Скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя значительно поднял его рейтинг ещё до выхода картины на экран. История любви российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, которая выйдет на экраны осенью 2017 года, вызвала множество дискуссий и бурю возмущения. И хотя сегодня некоторые считают, что Матильда придала памяти царя не самые лучшие штрихи, он все-таки одаривал её множеством роскошных драгоценностей, которые позволили балерине вести поистине королевскую жизнь. Об этом балерина рассказала в своих мемуарах.
Роман Николая Александровича, будущего императора Николая II, и Малечки, как её ласково называли близкие, начался с дебюта балерины на сцене Мариинского театра в сезоне 1890-1891 годов. Тогда молодая девушка впервые ощутила на себе внимание цесаревича и его ближайших родственников, которые преподносили ей маленькие, но весьма дорогие безделушки.

Первым подарком Николая Александровича, как вспоминала Кшесинская, был «золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами». Позже сапфиры станут страстью балерины, и поклонники будут стараться баловать её этим камнем. Уже после женитьбы Николая II великие князья Владимир Александрович, Михаил Николаевич, Алексей и Павел Александровичи Романовы подарили Кшесинской брошь в форме кольца с бриллиантами и четырьмя крупными сапфирами.
Даже традиционный царский подарок, который получает в свой бенефис каждая балерина Императорских театров, для Матильды был особенным. Его Николай Александрович выбирал лично вместе с императрицей. Брошь в виде змеи с бриллиантами и сапфиром-кабошоном, по словам будущего императора, была символом великой мудрости.

Особое место среди подарков царской семьи занимали ювелирные украшения и знаменитые яйца Карла Фаберже. В мемуарах балерины записано:
«Великий князь Владимир Александрович «на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже».
Ювелир создал для Матильды множество украшений. Так великий князь Андрей Владимирович, который в будущем стал морганатическим супругом Кшесинской, помимо многих других подарков преподнес ей бриллиантовые пряжки для туфель и бриллиантовую тиару-обруч с шестью крупными сапфирами от Фаберже к её костюму в балете «Дочь фараона». А в день их десятилетнего знакомства он подарил Малечке сапфиры-кабошоны в бриллиантовой оправе. Об этом украшении Кшесинская написала следующее:
«Фаберже, у которого эти камни были куплены, мне по секрету говорил, что эти сапфиры происходят из знаменитой сапфировой парюры герцогини Зинаиды Лейхтенбергской, жены герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского».

Матильда в костюме для балета «Дочь фараона»
Второй бенефис Кшесинской, в честь 20-летия её карьеры, также не оставил балерину без «маленьких радостей жизни». Император прислал ей украшение в виде двуглавого орла с бриллиантами и подвеской с розовым сапфиром. А князь Сергей Михайлович подарил шкатулку от Фаберже с коллекцией желтых бриллиантов, позволив балерине самой выбрать, в какое украшение их оправить.
Помимо многочисленных украшений из драгоценных камней, Матильде Кшесинской также презентовали дорогую мебель, предметы интерьера, сервизы и столовые приборы. И многие из этих вещей балерина заказывала поклонникам сама. Впрочем, и сама балерина никогда не скупилась на подарки. Знакомым на праздники она регулярно дарила различные мелочи от Фаберже, а после гастролей в парижской Гранд Опера поднесла танцевавшим вместе с ней балеринам вазочки от Галле.

Матильда в костюме для балета «Камарго»
Вся эта роскошь закончилась с приходом революции. Матильде Кшесинской удалось вывезти немало своих драгоценностей на свою виллу на Лазурном берегу, что позволило ей какое-то время вести привычный образ жизни. Во Франции в 1921 году она обвенчалась князем Андреем Владимировичем и стала княгиней Красинской. Но роскошная жизнь длилась недолго, и вскоре Матильда открыла балетную школу в Париже, где занималась преподаванием до глубокой старости. Балерина не дожила лишь 9 месяцев до своего столетнего юбилея, скончавшись 6 декабря 1971 года.

Кстати, Матильда Кшесинская была не единственной балериной, которую так щедро одаривала аристократия. У балерины Кузнецовой был долгий роман с великим князем Константином Николаевичем, который, помимо дорогих подарков, построил ей дом в Петербурге. А у князя Долгорукова, брата княгини Юрьевской, даже был сын от танцовщицы Александровой. Не упустила своего шанса и старшая сестра Кшесинской, Юлия, которая оставив сцену, стала супругой барона Зедделера.
По материалам lenta.ru.