Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Диспута», «Парнас», «Изгнание Элиодора из Храма» читайте в нашей статье.
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана – это три сравнительно небольшие комнаты в папском Ватиканском дворце, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508 – 1517 годах. Эти Апартаменты уже существовали при папе Николае V (1447-1455). Станца делла Сеньятура (комната Подписей) – единственная из трёх станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Стены этой комнаты, которую начали оформлять первой, украшают фрески: «Диспута», «Афинская школа», «Парнас» и «Правосудие».
«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.

Рафаэль Санти. Фреска «Диспута»
Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке – праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника – монаха Фра Беато Анджелико. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению – фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас»
Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею Bello – красоты, Прекрасного.
Рафаэль с лёгкостью решил проблему визуального изображения Поэзии, которую в эпоху Возрождения считали «второй теологией» и «божественным искусством». Художник изобразил холм с рощей символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшуюся в античные времена местом жительства Муз.
В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира – очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц – преемственность античной и современной Рафаэлю культур.
Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас». Изображение Микеланджело
Творенье может пережить Творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
Невозможно точнее определить предназначение искусства.
Четвёртая фреска посвящена теме правосудия и состоит из трёх частей. Над окном художник разместил три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу. Слева от окна - изображение императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа изображение папы Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют история церковного и светского права.
Ансамбль фресок Станцы делла Сеньятура Рафаэля - воплощение гуманистической мечты Возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях.

Рафаэль Санти. Станца д‘Элиодоро
Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. Девиз Рафаэля – Церкви подчинены все силы на земле – особенно ярко выражен во фресках Станцы д‘Элиодоро. Эта станца была второй из комнат в ватиканских покоях папы, которую оформлял Рафаэль в 1511 – 1514 г.г. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи.
Сюжетами для фресок этой станцы послужили легенды и эпизоды из истории Церкви, когда она якобы благодаря божественному вмешательству, избавилась от грозящей ей опасности. Как католик и официальный живописец папского престола, Рафаэль в четырёх фресках этой станцы изобразил величие Церкви, её Всепобеждающую силу и могучий гнев божий против врагов её и папы.

Рафаэль Санти. Фреска «Изгнание Элиодора из Храма»
Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Элиодор явился в Храм Иеговы, чтобы разграбить его и похитить золото, предназначавшееся вдовам и сиротам. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. В этом эпизоде Рафаэль грешил против истины, но этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II, поэтому основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II: победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года, и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре.
автор: Людмила Велигорская