Рафаэль Санти. Станцы Print

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О работах гения Рафаэля, о станцах Рафаэля, жизни первосвященников, занимавших папский престол в XV веке и влиянии церкви в жизни Рима читайте в нашей статье.

«Рим – глава мира».

Средневековое изречение.

Религия – самая мощная сила, которая контролировала практически все аспекты жизни, и даже создавала и уничтожала государства. Но к концу XIII века церковь утратила своё влияние, и в результате роль Рима начала падать. Папа Бонифаций VIII попытался исправить ситуацию, напомнив Филиппу Красивому в письме: «Господь возвысил нас над королями и царствами, только безумный и богохульник может не признавать нашей власти». Это был глас вопиющего в пустыне – булла была попросту сожжена палачом.

Недопустимая роскошь жизни первосвященников, занимавших папский престол в XV веке, их безумные вакханалии, своеволие, дошедшее до торговли священным именем наместника Петра, поколебали авторитет Церкви, чему в немалой степени способствовали и горячие проповеди аскета Савонаролы. Поднять упавший авторитет папства и очистить атмосферу Рима от пороков, ужасов насилия и аморальности, ставших нормой во время царствования папы Александра VI, суждено было Юлию II.

Папа Юлий II был незаурядной личностью, который влиял на ход истории не только в итальянских широтах, но и в значительной степени – в европейских. Юлий II прекрасно понимал, что истинное и прочное величие церкви может быть основано только на нравственном совершенстве и благоустройстве. Нрава он был крутого и решительного и личным примером заставил окружавший его «террариум» единомышленников сдерживать страсти и расточительность. Папа Юлий сам руководил в сражениях своей армией, боевой клич которой был «Бей варваров!» - французов и испанцев, грабивших и унижавших Италию. Папа завоевал Перуджу, Болонью и другие города, которые раньше не подчинялись Ватикану. Его политика отличалась не только смелостью, но и гибкостью, а его авторитет позволял ему не обращать внимание на критику недругов и завистников. Так, победу в борьбе с непокорной Венецианской республикой он одержал в союзе с «варварами» - теми же испанцами и французами. А сразу же после победы, Юлий II объединился с Венецией для борьбы – но уже против Франции. Как и все его предшественники, включая ненавистного ему папу Александра IV, папа Юлий II ставил интересы Ватикана выше общенациональных и будущее объединённой Италии видел только под главенством Ватикана. По мнению Макиавелли, несчастье Италии как раз и заключалось в том, что Церковь, не обладая достаточной силой для объединения страны, была достаточно сильной, чтобы помешать её объединению не под своим главенством. Папе Юлию удалось наполнить церковную казну, к его времени совершенно истощённую, и вернуть Риму статус крупнейшего политического и культурного центра Италии.

Было бы преувеличением утверждать, что папа Юлий II был особенно тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство может возродить былую славу Рима и прославить его самого. Поняв ценность союза культуры и религии, и используя искусство как инструмент, Ватикан получил власть. Это подтверждает фраза папы Бенедикта IV у входа в музеи Ватикана, определяющая суть и предназначение художественных коллекций Ватикана: «Чтобы придать больший блеск Риму и для утверждения непроходящих истин Христианства».

Если папа Юлий хотел что-то сделать, то он подходил к этому с военным размахом. Он не жалел средств на грандиозные сооружения и произведения искусства, которые вновь могли принести славу Церкви и Ватикану, а Риму – историческую значимость. Начиная с Юлия II началось систематическое формирование коллекции предметов искусства. В те времена люди были легки на подъём несмотря на опасность передвижения. Рим умел всё хорошо организовать, и в Вечный город стали стекаться незаурядные люди и идеи. Казалось, сама эпоха благоприятствовала начинаниям папы – это было время титанов Возрождения. И заслуга папы Юлия II состоит в том, что он собрал их, заставив служить одной великой цели, и сумел не только указать каждому его место, но и вызвал к жизни все их способности. Только благодаря ему, смогли соединить в стенах Ватикана свои силы и талант Микеланджело, Браманте и Рафаэль.  Знаменитейшие архитекторы работали на него в Риме, при нём началось строительство собора Святого Петра.

История переезда Рафаэля в Рим продолжает вызывать споры: не известно, вспомнил ли Юлий II сам о талантливом молодом художнике, чьи работы он видел в Урбино, или  Рафаэль заручился поддержкой Браманте, своего родственника и ближайшего советника папы, который работал над перестройкой и украшением Ватикана. Вполне вероятно, что Рафаэль прибыл в Рим с рекомендациями из Урбино, где новый Урбинский герцог, Франческо Мария делла Ровере, был племянником папы Юлия II. Так или иначе, Рафаэль в радостью принял приглашение папы и поспешил в Рим, где мог получить простор для своей деятельности. Вместе с другими известными художниками он получил почётный заказ  - украсить парадные покои папы Юлия II.

Папе Юлию II претила сама мысль жить там, где всё напоминало ему о ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. Папа Юлий даже велел уничтожить всего его портреты и фрески на стенах, говоря, что «самые стены заслуживают казни за то, что сохраняют память об этом Иуде». Но полностью стереть память о Борджиа папа Юлий II не смог – вечным напоминанием осталась в Ватикане башня Борджиа, построенная Александром VI, поэтому для папы приготовили три небольшие комнаты и смежный с ними зал во втором этаже Ватиканского дворца. Стены этих комнат (станц) уже были украшены фресками знаменитых художников, в том числе и учителем Рафаэля – Перуджино. По-видимому, сначала участие Рафаэля в росписи предполагалось достаточно скромное – он должен был расписать свод, а роспись стен была доверена таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Каждую из стен должна была целиком занимать фресковая композиция, таким образом, в каждой из станц их по четыре. Но программа росписи, составленная Рафаэлем, так понравилась папе Юлию II, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. И это не удивительно: ведь эта идейная программа фресковых циклов в станцах разрабатывалась в помощью теологов и литераторов Ватикана и должна была служить прославлению Церкви и её главы – римского превосвященника. Для этого в некоторые композиции из истории папства, наряду с библейскими и аллегорическими образами, Рафаэль ввёл портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

автор: Людмила Велигорская

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ

Лера от 16 июля 2014 г. 22:05

- Недопустимая роскошь жизни первосвященников, занимавших папский престол в XV веке, их безумные вакханалии, своеволие, дошедшее до торговли священным именем наместника Петра, поколебали авторитет Церкви -
Кстати - за что я люблю историю: она всегда воздаёт по заслугам + ставит всех зарывающихся на место...

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.