«Сурбаран. Новый взгляд» Print

название выставки: «Сурбаран. Новый взгляд»
время проведения: 09.06.2015—13.09.2015
место проведения: Музей Тиссена-Борнемисы, Paseo del Prado 8, Мадрид, Испания
сайт выставки: www.museothyssen.org

Комплексная выставка одного из важнейших представителей испанского Золотого века—Франсиско де Сурбарана предлагает уникальную возможность проследить историю развития мастерства художника от его первых работ до самых известных произведений. Экспозиция картин художника размещается в семи залах Музея Тиссена-Борнемисы и свидетельствует о почётном месте Сурбарана в истории мировой живописи.

Франсиско де Сурбаран—блеск и слава испанского барокко

С конца XVIв и до середины XVIIIв в европейском искусстве господствовал стиль барокко, который в первой половине XVIIIв повсеместно эволюционировал в грациозный стиль рококо. Барокко представляет собой одно из главных стилевых направлений в художественной культуре XVIIв, проявившийся в разных видах изобразительного искусства. Отличительными чертами барокко стали: масштабность в организации пространства интерьера посредством иллюзорных эффектов (увеличение размера помещений с помощью зеркал и высоты—благодаря расписным плафонам); обилие декора с использованием контрастных материалов и фактур; включение шокирующих «реальных» деталей (настоящих зубов и волос) в произведения искусства—обычно, женские статуи. Как стилевое направление барокко получило наиболее широкое распространение в Италии—родине этого стиля, где он и завершился. К раннему этапу развития барокко исследователи относят возникновение в 80-х годах XVIв Болонской Академии художеств, основанной братьями Карраччи. Изобразительная стилистика болонского академизма, за опытом которого стояли богатые традиции Возрождения, сыграла исключительно важную роль в становлении творческой концепции живописи барокко: именно в ней зародилась неповторимая эстетика эффектов—«визитная карточка» этого стиля. Главными характеристиками барочной живописи стали: усложнённые пространственные построения; резкие светотеневые контрасты; склонность к разработке колористических эффектов, когда ясность локального цвета уступает место мерцающим, меняющимся под воздействием светотени золотистым тонам.

При всех своих видовых различиях живопись, скульптура и архитектура барокко в равной степени воссоздают картину сложного мироздания, исполненного борьбы конфликтующих начал, где человек с его страстями часто оказывается во власти иррациональных сил. Временным стандартом целого столетия стали грандиозные исторические события и потрясения, захватившие многие государства: Тридцатилетняя война и религиозные войны во Франции, английские революции, борьба за независимость Республики Соединённых провинций с Испанией. Духовный климат Европы определялся идеологией Контрреформации, вызванной к жизни ожесточённой борьбой Римско-католической церкви с угрозой протестантизма. Изобразительное искусство должно было содействовать укреплению престижа католической церкви и убеждать верующих в незыблемости её основополагающих догматов. Этим объясняется характерное для барочной живописи стремление поражать зрителя эффектом яркой и торжественной зрелищности в изображении церковных «триумфов» и «апофеозов» святых, которыми изобилует художественная традиция XXVIIв.

                

«Снятие одежд с Христа» Эль Греко. 1577-1579гг.

Сохраняя основные особенности стиля, барокко в каждой европейской стране имеет свои отличительные характеристики. Испанская живопись XVIв ещё покорно следовала нидерландско-итальянскому стилю, преодолеть который смогла в начале XVIIв. В переходный период от итальянской традиции к национальному искусству одним из наиболее выдающихся художников Испании был Эль Греко (1541-1614гг), основавший толедскую школу живописи. Этот период отмечен появлением первых форм национального искусства с ярко выраженным испанским акцентом. XVIIв принёс Испании закат её военной славы—это был закономерный результат ослабления политической и экономической мощи страны. Утрата завоёванных территорий и падение престижа государства на международной арене сопровождались массовым обнищанием народа. Но этот трагический XVIIв, получивший высокий статус «Золотого века», дал непревзойдённые образцы испанской живописи (прежде всего, Веласкеса), которые позволили Пиренейскому полуострову занять достойное место в европейском художественном сообществе. Испанская живопись представляла главным образом церковное или придворное искусство, особенностью которого было соединение христианских мотивов с тщательной детализацией бытовых сцен, которые обычно включались в композицию религиозных и портретных картин.

                               

«Проповедь Сан Висенте Феррера» Франсиско Рибальта.

Жанровое направление новой национальной живописи формировали заказчики: церковь требовала преимущественно религиозных изображений; двору нужны были главным образом портреты и исторические картины; кроме того. для украшения замков требовались декоративные композиции на сюжеты мифологических аллегорий, которые в XVIв исполнялись итальянскими мастерами. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была ведущей, религиозные идеи освящали всё искусство Испании, поэтому идеал национального героя выражался прежде всего в образах святых. Пристальный интерес к миру обыденной реальности—специфическая особенность испанского барокко XVIIв—побудил художников представлять обывателей в образах персонажей Священного Писания и мифологических героев.

«Битва Геркулеса с гидрой озера Лерны» Франсиско де Сурбаран. 1634г.

Расцвет испанской культуры не совпал с периодом наивысшего политического и экономического могущества Испании и наступил несколько позднее—XVIIв дал миру плеяду таких выдающихся испанских художников, как Франсиско Рибальта, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран и Диего Веласкес.

                                               

«Неверие апостола Фомы» Караваджо. 1602г.

Ведущую роль в развитии испанской живописи играли валенсийская, мадридская и севильская школы. Поскольку валенсийская и мадридская школы были подвержены влиянию итальянского и фламандского искусства, национальный стиль живописи раньше всех сформировался именно в Севилье. Во главе севильской школы стоял Геррера эль Виейо (1576-1656гг), первый учитель Веласкеса. Работы художников валенсийской школы Рибальта и де Риберы, с их характерными густыми, насыщенными тонами, контрастами света и тени, сложными ракурсами, имеют много общего с письмом выдающегося итальянского живописца Караваджо. Объединяет с Караваджо этих художников и интерес к жанровой живописи, первыми образцами которой являются испанские «бодегонес» (от исп. «трактир, лавка»).

                                               

«Бражник» Хусепе де Рибера. 1637г.

Натуралистический испанский стиль эпохи формируется и достигает устойчивости у севильского художника Франсиско де Сурбарана (1598-1662гг), работы которого кардинально отличаются от творчества его современников—Рибальта и де Риверы. Назначение искусства Сурбаран видел в изображении таинств, чудес и монашеских легенд о видениях. Творчество художника почти полностью посвящено религиозной тематике с её образами возвышенно-строгой жизни в монастырях. В трактовке Сурбарана мистическая концепция религии приобретает вид реальных событий, а легенды преподносятся как исторические события. Художник добивается правдоподобности с помощью реалистических образов и убедительного воспроизведения окружающей обстановки

                               

«Молитва св. Бонавентуры» Франсиско де Сурбаран. 1629г.

Эффект достоверности и скульптурная выразительность фигур в картине достигаются контрастной светописью при резком боковом освещении фигуры и прекрасно выписанным костюмным мотивом. Живопись зрелого Сурбарана отличается самобытностью, она свободна от какого-либо влияния, о чём своей характеристикой лиц и ясным блеском освещения свидетельствует его шедевр—полотно «Торжество св. Фомы Аквинского».

                               

«Торжество св. Фомы Аквинского» Франсиско де Сурбаран. 1631г.

На протяжении своей творческой деятельности Сурбаран создал многочисленные образы канонизированных монахов, блаженных и мучеников, которые можно условно объединить в два цикла—«святые мужи» и «святые девы». Большой заказ 1626года на серию из 21произведения для доминиканского монастыря в Севилье принёс славу и новые престижные заказы, один из которых—цикл картин о св. Бонавентуре, Сурбаран выполнил совместно с Франсиско Эррерой Старшим в 1629г. Главные персонажи серии «святые мужи»--монахи—спокойные, благочестивые, представленные обычно в рост в статичной позе, придающей им оттенок незыблемости—это всегда воплощение достоинства национального характера.

                               

«Портрет Брата Сумел Франсиско» Франсиско де Сурбаран. 1633г.

Титул «живописца города Севильи», который в 1630г городские власти присвоили Сурбарану, был не самым высоким в наградном списке художника: за оформление «Зала королевств» в Мадриде (художник написал несколько композиций и батальных сцен) король Филипп IV удостоил живописца титулом придворного художника, пытаясь таким образом удержать его в Мадриде. Но Сурбаран вернулся в Севилью, где продолжал выполнять заказы местных религиозных общин.

                                               

«Святая Касильда» Франсиско де Сурбаран. 1640г.

Художественная деятельность юного Сурбарана началась с росписи вырезанных из дерева фигур святых, предназначенных для красочных религиозных процессий «актес сакраменталес», в ходе которых эти манекены в нарядных одеждах носили по улицам и площадям городов. По всей вероятности, воспоминания об этой старинной испанской традиции художник оживил в своих многочисленных работах с изображением женских фигур. «Святые девы» изображены в полный рост на нейтральном фоне в полном соответствии с иконографией парадных портретов. Такие картины обычно развешивались на стенах церквей, где они образовывали подобие процессии шествующих в рай праведников. Высокое мастерство Сурбарана позволило избежать впечатления однообразия: художник ушёл от монотонного повторения, варьируя позы , мимику и жесты своих героинь.

                               

«Натюрморт с четырьмя сосудами» Франсиско де Сурбаран.1650г.

Лаконичность и выразительность пластических средств Сурбарана особенно ярко прослеживаются в нескольких сохранившихся образцах «чистого» натюрморта. Минимализм художника проявляется в предельном сокращении изображаемых элементов. Расставленные вдоль плоскости картины немногочисленные предметы со всей полнотой демонстрируют свои материальные, фактурные и колористические особенности.

Испанцы, что вполне естественно, первыми «экспортировали» европейское искусство в свои американские колонии. Основываемые в Южной Америке монастыри охотно заказывали у Сурбарана картины. Всё это даёт основание утверждать, что Сурбаран не только участвовал в сложении барокко, но и оказал заметное влияние на дальнейшее развитие мирового искусства.

автор: Людмила Велигорская

 

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.