Рафаэль Санти: “Флорентийский” период Print

В 1504 году Рафаэль был на пути во Флоренцию, увозя с собой сделанный в дороге рисунок – вид Урбино. Тогда он ещё не знал, что пройдёт совсем немного времени, и название родного города будут прилагать к его имени как свидетельство известности.

Рафаэль Санти. Флорентийский период

К концу XV века Флоренция – интеллектуальный, шумный, плотно заселённый город, достигла высшей степени расцвета и была самой сильной выразительницей национальных интересов. Благодаря этому она стала колыбелью искусства, знания, гражданской и политической свободы, а язык Тосканы, благодаря Данте, стал языком всей Италии. Флоренция стала очагом бескровной мирной революции, которая посредством усилий гуманистов, гениальных мастеров искусства, поэтов и учёных открыла источник новой жизни для Италии и всего мира, породила поклонение красоте и дала толчок развитию христианских воззрений. У современников Рафаэля понимание красоты было так тонко развито во Флоренции, что умирающий художник Нанни Гросси отстранил поданное ему распятие, попросив заменить его другим, работы Донателло. Гросси сказал, что умер бы в отчаянии, если бы в последнее мгновение жизни видел плохо исполненное произведение искусства.

рафаэль автопортрет флорентийский период

Рафаэль Санти. Флорентийский период

на фото: Рафаэль, автопортрет

В это время Флоренцию справедливо называли “итальянскими Афинами”. Она хранила память о великих флорентийцах: поэтах-учёных Данте, Бокаччо и Петрарки, Пульчи и Аретино, гуманиста Никколо Никколи, художниках Джотто, Таддео Гадди, Мазаччо, Фра Бартоломео, скульпторах Пизано, Брунеллески, Гиберти и Донателло. «Звёздный» список блестяще завершали Леонардо да Винчи и Микеланджело. “Во Флоренции достигли большего, чем где-либо, совершенства во всех искусствах, и в особенности в живописи,” – констатировал Вазари, современник Рафаэля и первый его биограф.

Переезд во Флоренцию, которая жила под лозунгом того века “Видеть и наслаждаться” и предлагала духовный гедонизм, сыграл огромную роль в становлении Рафаэля. Этот “флорентийский период” (1504-1508 гг.) всегда оставался для него лучшим временем жизни, когда он мог вполне насладиться своей независимостью, флорентийскими сокровищами искусства, прекрасной природой и залитым солнцем городом, весёлой жизнью и своей молодостью – ему был 21 год.

Безусловно, Рафаэлю невозможно отказать в таланте, но во Флоренции – столице искусства, молодому художнику было весьма сложно обратить на себя внимание. Флорентийцы не видели произведений Рафаэля, его “Мадонна Конестабиле”, которая теперь признана шедевром, была им неизвестна. Надежды Рафаэля на получение престижного заказа не оправдались. Не помогло и рекомендательное, с умело срежиссированными просьбами, письмо сестры герцога Урбинского, Иоганны делла Ровере, к гонфалоньеру Флоренции Пьетро Содерини. В письме герцогиня Ровере даже вспомнила отца Рафаэля, превознося его высокие достоинства, и убедительно просила оказывать молодому художнику содействие и покровительство, как это было бы сделано для неё самой. К сожалению, план Рафаэля перестроить мир под свои желания не сработал. Но молодой художник не собирался заказывать панихиду по несостоявшимся надеждам – он нуждался во всём, кроме энтузиазма. Он энергично взялся за работу и, благодаря своей восприимчивости, стал развивать талант и знания, изучая работы и стиль великих мастеров. Рафаэль хотел самостоятельно преодолеть влияние Перуджино, манера которого теперь казалась ему “слишком точной, сухой и слабой”.

Главными действующими лицами того периода, вне всякого сомнения, были Леонардо да Винчи и Микеланджело, вернувшиеся во Флоренцию в надежде на новые творческие возможности, которые предоставлял Пьетро Содерини. У Леонардо Рафаэль учился единству композиции и компактным композиционным формулам, удаляя лишние детали и плотно группируя фигуры. Следуя методам Леонардо да Винчи, Рафаэль изучал анатомию и много работал с натуры.

Не скрывал молодой художник и влияния Микеланджело. Он говорил, что “особенно благодарен Богу за то, что он дал ему счастье родиться при жизни такого великого мастера”. У Микеланджело Рафаэль учился передавать весь диапазон человеческих чувств и эмоций с помощью человеческого тела, его сложных поз и ракурсов. Человеческие натуры самих же художников были настолько несхожими, что даже с большой натяжкой их непростые отношения можно было бы назвать дружескими. Но Микеланджело в силу своего благородства никогда не позволял себе очернить соперника, и был самым беспристрастным судьёй его произведений.

Однажды Рафаэль написал на заказ несколько фресок. По предварительному соглашению работа оценивалась в 500 экю, но Рафаэль потребовал вдвое больше. Возмущённый заказчик назвал сумму в 1000 экю “безумным капризом”. В ответ Рафаэль предложил вызвать экспертов, которые засвидетельствовали бы “умеренность его притязаний”. Заказчик решил воспользоваться неприязненным отношением Микеладжело к Рафаэлю и пригласил для оценки работы Рафаэля именно Микеладжело. Но ему не удалось навязать великому Буонарроти своё мнение: увидев, как хороши фрески, Микеланджело указал пальцем на голову сивиллы и сказал, что только эта одна голова стоит не меньше 100 экю, а остальное – не хуже. Отзыв Микеладжело вынудил заказчика уплатить Рафаэлю 1000 экю.

Серьёзно изучал Рафаэль и творчество Мазаччо, остававшегося непонятным почти полстолетия – настолько его талант опередил своё время. Немало молодой художник взял и от Фра Бартоломео, который возглавил флорентийскую живописную школу после почти одновременного отъезда Микеланджело и да Винчи из Флоренции. Именно под влиянием работ Фра Бартоломео в творчестве Рафаэля появились черты монументальности.

автор: Людмила Велигорская

Продолжение материала о “Флорентийском периоде” в творчестве Рафаэля Санти читайте на портале 2queens.ru – в следующих материалах Людмилы Велигорской!

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.