимость печати и материалов была так высока, что художник сделал всего несколько оттисков каждого изображения. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1,9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.

«Портрет профессора Даниэля Якобсона» Эдвард Мунк

В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. В это время художник обратился к жанру портрета. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо, исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. У художника много автопортретов, и в каждом из них внимание фокусируется на экспрессии лица. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму, изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы.

«Автопортрет между часами и кроватью» Эдвард Мунк

Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Он продолжал писать на темы, разработанные ещё в молодости, и спокойные пейзажи вплоть до смерти 23января 1944г в Энеми, близ Осло. Под конец жизни Мунк практически перестал продавать свои работы, и после смерти художника в собственность Осло перешло около 1000картин, 4400акварелей, 16000 оттисков и 6 скульптур. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника-«Крик».

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.