Стефан Цвейг по праву считался гениальным австрийским мастером психологической новеллы, признанным мастером романизированной биографии и автором любимого многими романа о пронзительной истории неразделенной любви. И во всех его новеллах, биографических историях и, конечно же, единственном законченном романе "Нетерпение сердца" - множество интересных мыслей, взглядов. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.
-
"Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их". — Нетерпение сердца, 1938, перевод Н. Н. Бунина.
-
Каждая тень, в конечном счете, тоже дитя света, и лишь тот, кто познал светлое и темное, войну и мир, подъем и падение, лишь тот действительно жил.
-
В опьянении чувств … она может в кратчайший миг узнать жизнь во всей полноте. чтобы потом, отрешившись от страсти, снова впасть в пустоту бесконечных лет.
-
Чем добросовестнее изучаешь источники, тем с большей грустью убеждаешься в сомнительности всякого исторического свидетельства … ни тщательно удостоверенная давность документа, ни его архивная подлинность еще не гарантируют его надежности и человеческой правдивости.
-
Все запутанное по самой природе своей тяготеет к ясности, а все тёмное — к свету.
-
Только благодаря страсти, убившей в ней все человеческое, имя ее еще и сегодня живет в стихах и спорах.
-
Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом.
-
Такова уж природа человека, что, оказавшись между двумя лагерями, двумя идеями, спорящими, быть или не быть, он не может устоять перед соблазном примкнуть к той или другой стороне, признать одну правой, а другую неправой, обвинить одну и воздать хвалу другой.
-
Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена.
-
Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего.
-
Хочешь мира — готовь его, готовь, не щадя своих сил, каждый день твоей жизни, каждый час твоих дней.
-
Гений человека всегда одновременно и его рок.
-
Состариться — значит избавиться от страха перед прошлым.
-
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
-
Сомнение — это злейший враг человеческого знания.
-
Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.
-
Самая высокая, самая чистая идея становится низкой и ничтожной, как только она дает мелкой личности власть совершать ее именем бесчеловечное.
-
Когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это ни что иное, как союз против повара.
-
Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив… Будьте осторожны с живописными людьми.
-
Нет более безнадёжного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, чем живописать однообразие.
-
Нет вражды страшнее, чем та, которая возникает, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.