«Настенная роспись» Джексона Поллока: энергия сделана видимой Print

название выставки: «Настенная роспись» Джексона Поллока: энергия сделана видимой
время проведения:23.04.2015 – 16.11.2015
место проведения: Музей Пегги Гуггенхайм, 704 Dorsoduro, 1 – 30123, Венеция, Италия
сайт музея: www.guggenheim-venice.it

В 2015г прекрасная Венеция предоставит уникальную возможность полюбоваться арт­драгоценностями: с 9мая по 22ноября проходит 56-я Венецианская биеннале современного искусства, посвящённая критическому взгляду на современность. Тема биеннале – «Все судьбы мира, куратор – Экви Энвезор, сфера интересов которого – искусство XX и XXIвеков. В этом году на биеннале представлены работы 163 художников. Кроме павильонов биеннале, пример идеально собранной выставки предлагает Музей Пегги Гуггенхайм, где с 23.04 по 16.11.2015 проходит выставка «Настенная роспись» Джексона Поллока: энергия сделана видимой» и ретроспективная выставка работ старшего брата Джексона Поллока – Чарльза.

Абстрактный экспрессионизм, «освободивший» художников от контроля разума и каких-либо логических законов, начался выставкой картин Джексона Поллока в январе 1948 г и перерос в явление международного масштаба. Джексон Поллок, один из основателей и идеолог абстрактного экспрессионизма, считал, что картина на мольберте – умирающий вид искусства и, предложив новые приёмы работы, предвосхитил граффитистов 1980-х годов. Можно по-разному относиться к творчеству художников, которые в своём коротком манифесте в июле 1943г написали: «Искусство для нас – это приключение в неведомом мире, который исследуют лишь те, кто готов идти на риск» (Ротко, Готлиб, Ньюмэн), но сам жанр достоин уважения, внимания и изучения.

Джексон Поллок – экспериментатор и продолжатель традиций

Неоспоримым фактом исторической реальности XXв стало крушение моральных ценностей в сознании миллионов европейцев. Ужасы двух мировых войн и революций, которые не представляли Европу в лучшем свете, способствовали формированию сознания отрицания всех ранее существовавших ценностей, которое в итоге привело к бездуховности, а подчас – к нравственному одичанию людей. Кризис христианской морали, который человеческая культура переживала не раз в своей истории, в XXв затронул все сферы жизни человека. Таких серьёзных потрясений европейская культура не помнила со времён заката античной цивилизации. Причины критической ситуации в области духовной культуры и искусства теоретик модернизма, известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет видел в том, что «мы теряем чувство дистанции, теряем уважение и страх перед искусством, приближаемся к нему в любую минуту, в каком придётся костюме и настроении, и привыкаем не понимать его». Коллапс традиционных эстетических ценностей и социальных структур обозначился в первой половине XXв. Внешние конфликты перешли во внутренний план и стали конфликтами духовной сферы, в результате чего, по мнению французского философа Альбера Камю, абсурдность как чувство, рождающееся из скуки и перечёркивающее значимость всех других переживаний, может наиболее точно характеризовать бытие человека XXв.

«Оранжевое, красное, жёлтое» Марк Ротко. Продана в 2012г за 86,8млн долларов. Работы художника отличаются простотою выражения мысли: он выстраивал формы в вертикальный ряд и пользовался только 4 цветами

Вторая мировая война и послевоенный период стали эпохой альтернатив для целого поколения молодых художников, которые почувствовав творческую свободу, начали экспериментировать со стилями, материалами и символикой. После войны все открытия раннего модернизма были синтезированы. Так возникли 2 варианта абстрактного экспрессионизма: европейский («ар информель», «ар брют», Альберто Бурри, Жан Дюбюффе, Антони Типиес) и американский (Виллем де Куннинг, Роберт Мазервелл, Марк Ротко и, наконец, Джексон Поллок). Автором термина «абстрактный экспрессионизм» считается критик Альфред Барр, в 1929г применивший его по отношению к картинам В. Кандинского, с творчеством которого у абстрактного экспрессионизма много общих стилистических черт.

«Женщина III» Виллем де Куннинг. Продана за 137млн долларов

Начальной фазой абстрактного экспрессионизма был абстрактный сюрреализм, который появился в 1940-е годы под влиянием идей Андре Бретона. Концепция абстрактного сюрреализма, изложенная его создателем и идеологом А. Бретоном («Нас не следует принимать за фанатиков изобретательства. Путь искусства – это путь поэтической экзальтации»), определил во многом и концепцию абстрактного экспрессионизма. Искусство – это проекция сознания во внешний мир, но творчество как сюрреалистов, так и экспрессионистов было терапией только для художников: их картины не имеют кода, поэтому изображённое на них не поддаётся интерпретации.

«Глубина» Джексон Поллок

Сформировавшийся под влиянием основополагающего принципа сюрреализма – психического автоматизма, абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, определив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника (подсознания) в хаотических абстрактных формах. Экспрессивный метод отрицал традиционно окрашенную поверхность картины и предполагал автоматическое нанесение красок на холст (след произвольного движения руки), происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. Экспрессивный метод письма имел такое же значение, как и сама работа, поэтому процесс создания картины часто происходил публично: жесты и движения художника были так же важны, как и потоки краски («свободно струящегося цвета»), разливающиеся, падающие или разбрызгиваемые по холсту. Отсюда и другое название абстрактного экспрессионизма, подчёркивающее физический акт создания картины – «живопись действия».

«Волчица» Джексон Поллок

Искусство предполагает отражение мира в образной форме, поэтому во времена фашистского «тоталитарного реализма» абстракционизм, из-за его крайней субъективности и подчёркнутой отвлечённости от происходящего вокруг, стал воплощением протеста европейской интеллигенции против тоталитарного режима и в Европе преследовался (Испания была исключением). В послевоенный период, изменив свой внешний вид и концепцию стиля, абстрактное искусство распространилось настолько, что «прежде еретическое, оно стало официальным» (М. Рагон). Увлечение в 1950-х гг. абстрактным искусством в США, Франции, Италии ,Испании, странах Латинской Америки и Скандинавии было настолько серьёзным, что объединило усилия школ и направлений этих стран в создании «определённого универсального художественного языка».

«Фреска» Джексон Поллок

В США абстрактный экспрессионизм получил особый размах в 1950-х гг., когда его возглавили Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Куннинг. Явление американского абстрактного экспрессионизма породило множество стереотипов и обобщений в истории искусства второй половины XXв. Первый и наиболее распространённый – это искусство «продвигалось» правительством США как символ западного культурного либерализма и демократичного капитализма. Второй – заимствование американскими художниками техники, приёмов и идеологии у европейского модернизма. Безусловно, эмиграция европейской интеллектуальной элиты в США во время в Второй мировой войны повлияла на развитие послевоенного американского искусства, но, скорее, в качестве катализатора процессов, которые начались задолго до войны.

«Женщина – Луна, режущая круг» Джексон Поллок

Поиски и разработку живописного абстрактного языка начали американские художники Патрик Брюс и Морган Руссел ещё в 1920-х гг. Что касается техники автоматизма и живописи жеста, то по большей части, она была заимствована в индейском искусстве. Сам мэтр американского абстрактного экспрессионизма – Джексон Поллок утверждал, что он просто дал новую жизнь старым идеям: в 1947-1949гг разработал свою знаменитую технику разбрызгивания по холсту («дриппинг»), ассимилировав методы живописи американских индейцев. Так рисовали на песке индейцы, и так в ритуальных «зимних церемониях» разбрызгивали кровь своих жертв шаманы индейских племён-каннибалов, облачённые в шлемы из волчьих голов.

«№5, 1948» Джексон Поллок. В 2006г продана на аукционе Sotheby’s за 140млн долларов. До сих пор остаётся одной из самых странных и дорогих картин мира

Первая реакция на инновации Поллока была сдержанной и противоречивой, его картины почти не продавались. В октябре 1942г известная галеристка Пегги Гуггенхайм открыла в Нью-Йорке галерею «Искусство этого столетия» как «лабораторию новых идей». В 1943г Пегги заказала Поллоку огромную работу «Фреска», которая определила всё последующее творчество художника – переход к абстрактным масштабным полотнам, создаваемым при помощи разбрызгивания краски без прикосновения кисточки к холсту. В 1951г Пегги подарила картину Университету Айовы. Картина не оценена, трудно даже представить стоимость этой «иконы» стиля, если застрахована она на 140млн долларов. Персональные выставки у Пегги Гуггенхайм принесли Поллоку известность ещё при жизни. В 1945г критик Климент Гринберг назвал Поллока «сильнейшим художником поколения и, возможно, величайшим, который появился после Миро». А после того, как в августе журнал Life поместил биографическую статью о Поллоке, назвав его «величайшим американским художником», творчество художника стало символом идей американского искусства, ничем не обязанного Европе, и и завоевало прочное место в истории мировой живописи.

Джексон Поллок за работой

Ещё в 1943г Пегги Гуггенхайм подписала с Поллоком контракт, по которому она выплачивала художнику ежемесячно 150долларов. После публикации Гринберга Пегги увеличила стипендию Поллока до 300долларов с условием, что всё его творчество отныне является её собственностью. Благодаря своей популярности, американский абстрактный экспрессионизм быстро завоевал международный рынок искусства. В послевоенное время вложение в искусство стало надёжным и прибыльным, и тот, кто это осознал ,сказочно разбогател.

Абстрактный экспрессионизм расширил понятие «искусство»: в обществе возникла потребность в более глубоком знакомстве с абстрактным искусством и появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, а красоту пластической игры.

автор: Людмила Велигорская

 

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.