Клод Моне—художник, рисовавший цветы Print

название выставки: «Моне. Водный сад в Живерни»
время проведения: 16.09.2014 – 31.12.2015
место проведения: Национальная галерея, Trafalgar Square, WC2N5DN, Лондон, Англия
сайт музея: www.nationalgallery.org.uk

Клод Моне был душой движения импрессионистов. Его девиз «изображать мимолётное» лёг в основу всей импрессионистической художественной системы. Моне, картины которого в 1870-е годы критика клеймила за «бессодержательность» и «техническую беспомощность», к концу жизни стал мэтром и патриархом европейской живописи.

«Портрет Моне» Каролюс – Дюран (1867)

Клод Моне—художник, рисовавший цветы

Клод Моне (1840-1926) родился в Париже 14ноября 1840г. Когда будущему художнику исполнилось 5лет, его семья переехала в портовый город Гавр – там прошли детство и ранняя юность Клода. Не отличаясь особыми успехами в школе, Моне преуспевал в рисовании. В 14лет Клод начал рисовать карикатуры на жителей Гавра, а с 15—продавал их, что, по собственным словам художника, принесло ему «некоторую известность… и совсем мало денег». Его отец Адольф Моне, торговец бакалейными товарами, увлечение сына не разделял: в будущем он видел Клода продолжателем своего дела.

Карикатуры, выполненные Клодом Моне

Только вмешательство тётки Клода Моне Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, заботившейся о юноше после смерти его матери-талантливой непрофессиональной певицы, заставило Адольфа Моне смириться с выбором сына. В 1859г Адольф Моне отпустил сына в Париж, назначив ему скромное содержание. Но творческие планы Клода разрушил всесильный закон непредвиденных последствий: Моне призвали в армию и отправили служить в Алжир, который в то время был французской колонией. Служба была непродолжительной: Моне вскоре заболел анемией и был демобилизован. По возвращению в Париж осенью 1862г, Клод Моне поступил в мастерскую известного художника Шарля Глейра, В плане технического мастерства учёба у Глейра практически ничего Моне не дала, но сыграла огромную роль в его самоопределении. В мастерской Глейра Моне познакомился с Фредериком Базилем, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем, которых объединяло критическое отношение к академической живописи и одинаковое видение путей её реформирования.

«Завтрак на траве» Эдуард Манэ

Начало поисков новой стилистики художниками, которых уже не устраивали цели и средства академизма, относится к 1860гг. Пропагандистом и главным защитником современного искусства был Эдуард Манэ, который в 1863г в «Салоне отверженных» выставил свою картину «Завтрак на траве». Первая важная выставка тогда ещё анонимной группы художников состоялась в Париже весной 1874г в мастерской фотографа Надара. С этой первой выставкой связана история происхождения термина «импрессионизм». В числе 165картин, авторами которых были Моне и 30 его единомышленников (Буден-единственный представитель старшего поколения, Сезанн, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и др.) была представлена работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

«Впечатление. Восход солнца» Клод Моне

Реакция публики и критиков, пребывающих в плену у стереотипов академической живописи, на картины художников была далеко не дружественной. Критик Луи Леруа, обобщивший в своей ироничной статье впечатления широкой публики и специалистов от выставки, о картине Моне «Впечатление. Восход солнца» язвительно написал: «Я должен находиться под впечатлением, но картина не произвела на меня впечатления». Сомнительная шутка критика дала название целому направлению, замахнувшемуся на художественную революцию. Термин «импрессионизм» художниками был принят, потому что отвечал творческому методу, который они исповедовали: передаче мимолётного впечатления от натуры, фиксации ускользающих мгновений жизни, из-за чего возникает нечёткость и расфокусированность зрелища, и утверждение субъективного взгляда на мир. Художественные особенности импрессионизма—работа с натуры, эскизность, быстрота, отсутствие тщательного изучения формы предметов, определили характерный для творчества художников-импрессионистов предпочтительный тематический ряд: пейзаж, досуг и развлечения. Картины импрессионистов представляли лишь позитивные стороны жизни. Художники отказались от присущих академизму библейских, литературных, исторических и мифологических сюжетов. Импрессионисты занимали компромиссные промежуточные позиции и не затрагивали такие социальные проблемы, как голод, бедность, болезни и смерть, что позже привело к расколу в пространстве этого направления.

«Сад художника в Витёйе» Клод Моне

Отличия импрессионизма и академизма проявлялись в двух аспектах—идейном и техническом. Импрессионисты отказались от старых живописных техник, в первую очередь—от контура, заменив его мелкими и контрастными мазками, что дало возможность не смешивать краски на палитре, а получать нужный цвет путём правильного наложения краски на холст. Моне внёс большой вклад в создание этой техники: он придумал наносить на холст короткой кистью широкие грубые мазки, точки, зигзаги и штрихи. Моне работал с ограниченной палитрой, предпочитая чистые цвета, и использовал холсты с белой или кремовой грунтовкой, подчёркивающей яркость нанесённых на них красок.

Дом художника в Живерни

Жизнь на картинах импрессионистов—это череда маленьких праздников и приятного времяпровождения, их картины пробуждают ощущение благополучия. Трудно представить, что эти жизнерадостные произведения нередко создавались художниками во времена тягот и лишений. Конец 1870-хгг в жизни Моне был трудным периодом и в моральном, и в материальном отношении. После продолжительной болезни, в 1879г умерла жена художника—Камилла, оставив Моне с двумя малолетними сыновьями на руках. Помогла художнику Алиса Гошеде, жена разорившегося мецената Эрнста Гошеде, которому Моне доверил ведение своих финансовых дел: она приняла на попечение сыновей художника, которые росли вместе с её пятью детьми. После смерти Эрнста Гошеде Моне официально женился на Алисе Гошеде. Ситуация изменилась на рубеже 1880-1881гг, когда французский коллекционер и галерист Поль Дюран—Рюэль начал покупать картины Моне, и у художника появилась возможность поправить своё материальное положение. В 1883г Моне со своим многочисленным семейством переехал в маленький живописный городок Живерни в 80км от Парижа, где арендовал дом с большим фруктовым садом. В 1890г 53летний художник, уже располагавший немалыми средствами, купил этот дом, в котором жил и творил в течение 43-х лет.

Моне расширил и перепланировал примыкавший к дому яблоневый сад в цветущий. Сад был задуман «по-французски», каждому времени года соответствовали свои цветовые гаммы. Цветы были страстью Моне—полевые, садовые или срезанные, они постоянно присутствуют в его пейзажах. Однажды, когда ему в руки попал объёмный каталог цветочных семян, художник без колебания заказал всё. Но почётное место в саду было отведено любимым цветам Моне—ирисам.

«Сад» («Ирисы») Клод Моне

Настоящим шедевром стал «Сад на воде», который художник создал в 1893г, осушив болотистую местность и сформировав пруды и каналы. А в 1895г Моне построил знаменитый Японский мостик и увековечил его на одноимённой картине. В водоёме были высажены семена разных сортов кувшинок (нимфей), которые художник заказал в Японии, а по берегам—бамбук, плакучие ивы, ирисы и розы. Сад стал основным занятием и своеобразной «мастерской» художника, который как-то признался: «Кроме живописи и садоводства я ни на что не годен».

«Кувшинки» Клод Моне. Моне входит в ТОП—30 самых дорогих художников XX. Эта картина из знаменитой серии «Кувшинки» была продана в 2008г на аукционе Christie’s за 80,5млн долларов

После покупки дома в Живерни, художник в октябре 1890г писал: «Свершилось! Наконец-то я взялся за серию с различными эффектами». Моне первым ввёл в художественную практику многократное изображение одного и того же объекта при различном освещении и разных климатических условиях (знаменитые циклы, посвящённые собору в Руане, Лондону, серии «Стога сена» и «Тополя на Эпте»). «Сад на воде» вдохновлял художника в течение 20лет: здесь он написал более 300картин. Моне не скрывал свою привязанность к этому месту: «… ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». В поздних работах Моне пруд с кувшинками—самый популярный сюжет: Японский мостик—18вариантов, пруд с белыми кувшинками—13картин, водяные лилии—48полотен. В 1916г, в возрасте 76лет, Моне по предложению своего друга Жоржа Клемансо создал свой последний грандиозный шедевр—серию из восьми крупномасштабных полотен «Кувшинки». Эти картины Моне передал в дар Франции, и сейчас они размещаются в парижском музее Оранжери. Эти масштабные полотна составляют панорамный фриз около 70м в окружности.

«Кувшинки» Моне в овальном зале музея Оранжери

В 1926г, после смерти художника, всю собственность в Живерни унаследовал его сын Мишель. Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств. Во время войны и в годы послевоенной разрухи из-за недостатка средств на содержание уникальный Нормандский сад пришёл в запустение. Многочисленные кредиты, акции по спасению сада, пожертвования французских и американских меценатов позволили возродить имение, а колоссальная работа лучших садовников Франции по реконструкции сада вернула ему первозданный вид. Как и во времена Моне, в Нормандском саду сейчас растёт около 100тысяч многолетних растений и столько же—однолетних, заменяющихся каждый год. В 1980г был создан Фонд Клода Моне, а дом и сад художника в Живерни были открыты для публики и стали второй по посещаемости туристической достопримечательностью Нормандии.

автор: Людмила Велигорская

Фото автора

 

Смотрите другие:
«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ

Avelana от 4 сентября 2015 г. 14:37

Действительно тяжело представить, что картины Моне, от которых исходит ощущение праздника и благополучия, писались во времена тягот и лишений. Спасибо Людмиле за публикации на портале, читаю с удовольствием.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.