«Энгр» Print

название выставки: «Энгр»
время проведения: 24.11.2015-27.03.2016
место проведения: Национальный музей Прадо, Paseo del Prado s/n. 28014, Мадрид, Испания
сайт музея: www.museodelprado.es

В залах музея Прадо разместилась первая в Испании крупная ретроспектива работ великого французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Экспозиция построена на точной хронологической презентации его творчества и включает около 70 оригинальных работ Энгра, логически завершаясь последним автопортретом художника в возрасте 79лет.

Жан Огюст Доминик Энгр

Творчество Энгра по-разному оценивалось современниками и потомками из-за типологической неоднородности его работ: картины художника экспонировались на выставках классицизма, романтизма и даже реализма. Стиль у Энгра во многом определяется темой и захватывает пространство от чистого классицизма до маньеризма с его изящным искажением форм, от сверхреализма фламандцев до ренессансной живописи.

Жан Огюст Доменик Энгр родился 29августа 1780г в городе Монтобане недалеко от Тулузы в семье преуспевающего художника и скульптора Жана Мари Жозефа Энгра. К своим шестерым детям мастер относился прохладно, но, к счастью, оказался хорошим педагогом. Именно отец преподал в детстве Энгру Младшему первые уроки рисования (один из дошедших до нас рисунков будущего живописца датирован 1789г). В 1791г отец отдал 11-летнего Доменика в тулузскую Академию изящных искусств, где юноша провёл следующие 6лет. Летом 1797г Энгр уехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида (1748-1825), лидера художественного направления «неоклассицизм». Современники восхищались уровнем подготовки учеников Давида: его мастерская выпустила целое поколение талантливых живописцев-таких, как Луи Жироде и Франсуа Жерар. Энгр стал одним из любимых учеников Давида, и прославленный мэтр даже привлекал молодого художника к работе над некоторыми своими произведениями (например, в «Портрете мадам Рекамье» Давида Энгр написал скамеечку возле кушетки). Преподавание в мастерской Давида строилось на принципах «героического» неоклассицизма и оказало огромное влияние на Энгра: молодой живописец страстно увлёкся искусством античной Греции.

«Обет Людовика XIII», Энгр. 1824г.

В 1801г на конкурсе студенческих работ, проводимом Французской академией, картина Энгра «Послы Агамемнона у Ахилла» была награждена Большой римской премией, которая давала право художнику на четырёхлетнее обучение во Французской академии в Риме. Итальянский период творчества Энгра отмечен созданием таких известных картин, как «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811). Среди этих произведений художника-«посылок» (так назывались студенческие работы, которые каждый студент должен был отправлять профессорам в Париж), выделяется романтичный римский пейзаж «Дом Рафаэля» (1806-07)-признание Энгра в любви к гению эпохи Возрождения.

«Дом Рафаэля», Энгр. 1806-1807гг.

Энгр всегда коленопреклонённо относился к живописи эпохи Возрождения и считал, что своего апогея она достигла при Рафаэле. Религиозные полотна Энгра свидетельствуют о мощном влиянии Рафаэля, которое особенно ярко проявилось в образах Богоматери и Младенца в алтарной картине «Обет Людовика XIII», выполненной, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моём духе».

«Купальщица Вальпинсона», Энгр. 1808г.

«Купальщица Вальпинсона» (это название связано с именем коллекционера, купившего эту картину, её другое название-«Большая купальщица»)-первая из знаменитых ню Энгра. Картина отличается удивительным балансом классической формы и реалистических подробностей. Одним из главных мотивов творчества Энгра была красота женской спины. Спина «Большой одалиски»-гимн изгибу позвоночника, образует центральную ось композиции. Чтобы сконцентрировать внимание на спине героини, художник лишает образ индивидуальности, повернув её спиной к зрителю. Красоту женского тела подчёркивают «декорации»: складки тёмных занавесок-вертикальное положение спины купальщицы, а складки тюрбана «перекликаются» с линией её уха и локонов. Идея красоты обнажённого тела звучит и в «Большой одалиске» Энгра.

«Большая одалиска», Энгр. 1814г.

Турецкие мотивы пользовались огромной популярностью во французской живописи XVIIIвека. Экзотический мир гарема был закрыт для любопытных глаз. Исключением стал художник-романтик Эжен Делакруа (1798-1863), который в составе дипломатической миссии в 1832г побывал в Северной Африке и был допущен султаном Марокко в собственный гарем. Прекрасная картина Делакруа «Алжирские женщины» (1834) передала впечатления восхищённого художника. Но европейским мастерам, обратившимся к теме восточного гарема, приходилось фантазировать, «сочиняя» жизнь гарема. Вероятно, этим объясняется факт, что в европейской живописи женщины из гарема наделены европейской внешностью. Но, необходимо также напомнить, что турецкий султан получал с подвластных ему территорий «дары»-европейских уроженок, которые становились одалисками. Само слово «одалиска» происходит от турецкого «одалик», которое буквально переводится как «комнатная женщина». Наложница султана, европейская женщина в итальянском головном уборе (копией головного убора с картины Энгра «Рафаэль и Форнарина») изображена на картине Энгра «Большая одалиска», показанной в Салоне 1819года. В страстном стремлении создать идеальный женский образ Энгр использует приём соединения предельной точности с умышленным искажением форм тела. В частности, критики упрекали художника за то, что желая удлинить линию спины одалиски, он «добавил» ей лишний шейный позвонок, а невозможно вытянутую правую руку написал так, словно она лишена костей. И правая рука, и веер из фазаньих перьев расположены таким образом, чтобы скрыть неправильную линию правого бедра одалиски. При всём внешнем академизме картины эти нарушения пропорций человеческого тела свидетельствуют о предромантических веяниях в творчестве мастера.

«Юпитер и Фетида», Энгр. 1814г.

Если сравнивать произведения Энгра с картинами романтиков того времени, например, Жерико или Делакруа, то может показаться, что ему не хватает страсти и непосредственности. На самом деле, всё обстоит наоборот. Пространственные искажения перспективы и обнажённой натуры делают работы Энгра более радикальными по сравнению с Делакруа, произведения которого в своё время считались в искусстве крайне революционными. Творчество Энгра начало переосмысливаться только в конце XIXв, когда пришло понимание его длящегося воздействия на новейшее искусство. Импрессионисты преклонялись перед великим французским живописцем, потому что Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Дега считал, что Энгр первым доказал первостепенное значение формы и, таким образом, сформулировал один из важнейших законов импрессионизма. Постимпрессионисты учились у Энгра необычной перспективе и умению «декорировать» картину. Гоген писал: «Язык Энгра изящный и логичный. Он опирался на греческую традицию и впечатления природы. Никто вокруг его не понял. Сейчас он стоит во весь рост».

«Портрет господина Фореста», Энгр. 1823г.

Энгр рано получил признание в качестве талантливого портретиста. По словам Шарля Бодлера, Энгр был «единственным человеком во Франции, способным по-настоящему писать портреты». В иерархии искусства Энгр занимает высокое место именно как выдающийся портретист. Но сам художник считал портретную живопись досадной «помехой», которая отвлекала его от «настоящих» картин. Однажды он даже посетовал: «Это ужасно, что я должен постоянно рисовать чьи-то лица». В Италии Энгр вынужден был зарабатывать на жизнь карандашными портретами богатых туристов-аристократов. Эти карандашные портреты художника, гармонично сочетающие национальные и высокие классические традиции, стали уникальным явлением в искусстве Франции XIXвека. Портреты друзей и родственников Энгр писал бесплатно, в подарок, а основным источником доходов были серии заказных портретов. Портреты Энгра не только отражают особенности стилистической манеры художника в определённые периоды его творчества, в них он запечатлел меняющееся лицо эпохи. Вершиной художественных достижений художника были женские портреты. «Портрет мадам Муатессье»-одна из лучших работ художника, созданных в последний период его жизни. Мадам Муатессье была женой богатого торговца сигарами. Необычная красота этой женщины, которая многих сводила с ума, привлекла и Энгра. Художник создал портрет современной женщины, созвучный с античным искусством, обязывающим придавать женскому образу величественную силу. Энгр работал над портретом целых 12лет, постоянно исправляя и переделывая композицию, добавляя и убирая детали. Платье мадам Муатессье поначалу было жёлтым. Но в то время, когда портрет был почти готов, в моду вошёл цветастый лионский шёлк, и художник «переодел» героиню в новое платье-образец тогдашней высокой моды, пожалуй, слишком вычурное со всей этой бахромой, вышивкой и лентами. При создании последних портретов Энгр часто прибегал к помощи учеников своей мастерской. Так, Арман Камбон часто занимался тканью и световыми бликами на портретах, и в музее Энгра в Монтобане можно увидеть его наброски к «Портрету мадам Муатессье».

«Портрет мадам Муатессье», Энгр. Завершён в 1856г.

Декоративность женских портретов Энгра впоследствии восхищала Огюста Ренуара своей красочностью и обилием мелких деталей. Даже «идеологические» оппоненты Энгра--художники-романтики во главе с Эженом Делакруа всегда отдавали дань гению Энгра, называя художника «непревзойдённым мастером линии». Энгр получил полное и совершенное признание своего таланта ещё при жизни: в 1825г лично Карлом X художник был награждён орденом Почётного легиона, год спустя он стал академиком французской Академии изящных искусств, а в 1862г Наполеон III сделал Энгра пожизненным сенатором. Феномен творчества Энгра заключается в том, что всегда оставаясь в рамках академических традиций, он совершил настоящую художественную революцию. Его творчество и высочайшее живописное мастерство оказали большое влияние на развитие искусства XIX и XX веков.

автор: Людмила Велигорская

 

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.