Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца дель Инчендио ди Борго и Станца д‘Элиодоро Print

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) Станца дель Инчендио ди Борго и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Освобождение апостола Петра из темницы», «Пожар в Борго» читайте в нашей статье.

Станца д‘Элиодоро это вторая комната в апартаментах папы Юлия II в Ватиканском дворце, стены которой украсили фрески Рафаэля: «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», «Освобождение апостола Петра из темницы». Художник приступил к работе в 1512 году, и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II.

Сюжет другой фрески в станце д‘Элиодоро – «Изведение апостола Петра из темницы» (1512 – 1513 годы) – был взят из «Деяний апостолов» из-за особой привязанности папы Юлия II к римской церкви Сан Пьетро ин Винколи (Святой Пётр в цепях), где хранились те самые цепи, в которых апостол Пётр пребывал в темнице. Будучи ещё кардиналом, папа Юлий II получил титул священника этой римской базилики (церкви). В этой же церкви, спустя 30 лет после смерти папы Юлия II, была воздвигнута его гробница, созданная Микеланджело.

Рафаэль Санти. «Освобождение апостола Петра из темницы»

Фреска «Освобождение Петра» была создана Рафаэлем уже после смерти Юлия II при Льве X. Но по своему идейному содержанию является продолжением первой – «Изгнание Элиодора». По легенде, апостола Петра освободил из темницы ангел, который вывел его невидимо для стражи. Эту христианскую легенду Рафаэль трактует в том же возвышенно-идеальном плане, как и легенду из Библии в «Изгнании Элиодора», утверждая победу справедливости над насилием и неверием. В «Освобождении Петра» ясно виден намёк на освобождение папы Льва X из французского плена, в который он попал в битве при Равенне, еще, будучи кардиналом. На фреске у римских воинов доспехи и вооружение XVI века. Этим анахронизмом художник подчеркнул связь древнего события с современным, но не решился прямо изобразить папу Льва X в лице апостола Петра. Портретное изображение Льва X с отрядом нарядных швейцарцев всё же появилось в этой станце, но в другой фреске – «Встреча Льва I с Аттилой», где он изображён вместо папы Льва I, который остановил полчища гуннов под предводительством Аттилы, явившись ему на белом коне со своими кардиналами.

Во фреске «Освобождение Петра» Рафаэль использовал приём непрерывного изображения, при котором в пространстве одной картины подаётся сразу несколько эпизодов сюжета. Композиция фрески делится на 3 части. В центре – ангел склоняется над спящим апостолом Петром, в правой части – ангел осторожно выводит Петра из темницы, а в левой части проснувшиеся стражники поднимают тревогу после исчезновения Петра.

Во фреске «Освобождение Петра» Рафаэль использовал все средства художественной выразительности, поэтому она оказалась самой тонкой и сильной по колориту из всех его ватиканских фресок. Сияние в темнице Петра художник усилил за счёт контраста с чёрными шероховатыми перекладинами решётки, прекрасно передал отблески огня на латах и оружии стражи. А драматическое настроение было достигнуто смелым применением ночного освещения. Росписи первых двух станц Ватиканского дворца стали вершиной монументальной росписи Рафаэля и шедеврами фресковой живописи Возрождения. Но характер и стиль росписей этих двух станц отличается. Стиль фресок Станцы делла Сеньятура определяют как «идеальный», а станцы д‘Элиодоро  - как «исторический».

После смерти папы Юлия II в 1513 году на папский престол вступил Лев X, и это событие во многом изменило жизнь Рафаэля: он стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане. Но снискав славу, Рафаэль столкнулся с проблемой – для развития успеха нужно было обладать сверхвозможностями. Художник был просто завален серьёзными работами: папскими, частными, церковными и монастырскими. Папа, его окружение, знатные лица постоянно требовали от него советов, планов для их дворцов, картин и рисунков. А оплатив услуги, становились непозволительно назойливыми и требовательными. Рафаэль был настолько занят другими заказами, что вынужден был перепоручить роспись третьей станцы своим ученикам, а сам мог только наблюдать за их работой, иногда дописывал вещи своих учеников,  передавал им эскизы или – просто композиционную идею, которую они разрабатывали самостоятельно. Поэтому маловыразительные композиции третьей станцы и зала уступают фрескам двух первых станц, выполненных Рафаэлем собственноручно или при его непосредственном участии.

Рафаэль Санти. «Пожар в Борго»

Во время правления Юлия II, в зале «Пожар в Борго» заседал верховный суд папской курии (курия – главный административный орган Святого Престола и Ватикана) под председательством самого понтифика. Папа Лев Х пересмотрел планировку Апартаментов и распорядился отвести помещение под малый обеденный зал, где понтифик мог пообедать с избранными приглашёнными, кардиналами или послами иностранных государств.

Станца дель Инчендио ди Борго, «Пожар в Борго», была расписана в 1515 – 1517 году и стала последней которую Рафаэль увидел полностью законченной. Сюжет росписей станцы посвящён эпизодам, связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославлять находящегося на престоле Льва X.

Потолок станцы был уже расписан учителем Рафаэля Перуджино по заказу Юлия II. Росписи Перуджино объединяла тема прославления Господа. Рафаэль оставил нетронутыми росписи Перуджино и общую архитектуру станцы, и сосредоточился на фресковых росписях стен.

Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и была названа – «Пожар в Борго». Фреска изображает чудо, произошедшее в одном из центральных районов Рима – Борго, который непосредственно примыкал к Ватикану и считался районом паломников. В 847 году там вспыхнул пожар, который чудесным образом остановил папа Лев IV, осенив знаком креста толпу и бушевавшее пламя из окна Ватиканского дворца. Рафаэль изучал археологию и даже составил карту античного Рима. О его серьёзном отношению к этому виду деятельности свидетельствует изображённая на фреске коринфская колоннада храма Марса Ультора («Мстителя»), от которого сохранились лишь лестница и нижние части отдельных колонн. Сюжет фрески взят из описания Вергилием пожара Трои. Эней, прекрасная мужская фигура слева, убегает из охваченного огнём квартала со стариком-  отцом на плечах, рядом с ним изображён его сын Асканий, а позади – его жена Креуса. Здель явно прослеживается влияние Микеланджело: фигура Энея со стариком на плечах очень напоминает похожую группу с фрески Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле. Совершенством силуэта, подсказанным Рафаэлю похожей фигурой с фрески Гирландайо, отличается изображение девушки с кувшином на голове в правой части композиции. Сохранился эскиз этой фигуры, сделанный сангиной, и в нём сразу же угадывается рука Рафаэля. Если росписи Станцы д‘Элиодоро отличаются драматизмом, то фрески Станцы дель Инчендио носят некий оттенок театральной патетики. Причин этому несколько: большинство фресок в Станце дель Инчендио, в зале Константина – полностью, были уже расписаны учениками художника (Джулио Романо, Джованни Пенни и Рафаэллино дель Колли) и настолько композиционно уступают предыдущим фрескам, что возникает сомнение, что Рафаэль был автором эскизов. Не менее серьёзным оказалось и воздействие усиливавшейся реакции, наступавшей на гуманистические принципы искусства Возрождения.

Наступление реакции в XX веке для знаменитого римского района Борго закончилось его разрушением. В 1936 году Бенито Муссолини начал строительство парадного проспекта, связавшего площадь Святого Петра с другими районами города. Большинство исторических зданий Борго попросту снесли, а жителей Борго выселили за пределы Рима.

Фрески станц Рафаэля принадлежат к величайшим сокровищам Ватикана. В декабре 2012 года закончилась реставрация фресок Рафаэля в станцах Ватиканского дворца, которая продолжалась 30 лет. Не все считают, что реставрации необходимы, есть мнение, что нужно позволить времени накладывать свой отпечаток.

автор: Людмила Велигорская

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ

Лера от 15 августа 2014 г. 22:25

Когда-то я очень интересовалась всем об Аттиле, и вот пожалуйста - оказывается даже есть такая фреска Рафаэля – «Встреча Льва I с Аттилой»! Спасибо за информацию, очень любопытно.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.