Исаак Башевис-Зингер как-то назвала Кнута Гамсуна отцом модернистской литературы. Но его смело можно назвать также и отцом постмодернистской литературы. После выхода в свет в 1890 году романа «Голод», Кнут Гамсун дал жизнь первому в серии романов, предполагающих всё: от ужасающей абсурдности Кафки до сухой апатии экзистенциалистов, и даже автобиографические исследования Чарльза Буковски.
Несмотря на это, Кнут Гамсун сейчас считается писателем, которого старается избегать литературный истеблишмент. И не потому, что его книги со временем утратили свою значимость, а из-за его крайне правых политических взглядов, которые пришли ему в голову во время Второй мировой войны. Тогда он открыто поддержал Гитлера и норвежское нацистское марионеточное правление.

Мы не будем защищать политические взгляды Гамсуна. Он не только предал свою страну, но, что важнее, человечество в целом, и заслуживает каждую минуту презрения, которые на него свалились. Но литература Гамсуна это совсем другое дело. Хотим мы этого или нет, но игнорировать значимость работ Кнута Гамсуна просто нелепо. Он сыграл важную роль в литературной эволюции, и отрицание этого лишь усложнит ваше восприятие других писателей и литературы в целом.
«В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества»
Максим Горький, 1928 год
Что касается литературной эволюции Гамсуна, очень трудно описать, что именно пришло за писателем. В отличие от любого другого писателя, Гамсун, кажется, возник совершенно сформированным, свободным от любой задаваемой литературой традиции и даже явного влияния. Кнут Гамсун родился в бедной семье в сельском районе Норвегии, будущий писатель занимался самообразованием, но ему не доставало социального и интеллектуального фона, который часто ассоциировался с европейскими писателями того времени. Он начал писать с 17 лет. После долгого периода написания юношеских произведений, к тридцати годам Гамсун нашел свой истинный голос, который не был похож ни на что известное до этого.

По словам Гамсуна, в литературе в те времена преобладали старательно прописанные тома, заполненные разговорами в гостиной и высокопарной прозой, в которой было мало психологического и эмоционального содержания. Гамсун выступал против такой концепции. Используя стиль, который был бы бескомпромиссным и на удивление лирическим, он писал небольшие истории, часто от первого лица, построенные больше на запутанности, чем на действии, противоречивые и зачастую содержащие брутальные махинации человеческого сердца и разума. Как результат, появилась серия захватывающих психологических романов, которые поразили как критиков, так и писателей.

«Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, а подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поёт птица, как растёт дерево. Все его отступления, сказки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподражаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непринуждённый и несколько растрёпанный разговорный язык, которым он как будто бы рассказывает свои повести, один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка».
Александр Куприн, «О Кнуте Гамсуне», 1907 год
Некоторые спорят с тем, что Кнут Гамсун создал свои лучшие произведения в первой половине своего творчества, когда были написаны романы «Мистерии», «Пан», «Виктория» и вышеупомянутый «Голод». В этом есть доля правды. С возрастом Кнут Гамсун стал отворачиваться от многих своих инноваций и начал писать эпосы в традициях таких писателей как Толстой и Достоевский. И, тем не менее, в течение этого позднего периода творчества Гамсун создал несколько замечательных произведений, включая романы «Плоды земли», за который он удостоился Нобелевской премии в 1927 году, и «Круг замкнулся», преступно недооцененное размышление о значении работы и жизни, которое является одной из истинных жемчужин западной литературы.

В последние десятилетия жизни Гамсуна его политические взгляды, которые на протяжении многих лет тяготели к правым, выкристаллизовались в странном видении «пан-Тевтонского единства» и достигли своего идеала в поддержке нацистской партии, что привело к падению писателя как общественного человека. Как бы это до сих пор не было грустно для многих, это всё же не отменяет значимости Гамсуна как писателя и его влияния на следующее поколение писателей.
Роман, в современном понимании, во многом состоит сегодня из того, что вложил в него Кнут Гамсун, и никакие концепции этого уже не изменят. Сегодня книги Гамсуна и его имя постепенно возвращается в литературную среду, оставляя его политику позади, где ей и место.
автор: Елена Яковлева