Художник Георгий Якулов (1884-1928) жил и работал в эпоху авангарда, однако, своё творчество не относил к авангарду или какому-либо другому определённому направлению в живописи. Имел колоритный самобытный стиль, наиболее известен тем, что вошел также и в историю театра - как выдающийся театральный художник, удостоенный европейских наград в области декорирования и сценографии.
Жорж Великолепный
Армянин родом из Тбилиси, Георгий Якулов был чрезвычайно артистичен, увлекался поэзией, театром, умел производить впечатление и нравиться, за что в среде московской богемы получил прозвище «Жорж Великолепный». В своей квартире-мастерской в доме №10 на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, устраивал вечеринки, на которых собиралась творческая интеллигенция того времени - Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин (познакомившийся с Айседорой Дункан в мастерской Якулова), Алиса Коонен и Александр Таиров, Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, многие другие, в том числе, и прославленные маршалы: Семен Будённый, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.
Портрет Георгия Якулова, художник Петр Кончаловский, 1910, холст, масло, 176х143.
Дочь художника Петра Кончаловского, Наталья Кончаловская (являющаяся одновременно внучкой художника Василия Сурикова и матерью режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского), проживавшая с родителями всё в том же доме №10 на Большой Садовой, в своих мемуарах «Волшебство и трудолюбие» вспоминает:
«В те времена этажом ниже мастерскую занимал художник Якулов, друг отца. Образ его живет и ныне на портрете, написанном Петром Петровичем. Интереснейшая работа эта создавалась в эпоху «Бубнового валета» — общества молодых художников левого направления, искавших новые формы в рисунке и цвете.
Если наша семья жила общей, тесной жизнью, никогда не расставаясь, то нижние соседи наши — Георгий Богданович Якулов с женой Натальей Юльевной — были типичной богемой тех лет, богемой в положительном качестве этого понятия. Жили вдвоем. Жили на широкую ногу. Наталья Юльевна, худая, рыжая, элегантная, умная и обаятельная дама, очень подходила Георгию Богдановичу, небольшого роста армянину, франту и добрейшему товарищу. Дверь их мастерской была открыта днем и ночью, и там постоянно собирались художники, поэты, актеры и какие-то друзья из Армении. Во всех студиях были антресоли. На наших отец складывал уже законченные работы, а у Якуловых там была устроена спальня. Когда, бывало, мне приходилось забежать к ним поутру за какой-нибудь хозяйственной надобностью, то с антресолей высовывались две заспанные физиономии: иссиня-черного, еще не бритого Георгия Богдановича и ярко-рыжей, голубоглазой, белокоже-веснушчатой Натальи Юльевны. Над антресолями вился сизый дымок, а хозяева с папиросками в зубах выглядывали сверху: кто пришел?»
Георгий Якулов родился в многонациональном Тбилиси в 1884 году. Живописи с 1901 по 1903гг. обучался в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества, из которого был отчислен за систематические пропуски занятий, так как предпочитал обучаться по большей части самостоятельно и на дому. Со слов самого Георгия Якулова, он питал «страсть к импровизации, отрицал всякую учебу и навязывание себе чужого мировоззрения. Воспитанный в детстве на музыке и поэзии, стремился добиться в живописи умения выразить, прежде всего, свои эмоции» (Г.Б. Якулов. Автобиография. Гос. картин. гал. (ГКГ). Ереван, ф. 164, ед. хр. 360, с. 1 – 8, далее – «Автобиография Якулова»).
Теория разноцветных солнц
«Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, в Индии желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры...»
Георгий Якулов
С уходом из училища Якулов потерял право на отсрочку от воинской обязанности и его отправили служить в один из кавказских полков, где он соединял работу художника со службой солдата.
В свободное от воинской службы время Якулов много работал, наблюдал и изучал движение света, окрашивающего горы и долины, деревья и селенья в разные тона спектра.
В 1905 началась русско-японская война, Якулов был мобилизован и отправлен на Дальний Восток и дальше в Манчжурию, южнее Харбина.
«Смена контрастных впечатлений от “хладных гор Кавказа до маньчжурских сопок”, осевшая в сознании особенность здешних пейзажей с голубой полоской неба, “которая как радуга обрамляла силуэты гор, деревьев и зданий”, спиралеобразные вихри тайфунов, тонкая “линиарность” китайского искусства — все это способствовало рождению якуловской теории света, приведшей к идее о “разноцветном солнце”».
из книги «Георгий Якулов», Аладжалов С.И., Ереван, 1971, 319с.
Вопросы генезиса искусства захватили Якулова и он «стал строить теорию соотношения движения линий и цветов и тех психических особенностей в основных настроениях различных народов, которое ими вызываются, и построил для себя ту теорию происхождения стилей» («Автобиография Якулова»), которой оперировал в своем искусстве до последних дней.
Со слов Георгия Якулова, в 1905 он создал «Теорию разноцветных солнц», впервые прочёл её в Москве в 1906-07 годах в Обществе свободной эстетики, в 1913 году прочёл её в Париже художнику Роберу Делоне, который, как выяснилось, интересовался схожими проблемами в искусстве. Якулов и Делоне сблизились, и Якулов, когда бывал в Париже, всегда много общался с Робером Делоне и его супругой, художницей Сони Делоне.
В 1914 году Якулов изложил свою теорию в журнале «Альциона» в статье под названием «Голубое Солнце».
Участие Георгия Якулова в выставках
Вернувшись с русско-японской войны, в 1906 году Георгий Якулов выставляет на выставке «Московского товарищества» картину «Скачки», которая имеет большой успех (Якуловым в разные годы было написано несколько картин с названием «Скачки»).

«Скачки», Георгий Якулов, 1905 год, собрание ГТГ
Известный искусствовед и писатель Павел Муратов отозвался об этой картине следующим образом:
«Парадоксальный рисунок “Скачки” Г. Якулова проведен остро, художник интересно применил к своей теме цветные пятна китайских ваз».
Журнал «Весы», Павел Муратов
Отдельные композиционные построения картины — спираль и лестница — станут излюбленными декоративными формами в творчестве Якулова. Послушаем историю создания этого произведения от самого автора:
«Попав в Москву на скачки, я заметил движение толпы, обуреваемой азартом, напомнившим мне маньчжурский тайфун.
Соединив это впечатление с впечатлением от стеклянной ясности зеленого поля, карьера лошадей — я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая».
из книги «Автобиография Якулова»
После успеха «Скачек» Якулов в следующем 1908 году участвует в выставке «Венок» с целым рядом работ, которые получили, как писал художник в своей в автобиографии, одобрение Валентина Серова. Это были картины «Человек толпы», «Петухи», «Сухум под снегом», «Сад Эрмитаж», «Арабская симфония».
С этих пор началась профессиональная жизнь художника Георгия Якулова. Он участвует в многочисленных выставках, репродукции его картин печатают в журналах.
В январе 1909 года Якулов участвует в VI выставке «Союза русских художников», на которой экспонирует работы «Улица» и «Пожарная команда».

«Улица», Георгий Якулов, 1909 год, картон, масло, бронза. Национальная галерея Армении, Ереван
Он пишет одну из своих лучших картин, дав ей то же название – «Скачки», на которой изобразил проминку тонконогих скаковых лошадей со своими жокеями в разноцветных камзолах под солнцем.

«Скачки», Георгий Якулов, 1911 год, собрание ГТГ
Якулов сам был прекрасным кавалеристом и потому так метко скомпоновал характерные ракурсы всей кавалькады. Якулов ежегодно принимает участие в выставках, вначале «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников», а потом, вплоть до Октябрьской революции, в выставках «Мира искусств».

«Гуляние в парке», Георгий Якулов, 1910-е. Бумага, гуашь, перо. Собрание ГТГ
Роль Георгия Якулова в театральном искусстве
Однако наиболее прославился Георгий Якулов как театральный художник: он оформлял лучшие театральные постановки своего времени, был моден и популярен как сценограф, совершивший революцию в театральном оформлении. В 1927 году для дягилевской антрепризы Георгий Якулов оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар. Примечательно, что для «Стального скока» Якулов не только организовал сценическое пространство, но и написал либретто. К тому времени в его багаже уже имелись две высшие награды Всемирной выставки декоративного искусства, и казалось, что большая международная слава Якулова только начинается. Но всего через год с небольшим после парижской премьеры, в 1928 году, Якулов скоропостижно скончался в Ереване, куда уехал подлечиться и отдохнуть.
В 1967 году армянские художники основали «Общество друзей Георгия Якулова», которое, в частности, помогало выкупать произведения художника у коллекционеров на аукционах с целью создания коллекции произведений на исторической родине художника. Сегодня картины Якулова находятся в музеях Парижа, Москвы, Еревана и ряда других городов. Наиболее полная коллекция произведений Якулова хранится в ереванской картинной галерее.
При подготовке статьи использованы фрагменты книги «Георгий Якулов», написанной заслуженным деятелем искусств Армянской ССР Семёном Аладжаловым, знавшим Георгия Якулова лично и находившегося рядом с ним в последние годы творчества художника.
автор: Елизавета Мельниченко