Рафаэль Санти был непоколебим в своей любви к Мадоннам и известен, в первую очередь, картинами с изображениями Мадонн. Мадонны римского периода – это уже отдельная история успеха художника. О Мадоннах римского периода Рафаэля: «Мадонна делла Седиа», «Мадонна дель Импанната», «Мадонна ди Фолиньо» читайте в нашей статье.
Со времён Средневековья Церковь была эпицентром культурной и политической жизни Италии, а ключевой фигурой для верующих был папа. В растущем беспокойном мире потребность в духовном была очень высокой. В битве за умы и сердца итальянцев огромную роль играло искусство, которое должно было направлять поведение людей в русло церковного мировоззрения. На верующих воздействовали посредством всех органов чувств; зрение было занято прекрасными картинами и скульптурами религиозного содержания. Любые мифы и истории получали идеологическую окраску и рассказывались с помощью самых выразительных художественных средств. Это был беспроигрышный вариант влияния, потому что осуществлялся он выдающимися живописцами и скульпторами, чей талант был поставлен на службу Церкви. Рафаэль входил в это число.
Художник был непоколебим в своей любви к Мадоннам и известен, в первую очередь, картинами с изображениями Мадонн. Его Мадонны, будучи по сути своей идеологически окрашенными произведениями – иконами, в то же время являются портретами, взывающими к сознанию и милосердию, потому что в них вложены воспоминания о рано умершей матери. Мотив матери и ребёнка повторяется во многих картинах художника. Но если флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные в своём безмятежном покое женщины, обнимающие своих младенцев, то Мадонны римского периода – это уже отдельная история успеха художника. Образ Мадонны получает новую трактовку: настроение идиллии и ясной гармонии уступает место более сложному мироощущению и универсальным переживаниям материнства. Делается акцент на теме торжественного небесного явления Мадонны. Претерпевает изменения и стиль художника: он становится динамичней и монументальней. Эти признаки становления нового творческого метода Рафаэля в полной мере проявились в картине «Мадонна делла Седиа» («Мадонна в кресле», 1513-1514 годы) – одном из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем.

«Мадонна делла Седиа», Рафаэль Санти
Существует предание, что Рафаэль написал её, увидев на ступенях одной из римских церквей крестьянку, кормившую грудью ребёнка. Поражённый её красотой, он, якобы, поднял дно старой бочки (ничего другого под рукой не оказалось) и сделал набросок, который потом превратил в картину. Конечно, всё было не так. Рафаэль упорно работал над этой композицией: сохранившиеся рисунки показывают и другие варианты, не круглые (тондо), а прямоугольные. Один из секретов творчества художника заключается в том, что он, как никто другой, умел прятать предварительный труд и добиваться такого завершённого окончательного решения, которое кажется единственно возможным и потому возникшим легко и внезапно.
Лицо Мадонны носит черты типичной римской красоты – величавой и строгой. Но её идеализированный образ приземлён внесением в композицию реальных элементов. На Мадонне не обычная традиционная одежда, а полосатый платок и домотканая кофта, которую носили крестьянки «по ту сторону Тибра», как говорили римляне. В узоре её шали просматриваются восточные мотивы. С точки зрения композиционного построения, эта картина Рафаэля уже его современниками была признана вершиной станковой живописи. Форма тондо позволила художнику соединить в гармоничное целое круговую схему композиции с естественностью и нежностью материнских объятий, придав таким образом всей композиции логическую завершённость. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля. Фигуры Марии, Младенца Христа и Иоанна Крестителя, тесно прижавшиеся друг к другу, заполняют всю поверхность картины. Мария старается укрыть в объятиях своё дитя, взгляд которого не по-детски встревожен, а Иоанн Креститель в грубой власянице замечательно завершает композицию. «Мадонна делла Седиа», выполненная Рафаэлем без помощи своих учеников, попала в коллекцию Медичи уже в XVI веке, а с конца XVIII века находится в галерее Питти во Флоренции.
В искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения художники часто использовали композицию «Святое собеседование», в которой изображались рядом объединённые высшей иерархией ветхозаветные пророки, иудейские цари, Ангелы и Апостолы, святые разных стран, занятые символическим общением – молчаливым собеседованием. Многие Мадонны Рафаэля были близки к композиции типа «Святое собеседование». Картину художника «Мадонна дель Импанната» («Мадонна с завесой» ок. 1514 года) тоже называют «Святым собеседованием».

«Мадонна дель Импанната», Рафаэль Санти
Картина, изображающая Деву Марию с Младенцем вместе со Св. Елизаветой, Св. Екатериной и Иоанном Крестителем в детстве, названа по завешанному окну на заднем плане. Это одна из многих вариаций на тему Мадонны с Младенцем, построенная на сложной игре жестов и взглядов.
Живописное мышление Рафаэля, сложившееся ещё в Урбино, отличалось особенностью, которая сделала его уникальным мастером композиции – оно было архитектурным по структуре. Разнообразия в теме Мадонны художник добивался за счёт новшеств в композиционном решении. Традиционно композиции Рафаэля отличаются гармоничностью, изяществом и спокойным решением, основанным на взаимных повторах линий. В «Мадонне дель Импанната» композиционная проблема решается по-новому: равновесие, скорее динамическое, чем статическое, достигается контрастным объединением мотивов пирамидальной композиции. Полотно стало результатом осмысления флорентийских уроков Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1510-х годов Рафаэль плодотворно работает над композициями для алтарей.

«Мадонна ди Фолиньо», Рафаэль Санти
В 1511 году художник пишет алтарную картину «Мадонна ди Фолиньо», второе название которой «Мадонна в Славе». Картину заказал историк и секретарь папы Юлия II Сигизмундо де Конти для римской церкви Санта Мария Арачелли. Картина находилась в алтаре этой церкви, где был похоронен заказчик, до 1565 года, а потом её перевезли в церковь Св. Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году наполеоновская армия, злоупотребляя своим правом победителя, вывезла в Париж захваченные в Италии художественные ценности, среди которых была и «Мадонна ди Фолиньо». В Париже реставраторы перенесли изображение с дерева на холст, и тем самым спасли его от разрушения. После падения Наполеона, по решению Венского конгресса в 1816 году, картина была возвращена в Ватикан. В 1958 году «Мадонна ди Фолиньо» была реставрирована.
Композиция картины включает портрет Сигизмондо де Конти. Окружённый ангелами, коленопреклонённый Конти молится, с благодарностью глядя на Деву Марию, которая с Младенцем Христом парит в облаках на фоне золотого диска, олицетворяющего небесную славу Богоматери. Рядом с Конти стоит Св. Иероним со своим ручным львом. В левой части картины изображены Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. В некоторых частях картины видна работа помощников Рафаэля по мастерской. В центре картины написан пейзаж с городом Фолиньо, работа над которым приписывается художнику Джованни ди Лутери из Феррары. Город охватывает яркая дуга света – это может быть молния, ударившая рядом с домом Конти или снаряд, который попал в его дом, при осаде Фолиньо, но не разрушил. В честь счастливого избавления от смерти Рафаэлю была заказана картина, ставшая долговечным памятником этого события.
Ряд экспертов полагают, что «Мадонна ди Фолиньо» не только хронологически, но и в художественном отношении имеет много общего с «Сикстинской Мадонной» и является, таким образом, подготовительной в создании шедевра. Обе картины объединяет тема торжественного небесного явления Мадонны, их композиционные решения похожи, обе картины восходят к традиции «Святого Собеседования» и созданы они с минимальной разницей во времени. Но с точки зрения истории искусства и становления творческого метода Рафаэля между этими картинами – целая вечность. Если «Мадонна ди Фолиньо» выражена в стиле поздневизантийской иконографии (Богородица на ней отрешённая идеализированная греческая красавица), то «Сикстинская Мадонна» - прорыв к абсолютной свободе. В «Мадонне ди Фолиньо», разделив мир на земную и небесную сферы, Рафаэль превратил её явление в мистическое чудо. Этот мистический компонент картины станет очень популярным в эпоху маньеристов и появится в «Сикстинской Мадонне». Композиция, рисунок, мастерское использование цвета и возвышенный дух Мадонны сникали этому алтарному образу Рафаэля немеркнущую славу шедевра эпохи Возрождения. В июне 2012 года, Государство-город Ватикан эмитировал (выпустил в обращение) золотую монету номиналом €100, посвящённую «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля.


Золотая монета, посвящённая «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля
автор: Людмила Велигорская