Божественный Микеланджело. Бюст Брута. Капелла Паолина Print

“Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдёшь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы”. [Вазари.]

Микеланджело-скульптор всегда оставался верным своему призванию. Даже в годы напряженнейшей работы над фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле он нашёл силы и время для создания бюста Брута – одного из самых значительных и ярких образов гражданского звучания во всём искусстве эпохи Возрождения.

Бюст был заказан в 1537 – 1538 гг. другом Микеланджело Донато Джанотти, гуманистом республиканских убеждений, боготворившим Микеланджело и которого Микеланджело увековечил в этом образе. И опять Микеланджело не побоялся заявить о своих республиканских настроениях и своей системе ценностей, вложив их в образ Брута. Антитиранические мысли и чувства Микеланджело проявились так ясно, а идейная окраска была такой очевидной, что друзья убедили Микеланджело прекратить работу над бюстом. Риск подвергнуться гонениям за такое произведение значительно превышал возможность уцелеть в то опасное время – период формирования абсолютизма, нового типа имперской власти в Западной Европе в XVI веке.

Божественный Микеланджело. Бюст Брута

Возможно, бюст Брута был откликом Микеланджело-республиканца на убийство очередного тирана Флоренции – герцога Алессандро Медичи, которого в 1536 году заколол его родственник Лоренциано, ставший для свободолюбивых флорентийцев новым Брутом. В убийстве тирана Микеланджело видел надежду на восстановление республики. Это была надежда, но не гарантия. В действительности же смерть Алессандро Медичи не привела ни к каким общественным изменениям.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Бюст Брута

 

После завершения фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле, Микеланджело решил вернуться к работе в ещё незаконченной усыпальнице папы Юлия II – его извечной головной боли. Но папа Певел III властно вмешался в планы Микеланджело, потребовав расписать его домашнюю ватиканскую капеллу Паолина.

Капелла Паолина находится в апостольском дворце Ватикана, вне ватиканских музеев, и располагается рядом с личными покоями Папы Римского. Название капеллы объясняется тем, что она была возведена для папы Павла III.

Божественный Микеланджело. Капелла Паолина

Капеллу начали строить в стиле ренессанс в 1537 году во время понтификата Павла III по проекту архитектора Антонио де Сангалло. Похоже, с самого начала оформление капеллы папа Павел III предназначал для Микеланджело. Но занятый созданием «Страшного суда» в Сикстинской капелле, Микеланджело смог приступить к росписи капеллы только в 1542 году. Роспись Паолины стала для 67-летнего Микеланджело синонимом кошмара из-за усиливающейся слабости и болезни, которые дважды заставляли его прекратить работу в 1544 и в 1546 годах.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Капелла Паолина

 

Микеланджело написал две фрески. Темы фресок: «Обращение Савла» и «Распятие св. Петра» свидетельствуют, скорее всего, о желании угодить заказчику: апостол Павел был небесным покровителем папы Павла III, а апостол Пётр – первым римским папой. Сначала была написана фреска «Обращение апостола Павла», для которой Микеланджело выбрал драматический момент явления Господа Савлу – жестокому гонителю христиан, после которого Савл, совершенно преобразившись, стал ревностным проповедником Христа и христианства даже за пределами Иудеи. Большая часть Нового Завета состоит из посланий Апостола Павла разным церквям и служителям.

Божественный Микеланджело. Фреска «Обращение Савла»

«Распятие Св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Во время правления императора Нерона Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году нашей эры. Согласно христианским преданиям, Нерон был первым императором, который не только организовал государственные гонения на христиан, но и казнил апостолов Петра и Павла.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Фреска «Обращение Савла»

 

Божественный Микеланджело. Фреска «Распятие Святого Петра»

Апостол Пётр попросил распять себя головой вниз, потому что считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус. Это обстоятельство ставило многих художников в тупик – изображённая фигура распятого вниз головой Петра не только не усиливала трагизм происходящего, но иногда вызывала прямо противоположный эффект. Микеланджело блестяще решил эту проблему – он показал Петра перед воздвижением креста. Массивная фигура Святого Петра находится в центре композиции. И, что совершенно не характерно для художника, это единственная обнажённая фигура. Спокойно и решительно Пётр смотрит на зрителя, зная, что он – «камень», один из тех, на которых Христос воздвигнет свою Церковь.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Фреска «Распятие Святого Петра»

 

Божественный Микеланджело. Группа всадников на фреске «Распятие Святого Петра»

На левом краю фрески размещена группа всадников.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Группа всадников на фреске «Распятие Святого Петра»

 

На их лицах читается беспокойство и любопытство. Лицо человека в синем тюрбане напоминает лицо молодого Микеланджело, а повёрнутый к нему профиль командующего отрядом списан с друга художника Томмазо Кавальери (от итальянского «кавальери» – всадник).

Считают, что у одинокой печальной мужской фигуры в правом углу фрески лицо самого Микеланджело. В глубокой мрачной задумчивости, скрестив руки на груди, полуотвернулся он от группы вокруг Святого Петра.

Божественный Микеланджело. Правая нижняя части фрески «Распятие Святого Петра»

Насильно согнанные, покорные и пассивные зрители устрашающей казни Святого Петра совершенно бессильны перед жестокостью палачей и даже не пытаются выразить свои чувства, за исключением нескольких женщин на переднем плане, с ужасом следящих за приготовлениям к казни.

 микеланджело бюст брута капелла паолина обращение савла распятие святого петра
 Божественный Микеланджело. Правая нижняя части фрески «Распятие Святого Петра»

 

Для того, чтобы передать мучительный трагизм происходящего, художник выбрал необычную точку зрения сверху, резко разграничив две сферы – узкую полоску светлого неба и тяжёлую тёмную землю, где разворачиваются основные действия трагедии. Отсутствие пейзажа, кроме условного контура гор, помогает сосредоточить внимание зрителя на происходящих событиях и подчеркнуть их важность и драматизм.

Не только Паолинские фрески, но и позднее творчество Микеланджело в целом отмечено трагизмом и осознанием бренности бытия. Ценой огромного напряжения Микеланджело удалось закончить фрески в 1550 году. Папа Павел III умер годом раньше, но успел оценить мастерство художника. К сожалению, при всех достоинствах этих необычных фресок, их духовная насыщенность не получила должной оценки: их приняли лишь как «…всего-навсего произведения старого человека» [Вазари]. «Это были последние живописные работы и, как он мне сам говорил, с большим напряжением, ибо по прошествии определённого возраста живопись, и в особенности фресковая, становится искусством не для стариков» [Вазари].

Больше Микеланджело никогда не возьмётся за кисти и краски, хотя проживёт ещё 14 лет. Из четырёх муз, приветствовавших его рождение, муза живописи умолкла первой.

Время не пощадило последний шедевр Микеланджело-художника – сейчас фрески почти полностью разрушены копотью. Но туристам не приходится особенно сокрушаться по этому поводу, потому что капелла закрыта для общего доступа и используется Ватиканом. В капелле Паолина перед открытием конклава для выборов нового папы собирается коллегия кардиналов для совместной молитвы. Получив инструкции поведения во время конклава, кардиналы переходят в Сикстинскую капеллу, фрески которой свидетельствуют о немеркнущей славе их создателя.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: wikipaintings.org, overheardinthesacristy.net, artita.ru, world-art.ru, static.gcoins.net

Новые статьи из цикла “Божественный Микеланджело” Людмилы Велигорской – о поэзии и рисунках великого творца-художника Микеланджело – читайте на портале 2queens.ru в наших следующих материалах!

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.