Голландский живописец Винсент Ван Гог незадолго до своей смерти написал портрет доктора Поля Гаше (который следил за здоровьем художника на склоне его жизни), с веточкой наперстянки (из которой он приготовлял для художника лечебное снадобье). Через 100 лет после написания портрет был продан на аукционе «Кристис» - 15 мая 1990 года - за рекордную сумму в 82,5 млн долларов. На протяжении следующих 15 лет картина возглавляла список самых дорогих картин (из выставляемых на продажу).
Мы уже рассказывали о 10 самых дорогих картинах мира. Сегодня же мы остановимся подробнее на одной из них: «Портрете доктора Гаше» кисти Ван Гога.
Ван Гог писал множество портретов. Во время своего пребывания в Боринаже и в Северной Голландии он сделал много рисунков силуэтов и лиц. Одним из них стал и портрет доктора Гаше.

История написания картины следующая. По приезде Ван Гога вОвер-сюр-Уаз 20 мая 1890 года, его ожидал доктор Гаше, взявшийся обеспечить ему врачебный уход. Он принимает Ван Гога очень сердечно, но художник — как указывает написанное в этот же день письмо к брату — сохраняет определенную сдержанность: «Видел доктора Гаше, который произвел на меня впечатление эксцентрика. Его врачебный опыт помогает ему сохранять равновесие и бороться с нервной болезнью, которую, я уверен, он терпит в не меньшей степени, чем я».
Доктор Гаше в свободные минуты пробует приобщиться к живописи и графике, кроме того, он является коллекционером произведений искусства. Владеет, между прочим, «очень хорошим Писсаро» и «двумя красивыми букетами Сезанна».
Несколькими днями позже мнение Ван Гога о докторе улучшится: «Он кажется мне очень рассудительным, верю, что наконец мы станем друзьями». Чтобы отблагодарить за угощения, на которые Гаше постоянно приглашает Ван Гога, Винсент увековечивает хозяина на полотне. Он пишет об этом брату: «Я недавно написал портрет доктора Гаше с печальным выражением лица, столь характерным для нашего времени...»
Так появилось два портрета доктора Гаше.
После смерти Ван Гога картина в наследство перешла его сестре, которая, в свою очередь, в 1897 году продала её частному коллекционеру. Картина несколько раз переходила из рук в руки, пока её не приобрёл в 1911 годуШтеделевский художественный институт. Картина пребывала во Франкфурте-на-Майне до 1937 года. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, картину снимают с выставки и переносят в хранилище музея. В 1937 году на волне кампании по избавлению от так называемого «дегенеративного искусства», картина была конфискованаИмперским министерством народного просвещения и пропаганды. В 1938 году Герман Геринг продал картину дилеру произведений искусства в Амстердам, а тот, в свою очередь, перепродал её частному коллекционеру Зигфриду Крамарски, который бежал во время войны вместе с ней в США. В дальнейшем картина часто выставлялась в музееМетрополитен.
В 1990 году семья Крамарски выставляет картину на аукцион, где она была продана за рекордную сумму (82,5 млн долларов) японскому магнату Рёэй Сайто, который в свою очередь после покупки вызвал сильный скандал, высказав намерение кремировать полотно вместе с ним после его смерти. Хотя позднее скандал удалось замять, под предлогом того, что данные слова были сказаны от сильно эмоционального переживания (по другим данным — дезинформация, намеренно пущенная для проверки подлинности картины). В 1996 году, после смерти владельца, картина была продана в международный инвестиционный фонд, который, в свою очередь, вскоре продал её в «неизвестные руки».
Вторая версия в настоящее время находится в Музее Орсе в Париже.
автор Галина Малашенко