Джузеппе Арчимбольдо - художник, которого можно запросто принять за нашего современника, или, как минимум, за представителя авангарда начала ХХ века. Однако, Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году...
на фото: автопортрет Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году в Милане, в семье художника. В ранний период творчества занимался разработкой эскизов для витражей Миланского собора, а также выполнил целый ряд картонов для шпалерной мастерской.
Джузеппе Арчимбольдо - "Арт-директор" и "event manager" из XVI века
В 1562 году Арчимбольдо перебрался в Вену, где поступил на службу в качестве придворного художника при дворе императора Максимилиана II. В последующие годы служил при пражском дворе его преемника, Рудольфа II, императора из династии Габсбургов. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий, разрабатывал и создавал прекрасные фонтаны, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных праздников для аристократии, учёных и художников. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
Однако, главной обязанностью Арчимбольдо было писание королевских портретов, а также приведение в порядок и украшение знаменитого «Кабинета», в котором размещалась коллекция картин и всевозможных редкостей или, как их называли в те времена, курьёзов. Один из современников, видевший это собрание, слывшее лучшим в Европе, упоминает «вазы в виде животных и драконов, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, корень мандрагоры». Возможно, именно в «Кабинете» черпал Арчимбольдо своё вдохновение.
Символические портреты и картины-перевёртыши
До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Особый интерес представляют картины-перевертыши, меняющие при повороте на 180 градусов не только жанр, но и смысл изображения: бравый повар оборачивается запеченной мясной снедью, а толстый добродушный садовник – миской с овощами. Лица стилизованы, искусное размещение элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени.

на фото: картина "Овощи в миске или садовник" (также "Овощной садовник"), 1587-1590, Городской музей Ала Понцоне, Кремона, Италия
Большинство полотен Арчимбольдо — ярчайшее воплощение маньеризма, когда форма подчас намного затейливее содержания. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ, и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж. Из самых разных предметов — плодов, цветов, овощей, дичи, книг и множества других — он составляет аллегорические образы стихий, времён года, профессий. В его картинах образ человека сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части — и, наоборот, из разрозненных предметов составляется очень отчетливая внешность и иногда даже характер. Этот калейдоскоп увлекателен и в то же время немного пугает. Почему? Возможно, потому, что лица эти часто гротескны, может, потому, что, по словам Ж. Ф. Гийу, возникает ощущение
«словно при виде пожираемой червями падали: роение, кишение жизни, питающейся распадом другой жизни».
Есть разные гипотезы насчет того, были ли эти фантастические портреты иллюстрацией идей натурфилософии, популярных в то время при дворе, или же они - всего лишь плод воображения художника. Как бы то ни было, а портреты-аллегории Арчимбольдо пользовались у современников столь большим успехом, что породили множество подражаний, получивших название «арчимбольдесок».
на фото: картина "Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590, Замок Скоклостер, Стокгольм
В 1587 году, после одиннадцати лет службы при дворе Рудольфа II, Арчимбольдо возвратился в родной Милан, однако его связь с императором не прервалась. В 1592 году он послал своему бывшему патрону его портрет в виде Вертумна – античного бога плодородия и перемен, который привел Рудольфа в восторг. Портрет был выполнен все в том же аллегорическом стиле: весь образ был собран из даров природы: плодов, цветов и злаков. «Вертумн» − последняя работа художника, дошедшая до нас: год спустя его не стало.
Временное забвение и новый виток славы
При жизни успешный и знаменитый художник, Арчимбольдо был практически забыт сразу после своей смерти. О нем вновь заговорили только в конце XIX столетия, а шумный успех и признание вновь вернулись к нему лишь в 1930-1940 годы на волне скандального интереса к творчеству сюрреалистов, провозгласивших его своим предтечей наряду с Иеронимом Босхом. Кроме того, одна из его картин («Библиотекарь») считается триумфом абстрактного искусства XVI столетия.
на фото: картина "Библиотекарь", 1566, Замок Скоклостер, Стокгольм
Сегодня его работы можно увидеть в Парижском Лувре, в Замке Скоклостер в Стокгольме, а также в Музее истории искусств в Вене, в других музеях. Некоторые из них украшают частные собрания Швейцарии, Франции и Австрии.
автор: Юлия Каминская, галерист