Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения Print

название выставки: «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»
где проходит выставка: Третьяковская галерея, Москва, Россия
время проведения выставки: 7 октября 2015 — 17 января 2016 года
адрес: Москва, Крымский Вал, 10, залы 60–62, 80–82

7 октября 2015 года в Третьяковской галерее открывается выставка произведений Валентина Серова. Специалисты уже назвали ее самой ожидаемой в этом году. Экспозиция занимает три этажа нового здания Третьяковки и включает 250 работ. Специально к этой выставке был создан промо-сайт, который рассказывает, что будет представлено посетителям.

Работы из своих собраний предоставили 25 российских музеев (включая ГМИИ имени Пушкина, Русский музей), четыре зарубежных — Музей Орсе (Париж), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии (Копенгаген), Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Республики Беларусь и девять частных коллекционеров.

Впервые будут показаны три этапных работы Серова: портрет Александра III , хранящийся в Копенгагене, и два женских портрета — из Национального музея Армении и парижского Орсе. Также можно будет увидеть оформленный Серовым занавес для спектакля дягилевской труппы «Шахерезада», графику, но все же основу экспозиции составят известные полотна — «Девочка с персиками», портрет Иды Рубинштейн и другие.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. Он прожил всего 46 лет. Сегодня же в его честь названы улицы, а его работы продаются на аукционах за десятки миллионов долларов.

Как пишет официальный сайт Третьяковской галереи: «Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

Исключительная одаренность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Жанровый диапазон его работ разнообразен и включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации. Но главное — Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков».

Относительно работы Валентина Александровича над портретами приведем еще одну цитату, на этот раз из «Монографии художника Валентина Серова»: Одна особенность портретных замыслов Серова достойна внимания — исключительное разнообразие поз, неповторимость положений, посадок, поворотов, жестов. Люди все различны, почему коренным образом различна должна быть и построенность портретов… Серов берёт свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого ни одну из прежних, и так, как он находил это для неё наиболее характерным. Поэтому он сажает Ванду Ландовскую таким образом, чтобы её посадка, движение, наклон были для неё наиболее выразительными. Для портрета А. К. Бенуа берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения её лица, глаз и ужимки, а Семёнова-Тян-Шанского сажает по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.

Перед началом большого, волнующего портрета Серов долго обхаживает свою модель, наблюдая её в жизни в различных условиях и обстановке — дома, в концерте, в гостях, на улице. Он делает обычно наброски в альбоме, намечающие общую идею портрета…

Не всё и не всегда ему удается. Он мечтал о большом портрете Шаляпина, в котором был бы передан весь многогранный облик его великого друга… он делает угольный рисунок во весь рост, в величину натуры. Им он недоволен: это только небольшая часть Шаляпина, а он задумал дать его всего. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта.

Из числа рисунков последнего года жизни, в которых видно всецело захватившее Серова стремление к упрощённости средств выражения, не последнее место должно быть отведено рисунку полуфигуры юной девушки, М. А. Ливен.

Но самым ярким примером стилевых исканий может служить известный портрет обнаженной Иды Рубинштейн». Игорь Грабарь

Остановимся подробнее на портретах кисти Валентина Серова, которые можно будет увидеть на выставке.

«Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея

девочка с персиками

На портрете изображена Вера Мамонтова, старшая дочь знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Портрет был написан в столовой усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее. Сам художник так отзывался о своей работе: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров»

А, собственно, «девочка с персиками» выросла, вышла замуж за московского губернского дворянства А.Д. Самарина, родила троих детей, но в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла.

Портрет Иды Рубинштейн, 1910, Русский музей

ида рубинштейн

В этом портрете нашла отражение тема «жизни напоказ», увлекавшей художника в поздний период творчества. На картине, написанной в 1910-м году в Париже изображена Ида Рубинштейн — знаменитая танцовщица и актриса, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики. Серов увидел Рубинштейн на парижской сцене и нашёл в ней воплощение Древнего Востока. «Монументальность есть в каждом её движении, — восхищался художник, — просто оживший архаический барельеф». Интересно, что был отрицательно воспринят рядом художников, в частности, Ильёй Репиным. Картина была выставлена на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 г. и был назван Репиным «базар декадентщины».

Вскоре после того, как был написан, портрет приобрели в собрание Русского музея. Дочь художника, Ольга Валентиновна Серова, писала в своих воспоминаниях: «Она была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал».

Портрет княгини Ольги Орловой, 1910-1911, Русский музей

портрет орловой

На картине изображена княгиня Ольга Константиновна Орлова (1873—1923) - жена начальника Военно-походной канцелярии, генерал-майора князя В. Н. Орлова.

Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. И «хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. О. К. Орлова изображена в претенциозной позе: непропорционально большая шляпа, обнаженные плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество».

 Эта ирония пронизывает многие портреты художника Серова. «Он умел тиранить свою модель. Многие позировали по 100 сеансов. А в результате он находил то, что, может, они пыталась прятать при жизни. Вот некие стороны характера на полотне проявлялись», - рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.

Возвращаясь к выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника, напомним, что эти и многие другие, не менее интересные работы Валентина Серова можно будет увидеть в Третьяковской галерее до 17 января 2016 года.

 

Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико

Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико

название выставки: «Метафизические прозрения», Джорджо де Кирико
где проходит выставка: Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, залы 80-82,

Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве

Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве

Парижские музеи Орсе и Оранжери договорились о тесном сотрудничестве с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Их первым общим

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.