Рафаэль Санти: «Донна Велата» и «Форнарина» Print

Рафаэль Санти считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Об истории создания портретов «Донна Велата» и «Форнарина» читайте в нашей статье.

В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Его талант  стал ценным призом для пап Юлия II и Льва Х и был поставлен прежде всего на службу Ватикану. В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, совершенно не считаясь с ограниченностью сил художника. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» - руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Художник был молодым, выносливым и сильным, но, безусловно, не клише на маниакального трудоголика Микеланджело. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Недостаток своих сил и времени он старался восполнить энтузиазмом своих учеников, в особенности, Джованни Пенни и Джулио Романо, которым часто принадлежит уже не только исполнение кистью, но и изготовление картонов поздних фресок Рафаэля. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь. Рафаэль был очень востребован, его предпочитали Леонардо, который редко заканчивал работы, и Микеланджело, отличавшегося взрывным характером. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой.

Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Своей внешностью и характером мать Рафаэля отвечала представлениям своего мужа, художника Джованни Санти, об идеальной женщине – Мадонне. Такой и изобразил он её с любовью на одной из стен дома во дворе семьи Санти – в образе Святой Девы с младенцем на руках. Прекрасное композиционное решение, нежный профиль Мадонны и тонкое выражение грусти долгое время давали повод сомневаться в авторстве Джованни Санти, а картину вместо отца приписывали его знаменитому сыну – Рафаэлю. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её.

«Мадонна с младенцем», Джованни Санти

С большой вероятностью можно предположить, что мать Рафаэля внесла свою лепту в образование художника. Новое гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения предоставило женщине право на формирование своей индивидуальности. В родительском доме женщина теперь получала такое же образование, как и мужчина, а часто – даже более широкое. Это дало женщине эпохи Возрождения возможность вносить в дом свой личный вкус, взгляды и влияние.

По свидетельству современников, Рафаэль был наделён мягким и женственным характером, чуткой восприимчивостью и милосердием. Своей мачехе Бернардине, у которой вскоре после смерти Джованни Санти родилась дочь Елизавета и приложившей немало сил, чтобы отсудить у Рафаэля оставленное отцом наследство, художник назначил содержание из своего наследства. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни, и поэтому умер в бедности». Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой, именем Рафаэль из Урбино; это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый».

Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Объединяет портреты не только высокое мастерство исполнения, но и проступающая индивидуальность модели. На главный вопрос – кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина –  легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище – Форнарина. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIIIXIX веках. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески  «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Это было начало романа 30-ти  летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей  -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств, иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. В 2005 году итальянский учёный Маурицио Бернарделли Куруз попытался открыть человека за завесой легенды. Он предоставил свои доказательства того, что Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной Маргарите Лути, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены – Марией. Имя безвременно умершей в 1514 году Марии упоминается на памятной доске рядом с захоронением великого художника в римском Пантеоне. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах  -«Донна Велата» и «Форнарина». Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками», и их носили замужние женщины. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым, именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Противникам версии существования Форнарины эти доказательства представляются сомнительными. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация, и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». В качестве действительно убедительного аргумента используется период создания картин: ко времени своего знакомства с Форнариной, Рафаэль уже завершал эти две итоговые в его творчестве картины. А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» - это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Ведь сам художник говорил, что для того, чтобы написать красавицу, ему нужно было видеть много красавиц. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше. Поэтому, суть событий на протяжении веков была и останется тайной, а некоторые вопросы останутся без ответов.

«Донна Велата», Рафаэль Санти

В 1514 – 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство, и по праву признана одной из лучших в живописи. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало. Интересный факт: долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Но это не более, чем предположение. Сам Рафаэль признавался, что все его живописные символы идеальной женской красоты складываются из множества жизненных впечатлений. В качестве цветовой доминанты художник использовал белый тон одежды, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа портретируемой. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.

В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины, имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Легендарная натурщица и возлюбленная художника, чьё существование до сих пор не подтверждено окончательно, хоть эта история длиной в полтысячи лет. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, было установлено исследователем Антонио Валери только в XIX веке. Валери нашёл его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы, где послушница была записана как вдова художника Рафаэля. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.

«Форнарина», Рафаэль Санти

Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур, изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника.

Впервые портрет обнажённой женщины упоминается со слов человека, который видел его в коллекции Сфорца Санта Фьора, а с 1642 года картина находится в фондах римской галереи Барберини. После недавно проведённого рентгеновского исследования выяснилось, что изначально Рафаэль изобразил пейзажный фон, который позже был заменён миртовым деревом. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно.  Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». В 1520 году, после смерти Рафаэля,  Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».

«Форнарина» Джулио Романо

Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины»: прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Его использовал французский художник  XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» и художник Франсуа Пико в своей картине с таким же названием.

«Рафаэль и Форнарина», Энгр

Фото из открытых источников

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ

Татьяна от 16 января 2017 г. 2:11

Форнарина и Донна Велата были написаны с разных натурщиц.  Сравните хотя бы их уши.  Совершенно разная форма

Татьяна от 16 января 2017 г. 2:11

Форнарина и Донна Велата были написаны с разных натурщиц.  Сравните хотя бы их уши.  Совершенно разная форма

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.