Выставки в Европе: «Моне, Гоген, Ван Гог…Вдохновлённые Японией» выставка в музее Кунстхаус, Цюрих, Швейцария Print

Название выставки: «Моне, Гоген, Ван Гог…Вдохновлённые Японией» Место проведения выставки: Музей Кунстхаус Время проведения выставки: 20.02.2015—10.05.2015. Адрес Музея Кунстхаус: Хаймплац 1, город Цюрих, Швейцария Сайт музея Кунстхаус: www.kunsthaus.ch

Весенний выставочный сезон в Цюрихе проходит в дымке виртуального цветения японских сакур: в Музее Кунстхаус открылась выставка, посвящённая японским влияниям на европейское искусство во второй половине XIXв. Экспозиция из 250 картин, гравюр и эстампов даёт возможность проследить проникновение и распространение японской живописной эстетики в Европе.

У этого явления – японизма - хронологические границы размыты, стилистические характеристики тоже не отличаются чёткостью. Японскую культуру Запад впервые открыл для себя в середине XIXв. После того, как под давлением США Япония была вынуждена открыть свои границы для внешнего мира, в Европу начали завозиться японские товары и произведения искусства (цветные гравюры, фарфор, кимоно, ширмы), которые сразу же нашли своих ценителей. Увлечение Запада японским искусством вызвало к жизни целое направление в искусстве европейском, получившим в 1872г с лёгкой руки французского художественного критика Ф.Бюрти название «японизм» (или клуазонизм). Францию японизм покорил в 1870-х годах. Поэтому акцент выставки сделан на периоде между 1860 и 1910гг—начале и расцвете французского японизма.

Японский стиль сформировался и развился под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э). Исполненные в стилистике укиё-э (в переводе—«образы ускользающего мира»), японские гравюры на дереве, созданные такими мастерами, как Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро , произвели огромное впечатление на европейских художников. Плоскостно-декоративные композиции японских гравюр с их необычными ракурсами нарушали принятое в европейской живописи построение пространства и объёмов. В подражание японской гравюре, европейские художники начали обводить каждую фигуру в картине контурной линией рисунка и окрашивать соответствующим локальным цветом.

Лаконичные, красочные, композиционно выверенные изображения японских гравюр стали источниками вдохновения и отозвались в картинах многих импрессионистов и постимпрессионистов, которые своим творчеством определили главный смысл и главные достижения французской живописи второй половины XIXв—Клода Моне, Пьера Боннара, Поля Гогена, Ван Гога и Матисса.

Клод Моне «Гора Колсаас, Норвегия» (1895)

В некоторых работах К. Моне прослеживается явное влияние гравюр Хокусая (в частности, знаменитой гравюры «Красная Фудзи»), в которых для передачи пространства использовались наплывающие друг на друга плоскости, размещённые на разных участках картины, и сильное смещение главного объекта в сторону от центра картины. Последние 25 лет своей жизни Клод Моне, уже известный художник, прожил в деревушке Живерни недалеко от Парижа. Увлечение Моне гравюрами Хиросиге с видами японских садов, побудило художника воссоздать в своём поместье одну из гравюр, изображающую изогнутый дугой мостик через небольшой канал. Потом этот пейзаж художник запечатлел в своих знаменитых картинах.

Клод Моне «Мост над прудом с водяными лилиями» (1899)

Сильное влияние японской гравюры на творческую манеру Ван Гога начало проявляться с 1887г, после переезда художника в Париж. Японские эстампы были дёшевы и доступны, и Ван Гогу удалось собрать коллекцию из 200работ, которыми он украсил стены своей комнаты. Эти прозрачные по цвету и наполненные радостью изображения вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм. Одной из самых «японских» работ Ван Гога стал его этюд «Куртизанка», навеянный, возможно, гравюрой Утагава Йоситора.

Ван Гог «Куртизанка»

Увлечение искусством Японии, которое охватило французских художников после нескольких парижских выставок японской гравюры, оказало сильное влияние и на Поля Гогена. Переосмыслив принципы японской живописи в соответствии со своими замыслами, Гоген пробовал создавать картины в духе того времени—полностью игнорируя линейную перспективу.

Поль Гоген «Натюрморт со щенятами»

Присущие японизму природные мотивы (животные, насекомые и растения) до сих пор проявляются в европейском искусстве: и в наше время многие дизайнеры используют характерные для японского искусства цвета и узоры. Японские арт-традиции завоевали прочные позиции во французском декоративном искусстве, став частью концепции модерна XXв.

автор: Людмила Велигорская

 

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.