Парадоксы поп-арта Print

название выставки: «Поп-путь мира»
время проведения: 17.09.2015-24.01.2016
место проведения: галерея Тейт Модерн, Bankside SE1 9TG, Лондон, Великобритания
сайт музея: www.tate.org.uk

Масштабная ретроспектива работ более 200 художников поп-арта со всех уголков планеты открыта для посещения в лондонской галерее Тейт Модерн. За 2014-2015гг. галерею посетили 5,7млн человек. Экспозиция освещает историю развития поп-арта, иллюстрируя её работами, многие из которых впервые выставляются в Великобритании.

Поп-арт-это искусство художников, которые смотрели на мир новым ироничным взглядом. Они открыли красоту грубого мира материальных вещей и, придав художественно-эстетический статус смятым автомобилям, старым фотографиям, обрывкам газет и афиш, чучелу курицы под колпаком и выкрашенному белой масляной краской рваному ботинку, превратили их в произведения искусства.

Эволюция искусства, его успехи и неудачи всегда связаны с духовной жизнью, чувствами и мыслями отдельных людей. Но судьба искусства в целом и его развитие обусловлены причинами, определяющими развитие всего общества. Искусство-это проекция сознания во внешний мир, поэтому характер общественной жизни и структура общественных взаимоотношений определяют коренные процессы в развитии искусства. Состояние науки, культуры и общества в целом в 1950-1960гг. характеризуется как состояние «постмодерна»-реакции на кризис идей модерна. Постмодернизм-это период деструкции, которая охватывает все аспекты культуры и становится благодатной почвой для зарождения «массовой» культуры.

Джим Дайн. Кардинал

Джим Дайн. Кардинал

Развитие «массовой» культуры определило содержание «массового» искусства и такие его разновидности: широко распространённую карманную книгопродукцию, преимущественно детективного или сентиментального содержания, телевидение и кинематографию ужасов, комиксы и серийную музыку, поп-арт и оп-арт, рекламу и хэппенинги-интерактивную форму искусства, в котором большую роль играет импровизация и случайность. «Массовое» искусство стало важнейшим фактором, определившим содержание и форму поп-арта («популярного искусства»). Поп-арт, наиболее типичное и распространённое проявление «массовой» культуры, представляет собой порождение двух тенденций художественного сознания: элитарно-авангардистской, связанной с практикой декадентского искусства, и тенденции «массового» искусства. Псевдоноваторское искусство первой половины XXв, пребывавшее в глубоком кризисе, безжизненное эстетство художественного авангарда стали катализаторами, ускорившими появление новой изобразительной системы, основной принцип которой состоял в том, «чтобы найти средства коммуникации, подрезающие под корень всякое ясное формирование мысли».

Клас Ольденбург

Клас Ольденбург

Чтобы преодолеть противоречия между искусством и действительностью, художники, объединившиеся в движения «неофигуративизма», «новой образности», «новых икон», «неодадаизма» и поп-арта, совершили очередной «переворот» в художественной практике наиболее значительных направлений авангарда. В результате были созданы «иные, нежели все предшествующие, формы искусства и принципиально новый «универсальный язык искусства». В 1952г в лондонском Институте современного искусства группа художников, архитекторов и критиков создали «Независимую группу» для изучения современных технологий и городской культуры. Они пытались теоретически обосновать появление новой изобразительной системы, основанной на американской культуре и вытеснившей абстрактное искусство, диктатура которого ещё недавно казалась незыблемой. По предложению одного из членов «Независимой группы»-критика Лоурэнса Эллоуэя новый стиль обозначили термином «поп-арт» (от англ. «popular art»).

Рой Лихтенштейн. Безнадёжность

Рой Лихтенштейн. Безнадёжность

Основным принципом нового фигуративного искусства художники поп-арта провозгласили эстетизацию всего внешнего мира, и грубый мир материальных вещей получил художественно-эстетический статус. Поп-арт размыл чёткую границу между высоким искусством и коммерческим, что обеспечило «выход» искусства, которое, в большинстве случаев, теперь не было художественной и даже не эстетической деятельностью, в область «массовой» культуры, моды и коммерческой рекламы. В поп-арте вещь стала эстетизироваться как предмет «массового потребления» в «массовом обществе», породив тем самым фетишизм потребления и культ вещей, которые должны поступить в «массовое потребление».

                               Джон Чемберлен                                

Джон Чемберлен

Вопреки своим претензиям на «универсальный гуманизм», демократизм и общедоступность, поп-арт стоит в стороне от реальных событий эпохи и, как правило, не затрагивает общественную проблематику, а, в основном, оказывает влияние на эстетику быта и оформление витрин. Поп-арт, унаследовавший черты и свойства предшествующих ему декадентских художественных систем и ориентированный на иррациональные принципы творчества, подменил изобразительное творчество композициями из реальных объектов в основном в неожиданных, абсурдных сочетаниях.

Роберт Раушенберг. Коллаж «Кровать»

Роберт Раушенберг. Коллаж «Кровать»

Первое серьёзное испытание поп-арт прошёл в 1955г в итальянском городе Сполетто на «Фестивале двух миров», где были представлены работы 20 американских художников. Работа тридцатилетнего американского художника поп-арта Роберта Раушенберга вызвала громкий скандал: это была поставленная вертикально, как картина, кровать художника с подушкой и одеялом, залитыми краской. А в 1964г уже признанный лидер американского поп-арта Р. Раушенберг получил первую премию на международной художественной выставке (биеннале) в Венеции, что символизировало официальное признание поп-арта. На присуждение главного приза Венецианского биеннале Р.Раушенбергу Ватикан отреагировал резким заявлением об «упадке мировой культуры». Как и следовало ожидать, после такой «рекламы» цены на работы художника выросли сразу в несколько раз. Искусствоведы затрудняются определить место Р.Раушенберга в иерархии искусства: он начинал работать в пространстве абстрактного экспрессионизма, затем стал лидером концептуального искусства и поп-арта, перепробовав все техники современного искусства от коллажа до фресок и музыки. В первой половине 1950-х гг. Р.Раушенберг разработал типичный для поп-арта стиль-«комбинированную живопись», в которой абстракция сочеталась с изображением предметов повседневного быта.

        Работа Раушенберга                       

BMW каждый год предоставляет одному художнику для росписи свой автомобиль.
Работа Раушенберга

Перед европейскими художниками и искусствоведами встала проблема признания или непризнания поп-арта, которая успешно разрешилась в пользу нового стиля: к этому времени в самом европейском искусстве сформировалось родственное американскому поп-арту течение-«новый реализм», заимствовавший в основных чертах творческую практику дадаизма и отличающийся характерными особенностями национальных школ живописи, среди которых парижская школа лидировала. Необходимо отметить, что в силу определённых социально-исторических причин, европейцы долго признавали только «искусство для избранных», и движение в сторону «массового искусства» происходило медленно и болезненно.

Даниэль Споэрри. Картина-ловушка

Даниэль Споэрри. Картина-ловушка

Весной 1964г на двадцатой ежегодной выставке «Майский салон» в Парижском музее современного искусства наряду с работами американских мастеров поп-арта были представлены работы художников «нового реализма». Среди представленных работ выделялись «картины-ловушки» парижанина Даниэля Споэрри, на которых он специализировался. Художник при создании своих произведений использовал метод «топографически и хронологически случайного»: перед началом работы в своей мастерской, Споэрри на видном месте клал доску, на которую потом машинально складывал различные предметы, включая остатки еды, а потом подклеивал всё, что «самопроизвольно сгруппировалось на полотне». Жанровая специализация художников поп-арта отличалась разнообразием: Джон Чемберлен увлекался смятыми автомобилями, любимым жанром Класа Ольденбурга был коллаж, а Джима Дайна-бытовые интерьеры. Энди Уорхол, которого американские критики почтительно именуют «отцом поп-арта», проявил себя в разных сферах художественного творчества. Он был автором нового метода для создания картин-трафаретной печати.

Энди Уорхол. Диптих Мэрилин

Энди Уорхол. Диптих Мэрилин

Ставший аллегорией жизни и смерти «Диптих Мэрилин» Уорхола занимает почётное третье место в списке 500 наиболее выдающихся произведений современного искусства. Этот список был опубликован 2декабря 2004г в газете «Gardian». Популярность Энди Уорхола была такой высокой, что на одной из выставок он представил себя самого в качестве экспоната. Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников: за период с 1985г по 2010г средние аукционные цены на его работы взлетели на 3400%, что вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период.

Поп-арт, движение 1950-1960-х гг., не теряет актуальности и сейчас. Художественный мир не только продолжает развивать некоторые идеи поп-арта, но и использует методы и материалы, введённые в художественную практику художниками поп-арта.

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.